Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
ВОПРОС НЕДЕЛИ
    Жмурки с прозрачным платком
    Аргунь вышла из берегов
    Акцент недели: Обед по-европейски
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Немцы в объективе
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Как живется в прокаженной резервации?
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Здесь люди живут с душой нараспашку…
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Маленький тракторишка для большого дела
    Укротитель перфоратора
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Не магазином единым жив человек…
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    О женщинах с «железным» характером
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Сельские хроники. Шилкинское
    Невыдуманная история
    Взлетая, падая и поднимаясь вновь
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    Забайкальская тайга
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    О границах цивилизации
    Когда лечение не по карману
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Подарите песню!
    Литературная гостиная. Под покровом Моцарта
ЗДОРОВЬЕ
    6 основных правил профилактики диабета
ФАЗЕНДА
    Творчество на тарелке!
    Внимание! Конкурс!
Выпуск № 32 от 07.08.2013 г.
Сельские хроники. Шилкинское

Село Шилкинское, больше известное как Шилкинский Завод, расположенное на левом берегу р. Шилка примерно в 90 верстах от Сретенска, было основано в 1767 году.

Живописноеселение 
Раньше там существовала верфь (гавань), на которой строились баржи, и даже были построены два парохода: «Шилка» и «Аргунь». Также здесь были складочные магазины, стекольная фабрика, существовало комиссионерство (позднее интендантство), долгое время стояли 13-й и 15-й батальоны солдат, впоследствии переведенные на Амур. С перенесением гавани в Сретенск и уходом батальонов Шилкинское превратилось в заурядную деревню. Население состояло преимущественно из крестьян (бывших горных рабочих), большинство которых постоянно были в отлучке – работали на золотых приисках и служили матросами на пароходах. Земледелие же и сенокошение было развито слабо, поскольку пригодных для этого земель было мало.
Основным заработком для тех жителей, которые постоянно проживали в селе, было «харчевание» (кормление) приисковых рабочих, ожидавших в селе сезон работы. Заработок этот давал 50-60 копеек в сутки. При этом часто бывали случаи, когда рабочих хозяева кормили в долг, а те, найдя себе место работы, просто исчезали не расплатившись. Ещё одним способом заработать было содержание кабаков, клиенты в которых не переводились круглый год. Особенностью местного вина было то, что изготавливали его очень качественно. Даже у местного доктора на пузырьках с очищенным спиртом была приклеена этикетка с надписью «безвредное». И что удивительно, это подтверждалось статистикой: масса народа, пьянство почти поголовное, а смертельных случаев в селе от употребления зелья не было ни разу. Рекламируя спиртное, местные говорили: «Вино наше более не зелье, оно скорее напоминает какую-то микстуру, так как если его напьешься, что называется, до отвала, то произойдет разве лишь расстройство желудка или рвота».
Местность, на которой расположилось Шилкинское, было весьма живописным. В 1850-х годах здесь оказался по службе чиновник особых поручений при конторе золотых промыслов Нерчинских заводов Гектор Бильдзюкевич. В 1857 году он даже какое-то время служил полицмейстером Шилкинского Завода. Одним из его увлечений на досуге было рисование. В 1859 году Бильдзюкевич преподнес в дар Генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Н.Н.  Муравьеву-Амурскому «Живописный Альбом с приложением краткого описания замечательнейших видов и местностей на берегах р. Шилки, Амура и Восточного Океана». Были в нем и два рисунка, связанных с Шилкинским. На первом из них, под названием «Шилкинский Завод», Бильдзюкевич изобразил открывающийся с противоположного берега вид на реку, а на ней пароход и лодка, на берегу стоят два человека. На другом берегу на фоне гор виден поселок с двумя церквями. На втором рисунке был вид Екатерининского рудника, расположенного в пяти верстах от Шилкинского. Здесь также была изображена река, а на её берегу маленькая деревушка на фоне гор. Сейчас этот замечательный альбом хранится в Санкт-Петербурге, в отделе рукописей Российской национальной библиотеки и представляет большую ценность для исследователей.

Небывалое землетрясение
Иногда случались в Шилкинском редкие природные явления. В январе 1863 года здесь ощущалась небольшая дрожь земли, а в 1889 году случилось настоящее землетрясение. Вот как о нем рассказывал один из очевидцев: «В 2 ч. 50 мин. 6 декабря, во время сна я сначала почувствовал, что кровать, на которой я спал, сильно закачалась; от этой качки я проснулся и сразу не мог сообразить, что это такое, полагая, что кто-нибудь ходит; затем сообразил, что пол в спальной очень плотный и от ходьбы качки не даст. Затем, через полторы минуты я явственно услышал как будто бы подземный и сильный гул, и здание словно зашевелилось с треском, а кровать, на которой я ещё лежал, в этот момент с силой раза 3 или 4 перебросило с места. Всё моё семейство тоже проснулось и повскакало с постелей и, недоумевая, спрашивали друг друга: «что это такое?».
Направление землетрясения объясняют различно. Иные говорят, что оно было с востока на запад, а другие – наоборот. Я тоже последнего мнения: так как я спал головой на восток, а ногами на запад, то и чувствовал, что сотрясение начиналось с ног. Надо полагать, что первое сотрясение было волнообразное и лёгкое, а второе – сильно порывистое.
Наши деревенские прорицатели видят или предчувствуют много нехорошего (разумеется, от суеверия), причем ставят в пример 63-й год, что будто бы после бывшего тогда землетрясения было сильное наводнение и неурожай хлеба и трав».

Торговые махинации
К концу XIX века практически всю торговлю и прочие коммерческие дела на Шилке вели семьи еврейских купцов. Местные даже жаловались: «Недовезенный груз с Амура пароходами весь взяли евреи, поставку мяса на разные прииска – всё за евреями, доставка хлеба и прочих припасов в тюремное управление тоже в руках евреев, для расположенных в округе войск вся поставка припасов за евреями же. Наконец поставка хлеба и сена на кабинетские промыслы за евреями и т.д…  Даже сыны Небесной империи – китайцы, и те всю почти поставку припасов для своих амурских промыслов отдали в руки еврея – и платят еврею золотом…».
Нередкими при этом были и махинации. Тот же свидетель рассказывал: «Возчик Таскаев поплавил товар от купчихи К.; дорогой у него разбили ящик и выкрали золотые вещи, которые и купил купец П. По горячим следам вора накрыли; вор указал, кому продал вещи. Покупщик краденого сознался и вещи отдал. Возчик подал иск на П., но его же приговорили к аресту. Этот же П. ныне в Благовещенске сидел 3 месяца в тюрьме по делу о хищничестве золота. Ныне же есть слух, что, будто бы, этот же П. скупил у одного господина массу казенных солдатских вещей и у того затем оказался недочет казенных денег на сумму более трех тысяч и, вот, несмотря на такие рокамбольские ухватки П., его дом всегда полон местной интеллигенции, он живет в свое удовольствие».

Праздничные бои
Жители Шилкинского очень любили праздники. К примеру, Масленица 1890 года выдалась настолько «широкой и раздольной», что запомнилась селянам надолго. Началась она с того, что «сливки» местного общества безобразно напились, последствием чего было «сокрушение» многих физиономий. И таких примеров было во множестве. Описывая подобные торжества, один из жителей Шилкинского рассказывал: «В торжественный день, по обычаю, делаются визиты аристократами села. Визитеры, обыкновенно, находятся в подпитии и, поссорясь между собою, начинают расчесывать друг у друга шевелюру с чеканкой физий и сокрушением ребер. Или такое оригинальное угощение: приглашаются гости, просят их выпить и закусить (это по обычаю), а затем следует сеанс такого рода: правая рука хлебосола-хозяина моментально описывает полукруг в воздухе и путешествующая ланита его влепляется с подобающим звуком в физиономию гостя; затем происходит общая суматоха, ну а потом… мировая. Впрочем, ненадолго – через несколько минут та же картина и т.д. А то бывает и так: устраивают вечеринку и приглашают тех лиц, коим почему-либо хотят сделать «удовольствие» и, конечно, делают, как это было устроено с В.К., которого, пригласив на вечеринку, чуть не заколотили до смерти. Или собирается ватага парней-подростков и чуть не раскатывают по бревешку избенку крестьянина М.Т., и это только потому, что хозяина нет дома, а в избе остались одни женщины, не желающие пустить пьяную ватагу в избу… Что же касается до разных совков, оплеух и мелких драчишек, то им у нас нет числа. У нас вошло в моду или привычку: правая рука только и знает, что – к рюмке и в морду».

Александр ЛИТВИНЦЕВ
Яндекс цитирования