Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Здесь будут рождаться рекорды!
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Госдума. Позднякову
ГЛАС НАРОДА
    Нищета в законе
    Калангуй ждёт врачей
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Верните остановку!
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Без надежды на урожай
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Надежда Краснокаменска
ПРОБЛЕМА
    Холодные зимы маленькой Клички
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Здесь труд в цене и кони быстры
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Репрессии минсельхоза. Часть 2
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    И было казаку невмоготу
ТелеМАНИЯ
    Берегись ГАЗ-21, или Автомобильный Робин Гуд
И Я ТАМ БЫЛ...
    Казачьему роду нет переводу!
ВЫХОД В СВЕТ
    Давайте подвигаемся!
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Во всём – забота и любовь
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
ФАЗЕНДА
    Бороться за урожай!
    Биологическое оружие на защиту растений
    Коронное блюдо из кабачков
Выпуск № 28 от 18.07.2017 г.
Берегись ГАЗ-21, или Автомобильный Робин Гуд
Часть 2 главной киноавтолегенды СССР
Робин Гуды, реальные и легендарные, литературные и... кинематографические. Сегодня мы продолжаем рассказ об одном из них, очень знаменитом и очень… автомобильном, любимом миллионамми зрителей разных поколений, и его истории, что живёт уже полвека, чей девиз гласит (и настоятельно рекомендует): «Берегись автомобиля!»
...Окончательное «добро» на запуск картины в производство было выдано 15 марта 1965 года. К сожалению, весь первый актёрский состав, утверждённый на главные роли два года назад, полностью распался.
    
Новые Деточкины. Крах?

    В конце апреля начались лихорадочные пробы на роль благородного автоугонщика: Леонид Куравлёв, Михаил Державин, Александр Белявский и даже Василий Лановой. В мае съёмочная группа специально выехала в Ленинград, чтобы сделать пробу с Иннокентием Смоктуновским, но он – актёр драматический (недавно снялся в одной из самых удачных экранизаций в мире, картине Козинцева «Гамлет»), в комедиях никогда не снимался – наотрез отказался участвовать в проекте Рязанова. Главная причина – непонятная личность главного героя фильма – странного типа, «тюкнутого пыльным мешком из-за угла», как выразился тогда сам Смоктуновский. Кстати, проба актёра получилась не самой лучшей. Это был почти крах проекта «Берегись автомобиля!».
    
Волк в овечьей шкуре

    После возвращения в столицу Рязанов с болью в душе поставил своим коллегам на голосование: продолжать работу над фильмом или «прикрыть лавочку»? Все киношники дружно проголосовали за продолжение. Поиск Деточкина продолжился. Обратились к Олегу Ефремову, который рвался на главную роль в фильме. Проба прошла замечательно, но когда актёра увидел на экране главный художник картины, опытный Борис Немечек, он ужаснулся: «Да вы что, мужики, с ума сошли? Это же волк в овечьей шкуре!» И вдруг вся съёмочная группа словно прозрела: сквозь мягкость, добросердечие и наивность в Ефремове явно проглядывал волевой и железный человек. Но чтобы не обижать актёра, ему была предложена без всякой кинопробы роль следователя Подберёзовикова. Ефремов предложение принял. В тот момент Рязанов понял, что он верит только Деточкину в лице Смоктуновского.
    
«Ленин»... жулик?!

    Отступать было некуда, и режиссёр ринулся вновь в Ленинград. Разыскал в окрестностях города дачу, где находился актёр. Он был болен (туберкулёз) и ещё не прошёл окончательно почти двухлетний курс лечения. В проливной дождь явился толстый, мокрый, угрожающе-умоляющий Рязанов и почти силком вырвал согласие на съёмки. Далее случилось небывалое за всю историю советского кино – «обнаглевший» режиссёр заставил актёра дать... расписку: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа 1965 года приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Узнав об участии Смоктуновского в роли новоявленного советского Робин Гуда, глава Министерства кинематографии Романов разбушевался: «Это неслыханно! Актёр, который только что снялся в роли Ленина, в фильме «На одной планете», будет играть какого-то «чиканутого» жулика!» «Он будет в другом гриме», – сопротивлялся административно-партийной «шишке» Рязанов. Спасло ситуацию только то, что министру некогда было разбираться с киношниками – он уезжал в отпуск, и у него «горели» билеты.
    
Сочный, смачный, жлобский и... опасный

    24 августа, наконец, начались съёмки будущего шедевра. Но и здесь не обошлось без проблем: настораживала пара Дима Семицветов – Андрей Миронов и его «тесть» Сокол-Кружкин – Анатолий Папанов. Слишком яркие образы, грозившие затмить Деточкина и следователя. Особенно съёмочная группа ополчилась на Папанова. Заговорили о том, что он выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма: слишком... сочный, смачный и слишком... жлобский. Чего стоили только одни его фразы, впоследствии ставшие крылатыми: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Положь птичку!» и т.д. На эту тему собрали даже совещание. Папанов был явно «опасным» для остальных актёров, занятых в главных ролях. По счастью, актёр о злых умыслах не подозревал. Хотя, по признанию самого Рязанова, уже в конце съёмок он чуть было не вырезал из картины все кадры с великолепным Папановым, сочтя его чересчур гротескным для жанра сатирической комедии.
    
«Волга» – одна, а Деточкиных – два

    Основная часть съёмок проходила в столице, а все знаменитые погони – в Подмосковье. Несмотря на то, что специально для работы Смоктуновский сдал на права, водителем он был пока неважным, и потому вторым «Деточкиным» стал опытный автомеханик, первоклассный шофёр и настоящий автохулиган по жизни, каскадёр Александр Микулин. Лихой «водила» Микулин сразу заявил режиссёру, что он категорически против всяческих комбинированных съёмок и все трюки будет исполнять только «живьём». Для съёмок «Мосфильм» выделил под «честное слово» всего одну (!) «Волгу». И вовсе не цвета «беж», как говорят в фильме, а цвета «белой ночи». Фильм-то был заявлен в чёрно-белой версии, и зритель цвета, естественно, не видел. ГАЗ-21 был обыкновенного серийного производства. В нём не было установлено ни усиленного двигателя, ни других дополнительных «наворотов», без которых не пошёл бы на трюк ни один из каскадёров того же Голливуда. Микулин не имел права ничего поломать в автомобиле.
    
Без компьютера, но с математикой!

    Трюки он рассчитывал математически. Например, чтобы «Волга» и мотоцикл благополучно пронеслись под прицепами-трубовозами, они должны были ехать в три раза быстрей трубовозов, которые двигались со скоростью 40 км/ч. Лихач Микулин с видимым удовольствием проскакивал под мчащимся трубовозом, с ходу разворачивался на 180 градусов, въезжал на быстро идущий трейлер и прятал машину на откосе дороги. Кстати, в сцене, где машина Деточкина съезжает с дороги по крутому склону, а потом поднимается на него задним ходом, если приглядеться, можно увидеть трос, которым автомобиль перетягивают на трассу. Компьютерной технологии тогда не было, поэтому трос немного виден. Гонки на мотоцикле исполнял сам Георгий Жжёнов, исполнявший в фильме роль гаишника-милиционера. Любопытно, что после выхода фильма на экраны многие зрители думали, что снимался настоящий милиционер, и никто даже не догадывался, что это недавний самый настоящий зэк, «отмотавший» десятилетний срок по политической статье.
    Факт о «Волгах» «берегисьавтомобильных». Это почти не вероятно, но во время съёмок самого «автомобильного» фильма СССР ни одна машина не была не только не разбита, но даже не поцарапана! И это вопреки всем народным слухам о нескольких десятках разбитых вдребезги «Волг».
    
Люба, «рогатый», «стриженый» и Эльдар

    Погоню на троллейбусе снимали в живом, не срежиссированном потоке машин. Вокруг было всего три или четыре «подставные» машины с трюкачами. На общих планах за рулём были или каскадёр или настоящая водитель троллейбуса, издалека похожая на Ольгу Аросеву, исполняющую роль возлюбленной автомобильного Робин Гуда – Любу. На крупном плане за баранкой сидела сама актриса. Кстати, рулила она сама – ей пришлось получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. Актриса вспоминала, что больше всего боялась задавить Смоктуновского в финальной сцене, когда он радостно бросается навстречу троллейбусу. Надо было затормозить метрах в трёх от него. Посадили пассажиров – массовку, велели ехать. Ольга Аросева поехала, про себя молясь: «Господи, спаси, сохрани меня от греха задавления ближнего моего, раба божьего, Иннокентия!» (ну, или примерно так).Слава Богу, затормозила вовремя. Не задавила. И далее ещё пять дублей... Любопытно, что финальную фразу «Люба, я вернулся» улыбающийся стриженый Деточкин-Смоктуновский произносил вовсе не Аросевой, а сидящему в кабине замученному бесконечными дублями Эльдару Рязанову.
    Факт о том, что дышать... нельзя! Последние кадры картины снимали в начале октября 1965 года. «Натура», как говорят киношники, «уходила», и группа перебралась в Одессу. Но и там, как назло, ударили заморозки. Снимали летние проходы по улице. Пар валил изо рта актёров. Рязанову ничего не оставалось делать, как вопить Ефремову и Смоктуновскому на каждом дубле: «Олег! Кеша! Попробуйте только дыхнуть!»
    
51-й золотой лето-километр

    В начале октября 1966 года (по другим данным – в августе и декабре) комедия «Берегись автомобиля» вышла на экраны СССР. Никакой рекламы, предваряющей всякую кинопремьеру, не было вообще! Киночиновники решили, что картину с таким «ненормальным» главным героем на всякий случай лучше не «раскручивать». Фильму присвоили вторую категорию и пустили по второстепенным кинотеатрам страны. Зрителей было немного. Но народная молва быстро разнесла слух об удивительной комедии с необычным сюжетом. За последующие четыре месяца фильм Рязанова стал лидером проката всего 1966 года. «Берегись автомобиля» только за это время посмотрело 30 миллионов зрителей! Смоктуновский был признан лучшим актёром года. Последующие многочисленные показы по телевидению окончательно подняли картину Эльдара Рязанова на самый верх золотого Олимпа отечественного комедийного кино, где она и пребывает ныне уже 51-й золотой лето-километр среди остальных шедевров советских киномастеров.

    Сергей БАЛАХНИН,
    фотоколлаж автора
Яндекс цитирования