Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Министр осталась довольна
ДОСЛОВНО
    Спасите ДК! Спасите село!
О ВАЖНОМ
    Про «ку-ку» и не только
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Награды за достойную работу
НАШИ ЛЮДИ
    Оптимизм – её лекарство!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Я праправнук знавшего Варлаама…
    А входили в тройку крупнейших…
ПРОБЛЕМА
    Кулусутай хуже Мурманска?
КРИК ДУШИ
    Верните школу
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    «Шумит, не умолкая, память-дождь…»
ТелеМАНИЯ
    Эта вечно весенняя «Весна». Часть 2
МУЖСКОЙ УГОЛОК
    Ремонт «салонной» иномарки: где лучше?
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    С дымком!
ВЫХОД В СВЕТ
    «Весенний променад»
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    История длиною в век
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Вместе мы – сила!
    Нашему Улан-Цацыку – 90 лет!
ПРОШУ СЛОВА!
    «Чернобыльцы» просят помочь
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    «Нам песни слагать в дни торжеств и минуты печали…»
Выпуск № 11 от 13.03.2018 г.
Эта вечно весенняя «Весна». Часть 2
За окном солнце, капель, весна... Обычная и... особая: лирическая, смешная, певуче-музыкальная и... солнечно-фантастическая! Сегодня мы продолжаем рассказ о ней, рукотворно созданной великим мастером-классиком отечественного кинематографа, Григорием Александровым и его товарищами. В «Телемании» вновь «Весна» – вот уже как 70 и один год один из наших любимых фильмов, и его история.
Не в своём амплуа

    В начале марта 1946 года картина «Весна» была запущена в производство. Главный советский комедиограф Александров (настоящая фамилии Мормоненко) был счастлив: наконец-то он сможет осуществить свой проект, прерванный войной, а также реабилитироваться как профессионал. Дело в том, что, находясь в эвакуации («Мосфильм» во время войны был переброшен частично в Алма-Ату, частично в Баку – именно здесь Александров временно возглавил Бакинскую киностудию), знаменитый режиссёр снял за четыре года один «Боевой киносборник» (№ 4, 1941) и короткометражки-сборники «Одна семья» (1943) и «Каспийцы» (1944). Фильмы были иного, не характерного для Александрова жанра – военной драмы. Отсюда были и неудачи. «Одна семья», о героических буднях жителей Баку, к сожалению, оказалась настолько слабой, что её даже не рискнули выпустить в прокат. Не помогло и участие популярнейшей актрисы Любови Орловой. И вот, наконец, появился шанс вернуть свои творческие лавры.
    
«Весне» – «зима»?!

    Однако радость запуска «Весны» омрачила производственная проблема. Основные помещения, где проходила большая часть действия фильма (Институт Солнца и киностудия), по замыслу авторов сценария, были битком набиты самой невиданной аппаратурой: солнечными ловушками, световыми дефлекторами, генераторами молний, пультами управления, самой «продвинутой» кино- и звукотехникой. Строить сложнейшие фантастические декорации из-за отсутствия надлежащих материалов на «Мосфильме» было нереально. Не было и инженеров-электриков, способных обслуживать эти сияющие сотнями огней устройства. Подходящей (и в нужном количестве) кинотехники для антуража тоже не было: недавняя война серьёзно опустошила техническую базу «Мосфильма». Проекту грозило полное «замораживание». И тогда взгляды режиссёра Александрова и его сотоварищей устремились на свободный  Запад.
    
Чешская весна

    Дружественная Чехословакия. Лучшая европейская студия и могущественный киноконцерн «Баррандов». Это царство кинематографа пощадили бомбардировки и сражения Второй мировой. Весь комплекс художественного света, от гигантских, с линзами метрового диаметра, многокиловатных прожекторов «Диг» до крошечных 500-ваттных «бэбиков» и самой первоклассной съёмочной аппаратуры (оптика, камеры, операторские краны, звукозаписывающая аппаратура и т.п.),  были предоставлены команде Александрова. Роскошную материальную базу собрали с десятков киностудий разных европейских стран освобождённых и временно контролируемых советскими  войсками от фашистского ига.
    Наконец-то у режиссёра и его гениального оператора Юрия Екельчика появилась возможность образно показать мощь любимого ими кинематографа, опираясь на полную мощь Красной Армии.
    
Москва европейская и московская Прага

    Съёмки начались 14 мая 1946 года в Москве. Первая сцена фильма – «Парад-пролог». Колонна энтузиасток в белом. Девушки идут и поют патриотическую песню. Сцена как бы продолжает пафосный эпилог другой известной картины Александрова – «Цирк». Уже с первых кадров началась «техническая» поддержка западных кинотоварищей: массовка одета исключительно по-европейски. В кадре масса трофейных авто и даже совсем невиданные двухэтажные лондонские троллейбусы! Послевоенная Москва сверкала солнцем, улыбками, счастьем.
    Через неделю группа Александрова выехала в Чехословакию, в Прагу, где в самых больших павильонах концерна «Баррандов» и Европы были подготовлены декорации для съёмок советской музыкальной комедии.
    
Фильм для отступления

    Примадонна советского кинематографа Любовь Петровна Орлова, которой исполнилось к тому времени 44 года, уже тогда стала чувствовать, что её эпоха уходит. Именно поэтому «Весну» она считала своеобразной площадкой для достойного отступления актрисы. Орлова планировала, что после съёмок она вплотную займётся театром, поступив в труппу театра имени Моссовета. Вот почему Александров мудро пригласил в «Весну» ведущих актёров этой сцены – Фаину Раневскую и Ростислава Плятта, а режиссёр театра Анисимова-Вульф стала его помощницей на съёмочной площадке.
    
Личная война актрисы

    Орлова жила постоянно на нервах – очень переживала из-за того, что время теперь работает против неё. И актриса начала с ним войну. Из многочисленных заграничных вояжей она привозила новомодные антивозрастные кремы, постоянно сидела на диетах, ежедневно выматывала себя у балетного станка, а позже, когда такие меры уже не давали результатов, решилась (одной из первых в Советском Союзе) на пластическую операцию. Александрову приходилось прибегать к множеству уловок, чтобы скрыть её возраст. В ряде эпизодов вместо Орловой работали дублёрши. К счастью, подмены сделаны настолько качественно, что зритель не догадывается о них и по сей день. 
    В это же время у звёздной актрисы начались более серьёзные проблемы со здоровьем. В октябре 1946 года, когда съёмки подходили к концу,  у Орловой обнаружилось хроническое нарушение вестибулярного аппарата. С тех пор для крепкого сна ей требовалась полная темнота, чтобы не было понятно, где находится потолок, а где – пол. По этой причине (а вовсе не из-за капризов, как позже писали некоторые издания) Любовь Орлова просила: окна в её гостиничном номере должны быть плотно занавешены дополнительными шторами.
    
Тайна двойной Орловой

    Несмотря на «лёгкость» сюжета, «Весна» подкинула массу работы, в первую очередь, специалистам комбинированных съёмок. Главным вопросом был следующий: как «раздвоить» в одном кадре Орлову с её персонажами? Компьютерных технологий в те времена не было и в помине. Зеркала не годились, поскольку отражали человека в одном и том же виде (костюме, обуви и причёске). Да и зритель сразу бы раскусил подделку. Проекционный экран, куда бы проецировалось отснятое изображение актрисы, а в свободной части кадра на его фоне действовала бы Орлова № 2, тоже не подходил: «соединённое» вместе проецируемое и «живое» изображение слишком бы отличалось, как по фактуре, так и по освещённости.
    Спецы из Голливуда, прослышав о работе русских, вообще считали задуманное нереальным. Но русские ухмыльнулись и показали американцам (как всегда) «фигу в кармане». В предыдущей картине Александрова «Светлый путь» впервые в мире был использован новый метод комбинированных съёмок под названием «маска», но не слишком эффектно. «Весна» же показала зрителям удивительную картинку: Любовь Орлова в образах учёной Никитиной и актрисы Шатровой, и каждая со своим возлюбленным одновременно в кадре! Затем Орлова «сливалась» в одну. Это была сенсация.
    Технология метода «маски» была простой, как всё гениальное. Перед объективом камеры устанавливалась светонепроницаемая заслонка-маска, перекрывающая правую половину кадра. Орлову с Черкасовым снимали в левой части кадра. Камеру останавливали. Плёнку строго по счётчику метража отматывали назад. Заслонку сдвигали так, чтобы она перекрывала теперь отснятую левую часть кадра. В правый вновь становилась переодевшаяся в другой костюм актриса, но уже с Михаилом Сидоркиным, исполняющем роль журналиста Рощина. Проводилась съёмка на второй половине плёнки. Результат – идеально сделанные двойники Любови Орловой. Без компьютеров, без громоздкой аппаратуры и спецэффектов XXI века.
    
Наравне с Ингрид Бергман

    Съёмки завершились в конце ноября 1946-го. 80% материала было отснято в Праге. Ленту смонтировали на «Мосфильме»,  и она вышла на экраны СССР и Чехословакии в первых числах июня 1947 года. За месяц проката фантастическую музыкальную комедию увидело более 18 миллионов зрителей! Музыкальный хит про весну, пень и ручьи («Идёт весна» композитора Исаака Дунаевского на слова Михаила Вольпина) распевала вся страна. Романтическая «Весна» для карьеры Александрова и Орловой стала апофеозом. Картину моментально раскупили десятки стран, в том числе США. Любовь Петровна, несмотря на все трудности съёмок и проблемы со здоровьем, покорила в очередной раз не только советского зрителя, но и Европу. Фильм в 1947 году получил первый приз на престижном кинофестивале в Венеции. Приз за лучшую женскую роль Орлова разделила с другой европейской мегазвездой – Ингрид Бергман.
    
«Весна»... и «сердце тает...»

    К сожалению, «Весна» стала финалом творчества самого известного в отечественном кинематографе супружеского тандема – Григория Александрова и Любови Орловой. 
    Сталинская эпоха подходила к завершению, а вместе с ней и уходили и её герои. Были ещё, конечно, фильмы, но режиссёр и актриса уже больше никогда не смогли повторить успех своих ранних шедевров. Однако «Весна» прошла проверку временем. За окном новый век, новая страна, но душа, как и 71 год назад, раскрывшись новой весне, вновь поёт: 
    «Журчат ручьи, слепят лучи. 
    И тает лёд, и сердце тает...»
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования