Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Цена нескольких слов
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Пени только через суд!
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Останемся в китайских труселях?
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Нерчинский Завод: сбудутся ли «железные» надежды
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Полярное небо над Амазаром
НАБОЛЕЛО
    Чур меня, чур, или Озабоченные
ПРОШУ СЛОВА!
    «Каждая пядь – Родина»
ЗНАЙ НАШИХ!
    Лучшие растениеводы края
70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
    Не забывается доныне
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
    А кто хозяин?
    Учёт в сельском хозяйстве
ФАЗЕНДА
    Вкусный стол зимним вечером
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Наш «Царь-Клуб»
ТелеМАНИЯ
    От Москвы до Кассиопеи
Выпуск № 50 от 08.12.2015 г.
От Москвы до Кассиопеи
(транзитом через «войны» и время)
Молодые космонавты, спасающие в глубинах галактики планету братьев по разуму и молодые воины, наравне со старшим поколением, защищающие свободу галактики от зловещих тёмных сил. Первые ушли во Вселенную сорок с лишним лет назад, вторые начнут свои ратные приключения с 17 декабря сего года. «Гражданские» и «военные» отроки во вселенной...  О вторых уже много сказано, ибо они одни из главных героев широко разрекламированной первой части новой трилогии культового цикла Джорджа Лукаса «Звёздные войны» – «Звёздные войны: Пробуждение Силы».
    О первых ныне говорят мало, но они оставили неизгладимый след в душах и умах целого поколения великой космической державы – СССР. Сегодня я попробую восполнить этот досадный пробел, а потому всему читательскому экипажу «Телемании» предлагаю отправиться в исследовательскую экспедицию вместе с семёркой советских космонавтов не старше… 14 лет, что отправились 42 года назад, за 70 парсек, к звезде Альфе созвездия Кассиопеи, к одной из её планет, откуда поступил сигнал бедствия… Поехали!
    
Звёздные мечтатели
    Беспрецедентное путешествие отважных отроков через глубины вселенной стало великой кинолегендой для целого поколения юных мечтателей середины 70-х годов – тех, коим ныне за 40 и 50 лет. С гагаринского старта минуло едва десятилетие, но мы были твёрдо уверены – ещё чуть-чуть и до звёзд будет рукой подать. То была великая советская космическая мечта. Среди творивших её учёных, инженеров, космонавтов был Ричард Николаевич Викторов, режиссёр, романтик и его удивительный звёздный, техно-революционный проект – культовая картина-дилогия «Москва-Кассиопея» и «Отроки во вселенной». «Предстартовая» подготовка этой знаменитой космической киноистории началась ещё в 1970 году.
    
Задача – покорение кинокосмоса
    В минувшие 1960-е отечественный кинематограф переживал не самую худшую пору: приключения, мелодрамы, комедии, детективы, фильмы о войне, великолепная мультипликация. Отменные кассовые сборы. Однако бдительные чиновники Госкино почувствовали некоторое беспокойство. Особенно после 1968 года. На экраны Старого и Нового света вышла эпохальная «Космическая одиссея 2001 года» Стэнли Кубрика, поразившая зрителя сверхреальными комбинированными «космическими» съёмками и эпическим размахом. Надо заметить, все эти космические корабли, орбитальные станции, эффекты с плавающими в состоянии невесомости астронавтами, были разработанны и сняты ещё за 11 лет до «Одиссеи» советским режиссёром Павлом Клушанцевым в фильме «Дорога к звёздам» (1957 ). Тем не менее, картина Кубрика стала новаторской, показав, что возврата к деревянно-картонным космическим кораблям и бутафорским иным мирам уже нет.
    «Одиссея» всколыхнула мировой зрительский интерес к фантастике. Кинематограф первого в мире космического государства просто не имел права отмахнуться от факта, что Запад собирается обойти СССР в космической киногонке. Госкино потребовало от студии имени Горького в самые сжатые сроки запустить какой-либо фантастический проект. Любой! Желательно приключенческий, рассчитанный на подростковую аудиторию, поскольку та представляла собой будущих строителей космической сверхдержавы, а так же приносила самую ощутимую финансовую прибыль.
    
Сценарий и «полка»: Полёт не выполним!
    За литературный сценарий взялись известные драматурги Авенир Зак и Исай Кузнецов, за плечами которых был уже ряд картин, среди которых комедия «Пропало лето» (1966) и приключенческая лента «Достояние республики» (1971). В то время они, как и многие, писатели увлекались фантастикой, но, всё же прекрасно понимали, что сделать полностью серьёзное произведение не смогут, а вот устроить что-то более лёгкое, весёлое, ироничное, абсурдное, где-то авантюрное – вполне реально. И «космический» тандем «улетел» в просторы фантазии.
    Сюжет будущего советского кинохита «Москва-Кассиопея» пересказывать бессмысленно, поскольку он известен едва ли не каждому читающему эти строки. Написание сценария, по признанию Исая Кузнецова, было весёлой работой, и они её делали с удовольствием. Литературная версия получила вторую премию на конкурсе сценариев, проводимом Министерством кинематографии, но всё же осталась лежать «на полке». Причина? Все режиссёры студии им. Горького, а потом и «Мосфильма» правдами и неправдами открещивались от «Кассиопеи», поскольку считали её жутко дорогой и абсолютно... невыполнимой.
    
«Вселенский» командир
    Мало кто верил, что в нашей стране вообще способны достойно воплотить в жизнь столь невероятный замысел Зака и Кузнецова. В конце концов, оправдать высокое партийное доверие и «облететь» Запад в кинокосмосе, взялся уже вполне известный режиссёр Ричард Николаевич Викторов («Третья ракета», 1963, «Переходный возраст», 1968), давно мечтавший заняться фантастикой. Тем более кино-космическому проекту выделили по тем временам такую же совершенно «космическую», сумасшедшую, сумму 1,5 миллиона рублей (старых, настоящих!). Правда, в результате экономии бюджет дилогии был урезан более чем на 600 тысяч (но и этого хватило с избытком).
    Для справки: производство среднебюджетного полнометражного художественного фильма в СССР составляло 300-350 тысяч рублей.
    
Тачанки в космосе
    Прежде всего, Викторов схватился «не на жизнь, а на смерть» со сценаристами. Несмотря на свою оригинальность и большое количество «плюсов» сценарий был просто забит идеологическим мусором. Например, по изначальной задумке авторов, прилетевшие на выручку братьям по разуму ребята должны были ездить по чужому миру чуть ли не на тачанке и мочить роботов, захвативших планету Альфа (ставшую в режиссёрском сценарии - Варианой). Видимо сценаристы подсознательно заимствовали противостояние белых и красных, как в Гражданской войне начала 1920-х годов: «белыми», понятное дело, были роботы и прочая агрессивная инопланетная машинерия, «красными» – наши ребята и дружественные аборигены. (Через несколько лет Лукас в своих «Звёздных войнах» пошёл примерно по тому же пути).
    Инициатором «идеологии», как ни странно, хотя и единожды, выступил сам режиссёр. Ричард Николаевич потребовал, чтобы в фильме был эпизод, когда ребята-космонавты перед полётом приезжают на «Чайке» на Красную площадь и отдают пионерский салют. Кстати, в реальности подобный «обряд» действительно совершали перед полётом все советские космонавты (по крайне мере до начала 1980-х годов). Только вместо пионерского салюта взрослые «салютовали» по-военному. Зак и Кузнецов расскандалились с Викторовым, говоря, что эта сцена будет слишком пафосной, фальшивой и не будет укладываться в стилистику фильма. Режиссёр всё же настоял. Впоследствии именно этот эпизод помог при сдаче картины пройти многие идеологические рогатки.
    
Жестокая и хищная Вариана
    Сцены захвата биотехническими роботами-исполнителями и роботами-вершителями планеты пришлось убрать полностью, поскольку они показались слишком кровавыми и жестокими.
    В режиссёрской версии присутствовал и животный мир Варианы, причём, не только детёныши «стрекозоидов» в виде загадочных двигающихся белых пузырей, но и опасные местные хищники-бедланги. «Стрекозоиды» во второй части «Кассиопеи» остались, бедлангов пришлось убрать по причине слишком сложных, невероятно изощрённых конструкций кукол-манекенов.
    
«ЗАЛП» во вселенную?
    Любопытно, что самый знаменитый в советской космической кинофантастике звездолёт, на котором юные космонавты отправились к далёкой планете, в первоначальной версии назвался «ЗАЛП» (аббревиатура Звездолёт Аннигиляционный, Лазерный, Прямоточный). Справедливо посчитав, что название несколько агрессивно, Викторов предложил более романтическое и «продвинутое» – «ЗАРЯ»( Звездолёт Аннигиляционный, Релятивистский, Ядерный).
    
Москва – и… не Кассиопея…
    Консультанты фильма – астрономы начали настоятельно предлагать Викторову поменять название фильма. Оказалось дело в том, что до Альфы Кассиопеи по расчётам учёных звездолёту потребовалось бы лететь не 25-27 лет, как в сценарии, а все... триста! Была предложена звезда Тау созвездия Кита, где научно предполагалась планетарная система с возможной разумной жизнью. Тем более лететь до неё «всего» четыре года. Фильму собрались дать название «Тау Кита, или Отроки во вселенной». Сюжет картины из-за короткого расстояния до звезды грозил вообще развалиться. И режиссёр настоял на Кассиопее...
    Незадолго до одиннадцатой годовщины полёта Юрия Гагарина, 21 марта 1972 года проект «Москва-Кассиопея» был полностью утверждён Госкино и запущен в производство.
    ...Запад встревожен – русские строят суперзвездолёт. Викторов – космический преступник!? Когда Спилберг в восторге. «Заря» – зависть космонавтов. «Пацаны, в космос не хотите?» – как набирался экипаж звездолётчиков. Старт! «Заря» – мусор – «Заря»: когда кончается воздух. Десант на Вариану: «Я едва не сгорел при посадке.»
    …Об этом во второй части программы нашей исследовательской экспедиции знаменитого советского кинополёта от Москвы до самой Кассиопеи.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования