Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Тюрьма – не место для «гурана»
ТелеМАНИЯ
    Мы выбираем, нас выбирают…
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Труженикам Хапчеранги
У ВСЕХ НА УСТАХ
    «SOS!» от ЖКХ
ВСТРЕЧАЕМ ЮБИЛЕЙ
    Музыка души
И Я ТАМ БЫЛ...
    Дворец детства
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Моя семья – моё богатство!»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
ФАЗЕНДА
    Как хранить картофель?
Выпуск № 36 от 06.09.2016 г.
Мы выбираем, нас выбирают…
(об агитации, пиаре, электорате, политрекламе)
Окончание. Начало в № 35.
Пропаганда, агитация, выборы и кинематограф. Сегодня мы продолжаем разговор об этом мощном и порой небезопасном союзе, способном воздействовать на умы, настроения и поступки зрителя.
Киноагитки и агитхалтурки
    Как было замечено в прошлой нашей встрече, роль политической рекламы посредством кино очень высоко ценил вождь мирового пролетариата Ленин, заявив ещё в 1922 году историческое «из всех искусств важнейшим для нас является кино». В период гражданской войны красная Россия одной из первых в мире в массовом порядке начала снимать «агитки» – короткие фильмы-плакаты с известными целями: борьба за революцию, свободу, равенство, братство (в последствии, борьбу с неграмотностью, голодом, разрухой) и т.д. Однако наряду с подлинно боевыми, блистательными агитфильмами, страстно и искренне призывавшими зрителей к борьбе за дело рабочих и крестьян, выходила в свет и откровенная халтура, извращавшая цели агитации. Некоторые режиссёры: порой явные недоброжелатели новой власти, иные не слишком политически грамотные и незаинтересованные жанром агитки снимали вялые ленты, формально излагавшие заданную тему, а иногда и извращавшие её.
    
В царской – расстрел, в Красной – «народ для разврата собрался…» 
    Примером такого псевдоагитфильма может служить комедия в двух частях «Сон Тараса». Снятая в 1919 году к годовщине Красной Армии коллективом «Русь». Лента должна была показать преимущества службы в рабоче-крестьянской армии по сравнению с царской солдатчиной. Главный герой фильма – бойкий, проказливый красноармеец Тарас. Стоя на часах в Ревкоме, он соблазняется отобранной у спекулянта бутылкой с самогоном, напивается и засыпает. Ему снится, что он служит в старой армии. Убежав с поста, гуляет по Тверскому бульвару, знакомится с девицей лёгкого поведения и отправляется к ней ночевать. Там он сталкивается с постоянным клиентом девицы дряхлым генералом. Взбешённый генерал вызывает военный патруль. Арестованного за дезертирство Тараса приговаривают к расстрелу. В момент расстрела солдат просыпается, видит около себя пустую бутылку и вспоминает, что заснул на часах.
    Всю эту историю Тарас рассказывает товарищам по роте, и они, потешаясь над страшным сном, поздравляют Тараса, что он служит в Красной, а не в царской армии. На этом фильм кончается. Мораль получалась более чем своеобразная: в царской армии за нарушение дисциплины и за порочащий армию разврат – расстрел, а в Красной Армии – хоть пьянствуй, хоть спи на посту – никаких взысканий…
    Подобные «агитфильмы» вызывали у аудитории реакцию диаметрально противоположную той, на которую рассчитывали заказывавшие их государственные организации, настолько лента злостно извращала поставленную перед ним агитационно-идеологическую задачу. Впоследствии некоторым горе-киноагитаторам пришлось сурово отвечать за снятое и даже вышедшее в «прокат».
    
Киновойна за боевой дух
    В период Второй мировой войны киноагитки приобрели размеры полнометражных фильмов и так называемых «боевых киносборников», производимых в СССР, состоящих чаще всего из трёх независимых новелл. Цели таких произведений более чем ясны. В стане врага делалось то же самое, но зеркально противоположное. Причём вера в силу кинематографа порой доходила до абсурда. Показательна в этом смысле история создания в фашистской Германии фильма «Кольберг» (реж. Файт Харлан).
    
Как доктор Геббельс агит-блокбастером рейх бомбил
    После поражения под Сталинградом нацистской пропаганде требовались образцы для поддержания мужества и упорства солдат рейха в трудную минуту. В 1943 году началось производство фильма «Кольберг» об обороне неоднократно осаждённого немецкого города и мужестве его защитников. Он обошёлся германской казне в 8,5 млн. марок – безумную по тому времени сумму. Для нацистского невиданного блокбастера пошили 10 тысяч костюмов, было использовано шесть тысяч лошадей! Когда режиссёру Харлану для съёмок сцены французской атаки потребовалось 4 тысячи матросов, генералитет отказался предоставить их, тогда Геббельс дал личное распоряжение для съёмок фильма ...отозвать ряд дивизий с фронта! Фильм был закончен в 1945 году, когда войска союзников теснили немцев с двух сторон. Окружённым немецким солдатам в Ля Рошель с самолёта были сброшены коробки с плёнкой – настолько важным даже в минуты агонии рейха казался просмотр фильма. Создатели машины пропаганды, кажется, сами поддались её влиянию и верили в неё.
    
Мур и кинобомба 
    Кинематограф, как непосредственный политический рычаг воздействия на электорат, вновь начал активно использоваться с приходом XXI века, эксплуатируя полуправду- полумиф о «международном терроризме», сфабрикованный спецслужбами США после событий 11 сентября 2001 года. 
    Эффект разорвавшейся бомбы на американского обывателя произвела мощнейшая антибушевская «агитка» – скандальная, разоблачительная документальная картина Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» от 2004 года. Одна из целей «Фаренгейта» была обличить действующего президента США и его администрацию в коррупции, мошенничестве и непроходимой лжи. Чего автор и достиг.
    
«Выборы, выборы, кандидаты – п…»
    В России XXI века жанр «киноагитки» по существу прекратил своё существование. Склонять потенциальный электорат в ту или иную сторону при помощи кинематографа стало дороговато. К тому же среднестатистический россиянин вообще несколько разуверился в том, что его голос что-либо значит. В результате на экраны вылился откровенный стёб в виде «Особенностей национальной политики» Николая Рогожкина и комедии-фарсе Олега Фомина «День выборов» и имевшей одноимённое, но менее удачное продолжение (реж. А. Баршак) в 2015 году. Впрочем картина Фомина недолго шла в широком прокате, а по федеральным телеканалам её не очень-то рвались показывать: слишком эксцентрично – «антиправительственными» были некоторые сцены и музыкальные, песенно-провокационные номера. Одни только строчки исполняемые Шнуром – лидером рок-группы «Ленинград» (в фильме – гр. «Ненормалы»): «Выборы, выборы – кандидаты – пи..ры», чего стоили!
    
Советский фильм, «запрещённый» в РФ
    Коль мы говорим о «политическом» кино, не могу не поделиться одним интересным наблюдением, когда фильм, снятый в СССР, стал явно «не рекомендованным» к показу в России.
    В 1980 году на телеэкраны страны вышла экранизация одноимённого романа Лайонела Уайта «Рафферти», с Олегом Борисовым в главной роли. Трёхсерийная картина режиссёра Семёна Арановича, рассказывала о поначалу добром парне Джеке Рафферти, радеющем за профсоюзную защиту американских «пролетариев», а затем насквозь продажном, лживом мерзавце, пробившимся благодаря подкупу, шантажу и связи с организованной преступностью к вершинам власти США. В свете сегодняшних дней «Рафферти» практически один к одному иллюстрирует путь в политическую элиту некоторых современных крупных чиновников России.
    
Ельцин, унитаз, победа…
    В финале нашего разговора не могу не упомянуть ещё один, казалось, такой «невинный» вид политико-агитационного кинематографа – мультфильмы, о которых мы как-нибудь поговорим отдельно... Едва ли не единственным представителем российской мультагитки является двухминутная короткометражка «Путч» («Ельцин и ГКЧП»), снятая всего за двое суток сразу после августовских событий в Москве 1991 года на студии «Пилот» мультипликаторами А.Татарским («Падал прошлогодний снег») и М. Алдашиным.
     Перед зрителями по очереди появляются карикатурные образы «путчистов». Затем рисованные «живые портреты» мчат куда-то вперёд верхом на игрушечных танках в сопровождении песни «Марш коммунистических бригад». Камера «отъезжает» от мятежников и становится видно, что они двигаются внутри... унитаза. Рядом возле сантехнического устройства стоит поборник свободы и демократии Б.Н.Ельцин в костюме, при галстуке и с... красноватым носом. Он насмешливо смотрит на «гкчпистов», дёргает за цепочку и смывает противников. Затем он поворачивается к зрителю и радостно улыбается: мол, понимаешь, свобода теперь и счастье! (Сей «победно-демократический» мульт можно легко посмотреть в Интернете – прим. автора) 
    …Всего через 264 часа в Забайкалье начнутся очередные выборы. Пропаганда и агитация делают своё дело. Важно не ошибиться, друзья, несмотря на то, что строчки известной песни вещают нам нечто почти философское:
    «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает.
    Часто простое кажется вздорным, чёрное белым, белое чёрным...».
    
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования