Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
КОНКУРС
    Почтовый ящик в каждый дом
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Наш Пал Палыч
БЕЗ РЕТУШИ
    Если власть народу не всласть
КАЛЕЙДОСКОП
    Подарки в глубинку
НУ И НУ
    Борьба с сосулькой
ДОБРОЕ ДЕЛО
    «…Только раз в году»
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Лучшие из лучших
О ВАЖНОМ
    Всё плохо, но вы учитесь
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    О старожилах села Кадая
ТелеМАНИЯ
    Карнавально-новогодне-ночные киноприключения
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Год был полон тёплых встреч
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Новая жизнь Бадинского Дома культуры
ВЫХОД В СВЕТ
    «Любовь и голуби» в Чите
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Секрет учителя Писаренко
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Кадровый вопрос
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Не заводится, хоть убей!
ФАЗЕНДА
    Посевной календарь на январь 2018 годва
Выпуск № 1 от 09.01.2018 г.
Карнавально-новогодне-ночные киноприключения
Ура! Это случилось! Земля замкнула вокруг Солнца очередное колечко и… тут же рванула со скоростью 30 вёрст в секунду в совершенно новый 2018 год! Куранты торжественно отзвенели, оповестив страну. Бабахнули фейерверки и серебряноголовые бутылки с шипяще-весёлым содержимым (бабахают и сейчас). Застолья, смех, ёлки, Деды Морозы, песни и подарки… По такому случаю позвольте поздравить вас, уважаемые друзья с Ним – с самым любимым и самым сказочным праздником – Новым годом! Всем только радости, замечательного настроения на протяжении всех несущихся навстречу 365 суток и, конечно же, новых премьер интересных фильмов!
Сегодня вам поведаю почти сказочную историю появления одной кинотрадиции, без которой немыслима вот уже 62 зимы ни одна встреча Нового года в нашей стране. Историю культовой новогодней музыкальной комедии, на момент её выпуска мало кому известного Эльдара Рязанова. Вы, вероятно, сейчас удивитесь, друзья, но началась эта весёлая картина со... скандала!
    
Документалист против комедиографа

    Вся эта карнавало-история началась в самом начале 50-х годов – времени так называемого «малокартинья», когда в СССР за год снималось всего от восьми до пятнадцати фильмов. Стране, залечивающей раны войны, как никогда требовались весёлые кинокомедии. Особенно музыкальные. Учитывая ситуацию, известные кинодраматурги Борис Ласкин и Владимир Поляков написали сценарий о том, как во Дворце культуры идёт подготовка к новогоднему карнавалу, и, недолго думая, окрестили произведение «Карнавальная ночь».
    Увы, будучи написанным ещё в 1951 году, сценарий долго ждал очереди, пылясь на полках «Мосфильма» в течение четырёх лет, пока принявший бразды правления студией знаменитый киномэтр Иван Александрович Пырьев не обратил на него внимание.
    Знавший толк в комедиях и любивший этот жанр, Пырьев всячески старался приобщить всех режиссёров к весёлому жанру. Особенно молодых. Поэтому он решил привлечь для «Карнавальной ночи» какого-нибудь никому не известного дебютанта. Первым же под могучую руку киномэтра попался Рязанов. Недавно пришедший с Центральной студии документальных фильмов на «Мосфильм», 28-летний Эльдар занимался исключительно документальным кинематографом и даже имел награды на фестивалях. На главной киностудии страны молодой режиссёр хотел попробовать себя в драматическом жанре художественного кино. В феврале 1956 года он подал заявку на картину «Встречи на Камчатке». Спустя всего пару недель его вызвали в кабинет главы «Мосфильма». Радуясь быстрой реакции руководства и находясь в предвкушении творческой работы над драмой, молодой режиссёр галопом примчал к Пырьеву и... через полчаса вышел крайне подавленный. Ему предложили снимать «какую-то комедию».
    
Как Рязанов «Карнавалу» сопротивлялся

    Прочитав сценарий Ласкина и Полякова, Эльдар расстроился ещё больше: написанное представляло всего-навсего какие-то связки между эстрадными номерами. Эти номера должны были стать основой музыкального кинообозрения. Характеров не предусматривалось. Действовали, как в мюзик-холле, вполне условные фигуры, маски, выражающие социальную сущность персонажа. Бюрократ от искусства и энтузиасты, которые ему противостоят. Весёлое и жизнерадостное схлёстывалось с унылым и догматическим в музыкальном поединке. И, разумеется, побеждало. Схема более чем привычная. Сюжет «Карнавальной ночи» ничего особенного не обещал. Тем более было неизвестно, какая в фильме будет музыка, и кто в нём будет играть. В общем, сплошной туман.
    Раздражённый Рязанов категорически отказался от этой «музыкальной киноахинеи».
    Пырьев настаивал. Дошло до того, что режиссёр стал скрываться в бесконечных коридорах, цехах и павильонах «Мосфильма» от крайне настойчивого руководства. Четырежды молодой строптивый упрямец отказывался от предложения руководства. В конечном итоге Пырьев всё же уговорил Рязанова, посулив полную свободу творчества после «Карнавальной ночи». Поворчав, в конечном итоге Эльдар сдался и принялся за режиссёрскую версию сценария комедии.
    
«Дубово и несмешно!»

    Прекрасно понимая, что молодой режиссёр самостоятельно не справится с постановкой полнометражного фильма, да ещё в таком сложном жанре, как музыкальная комедия, Иван Александрович с первого дня стал лично следить за процессом. Сценарий Эльдару пришлось переписывать восемь раз! Пырьев безжалостно исправлял текст, вычеркивал сцены и при этом жёстко критиковал не только видение режиссёра, но и авторов текста. Сценарий просто пестрел его комментариями вроде: «Бредятина!», «Всё плохо!», «Это дубово и несмешно!» и т.д.
    
Кастинг и «Огурец»

    Пока молодой режиссёр старательно переписывал сценарий, на «Мосфильме» начали набирать съёмочную группу и проводить пробы. Почти без оных молодой актёр Юрий Белов был утверждён на роль застенчивого радиста Гриши Кольцова.
    На роль пылкого «звёздно-коньячного» лектора был приглашён Сергей Филиппов. Почитал про своего героя в сценарии, посмеялся и сразу согласился сниматься.
    Давно известна истина, что все режиссёры стремятся открывать актёров. Эльдар Рязанов не стал исключением. Начал с образа «культурного» бюрократа, товарища Огурцова. Режиссёр пригласил на эту роль актёра Петра Константинова. Но вмешался Пырьев: увидев пробу Константинова, забраковал её категорически: «Роль «Огурца» должен играть Игорь Ильинский!» Рязанов был в панике: знаменитый актёр театра и кино Игорь Ильинский – классик сценического искусства. Значит, будет навязывать режиссёру своё видение фильма? И пока Игорь Владимирович читал сценарий, Рязанов молил в душе: «Откажись, откажись!..»
    Поначалу так и вышло. «Я уже играл «музыкального» бюрократа Бывалова», – сказал Ильинский. Однако режиссёр уже загорелся актёром и предложил ему исполнить не отрицательную, а положительную роль! Огурцов, в отличие от придирчивого карьериста из «Волги-Волги», должен был на экране стать человеком по-своему честным, преисполненным самых благих намерений, но при всём этом оставаться законченным дураком. Ильинский согласился.
    
Как «Ночь» в корзину полетела

    И если с Огурцовым всё было ясно, то с его «центром» молодёжного противостояния – Леночкой Крыловой – был полный ступор. Требовалась молодая актриса, музыкальная, обаятельная, с такой открытой улыбкой, чтобы зритель сразу её принял и полюбил, без всяких доказательств, что эта Леночка – хороший человек, то есть за красивые глаза.
    Пробовали одну претендентку за другой. Рязанов начинал медленно «закипать».
    Просматривая претенденток, более всего интересовались внешностью и актёрскими данными: песни можно было спеть и под чужую фонограмму, так что на пробах никто не пел и петь, кажется, не умел. Кроме Гурченко. Её позвали, и она пришла со своего вгиковского курса, абсолютно в себе уверенная. Спела песенку популярной тогда Лолиты Торрес из фильма «Возраст любви». Пробы снимал малоопытный оператор. Просматривая материал, Рязанов ужаснулся – на экране пел и плясал какой-то жуткий уродец. «Страшна получилась, как смертный грех...» – вспоминал Рязанов. Гурченко показали на дверь. Снимать стали другую, гораздо более хорошенькую актриску. У той всё получалось чудесно. Но! Вскоре обнаружилось, что у девушки напрочь отсутствует музыкальное чувство ритма. Для жанра киноревю это был смертельный удар. Так отснятая уже четверть «Карнавальной ночи» целиком полетела в корзину. Группа и особенно начинающий режиссёр, считавший эту картину своим проклятием, погрузились в уныние.

Люся возвращается

    Любопытно, что отвергнутая 20-летняя Люся Гурченко по поводу своей неудачи на пробах фильма Рязанова вовсе не горевала. Наоборот. Переполненная творческим энтузиазмом, своей неповторимостью и верой в будущее, она носилась по «Мосфильму», пока не попалась на глаза директору. «Где-то я вас, деточка, уже видел», – сказал Пырьев, разглядывая, как редкого зверька, юную, нахальную красавицу. «Я пробовалась в «Карнавальной ночи» и пела сама». – «Пела-то хорошо, только зачем физии такие делала, гримасничала и кобенилась?» «Ну...» – Гурченко растерялась. «Пошли-ка, девонька, со мной», – вдруг неожиданно сказал Пырьев. Люся вприпрыжку помчалась за директором. В мосфильмовском павильоне № 3 была сделана декорация радиоузла – той самой сцены, где Гриша Кольцов признаётся в любви Леночке Крыловой. Пырьев подвёл Гурченко к оператору: «Вот тебе актриса! Снимайте на здоровье!» Увидев, кого худрук привёл в павильон, Рязанов в ужасе попятился, а потом в полной безнадёге махнул рукой – ему было почти всё равно, лишь бы закончить быстрее этот кошмар. Вот тут-то и начался нескончаемый карнавал! Ибо настало... лето!
    Что было дальше – читайте в следующей, второй в этом году, «серии» «Телемании».
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования