Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
СИТУАЦИЯ
    Законные метры
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    VI Забайкальский международный кинофестиваль
СРОЧНО В НОМЕР
    Отопительный сезон: оптимизма нет
АКТУАЛЬНО
    Почтовые страдания
И Я ТАМ БЫЛ...
    «Петровское подворье»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Вот идёт мой любимый учитель…
ЭХО ВРЕМЕНИ
    Вёрсты полосаты
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Сретенскому педагогическому посвящается…
    «Я помню, помню ваши лица…»
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Дивные киноприключения джинна и пионеров
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Такая у неё работа…
ДОБРОЕ ДЕЛО
    В эфирной «цифре» навсегда!
    Всем миром
ВЫХОД В СВЕТ
    Музыкальная осень
НАШИ ЛЮДИ
    Русская женщина Анна
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Формула успеха школы Малеты
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Ещё один секрет китайцев
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Советуем приготовить
    Дела подпольные
Выпуск № 37 от 19.09.2017 г.
Вёрсты полосаты
Продолжение. Начало в № 36
Завершаем рассказ о путешествии забайкальцев по маршруту, пройденному в 1830 году декабристами, отбывавшими тюремные сроки сначала в Читинском остроге, а затем в Петровском каземате. В нескольких местах длительных остановок (днёвок) того пути сейчас установлены памятные знаки – «верстовые столбы» с табличками. В Забайкальском крае их пять, 22 сентября состоится открытие последнего, шестого из тех, что планировали установить, – на Титовской сопке. На территории Республики Бурятия установлено четыре знака, пятый для Улан-Удэ – пока только изготовлен.
Тарбагатай

    Про открытие памятного знака в виде верстового столба в семейском старообрядческом селе Тарбагатай (не путать с нашим забайкальским Тарбагатаем, – авт.) расскажет заведующая Музеем декабристов г. Читы, одна из инициаторов проекта «По дороге декабристов. Чита – Петровский Завод» Надежда Баранова: «Название села Тарбагатай происходит от бурятского слова «тарбаган» – сурок. Зверек этот обитает здесь повсеместно».
    Староверы-семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Сюда, в Бурятию, насильственно переселяли раскольников во второй половине XVIII века по указу Екатерины II – ту часть русского населения, которая отказалась от нововведений в результате церковной реформы, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. Переселяли целыми семьями – отсюда и термин «семейские». В новой жизни переселенцы сохранили духовную культуру, уникальные традиции и веру. Везде, где бы ни оказывались старообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. Тарбагатайские семейские выращивали рожь, пшеницу, овёс, ячмень, просо, гречиху, коноплю как техническую культуру – из неё делали паклю, верёвки, нитки для изготовления грубой ткани, мешковины. Они первыми в Сибири стали использовать плуг, а для боронования применяли плетёные бороны с деревянными зубьями.
    В записках декабриста Беляева о Тарбагатае сказано так: «Все эти старообрядческие селения были очень богаты и имели большие и хорошо устроенные дома и даже с некоторым крестьянским комфортом. Многие из людей богатых выписывали и читали журналы и газеты, интересовались современностью и охотно входили в религиозные разговоры с многими из наших, которые хорошо знали церковную историю. Тарбагатайские староверы были отличные пахари. Земледелие было у них в самом цветущем состоянии, а так как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало. Зато, когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид; все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них».
    Свою необычную культуру жители села хранят с теплотой и очень гордятся, что об их селе в записках декабристов написано особо.
    Привлёк и заинтересовал участников поездки Тарбагатайский музей старообрядческой культуры XVIII в. Его создал священнослужитель Древлеправославной Кресто-Воздвиженской церкви отец Сергий, который искал и приобретал у жителей семейских сёл сохранившуюся церковную утварь и предметы быта. После возведения церкви на основе собранных экспонатов он создал действующий при церкви музей. Сам отец Сергий и экскурсии по музею проводит. В ограде поставлен памятник декабристам и поэме Н. Некрасова «Дедушка», строки которой выбиты на граните.
    Каждый там сыто живёт,
    Тёсом там избы-то крыты,
    Ну уж зато и народ!
    Взросшие в нравах суровых,
    Сами творят они суд,
    Рекрутов ставят здоровых,
    Трезво и честно живут,
    Подати платят до срока,
    Только ты им не мешай.
    «Где ж та деревня?» – Далёко,
    Имя ей: Тарбагатай…
    
Мухоршибирь

    Впереди ещё одно бурятское село. Наш соратник, председатель РОО «Наследие декабристов», присоединившийся к нашей группе в Улан-Удэ Василий Петров шутит, чтоб нам навсегда запомнилось это диковинное название: «Нас ждёт махровая шибирь!»
    Между тем, название села Мухоршибирь произошло от слов «мухор» (тупик, конец, край) и «шебер» (чаща, густой лес, лесная глушь).
    В дневнике декабриста Михаила Бестужева записано так:
    «Ночью на 16-е выпал снег, выступили по дороге к Мухор-Шибиру, мы остановились на степи в местечке Тугнуй.
    17-е. Переход до села Мухор-Шибир (13 верст, 150 дворов). Тут нам была самая блистательная встреча. Весь живой люд толпился к нам, и мы, почти смешавшись с толпою, вошли в деревню».
    Делегацию из Забайкальского края во главе с депутатом Государственной Думы Владимиром Поздняковым встретил небольшой дождь, начавшийся ещё в Тарбагатае, но местные жители не расстроились и, приветствуя гостей узким кругом, откровенно рассказали, как удивились, узнав, что 187 лет назад декабристы останавливались в их селе на днёвку.
    «На Совете депутатов говорили, что есть такой проект, и нам необходимо установить на территории поселения памятный знак – «верстовой столб», – заметила глава с.п. «Мухоршибирское» Ольга Янькова. – Это было для нас очень неожиданно! Мы ведь не знали, что декабристы проходили именно через наше село, и, к нашему великому стыду, для нас это было новостью!  Почему-то считали, что декабристы – это Забайкальский край, а тут и нас это касается! Так что это было очень приятно, что наше село стало частью великой истории!»
    Из-за дождя школьники на открытие не пришли, как было намечено, их приведут сюда на экскурсию, а в школах и детских садах Мухоршибири будут проведены занятия, на которых ребят познакомят с «вновь открывшимися» историческими подробностями. 
    «Работа будет продолжена», – заметили, в свою очередь, инициаторы проекта, ведь всего на территории Бурятии было 12 днёвок декабристов, так что для исторической достоверности необходимо установить ещё 8 знаков. А Владимир Георгиевич рассказал, что по итогам поездки составит обращение в правительство Республики Бурятия, в котором даст оценку проделанной работе, поделится полученными впечатлениями от встреч и, конечно же, выскажет предложения по дальнейшего продвижению проекта, объединившему две территории – Забайкальский край и Республику Бурятию.
    
    Мария ВЫРУПАЕВА, фото Марии НОМОКОНОВОЙ
Яндекс цитирования