Какой Кокуй? Ефрем Селенгинский: документальные свидетельства 5 сентября исполнится 100 лет со дня расстрела епископа Ефрема, в миру – Епифания Андреевича Кузнецова. К сожалению, в печати о нём до сих пор пишут: «…по другим источникам, родился в 1876 году», т.е. точных данных нет. Где жил? Где работал? Но свет на географическое местоположение первых лет жизни и работы святого Ефрема пролит...
В нашем крае есть хороший архив – Государственный по Забайкальскому краю, где специалисты совместно с исследователем быстро нашли дату рождения святого Ефрема. Он родился в станице Краснояровской, об этом свидетельствует в своём приказе по Забайкальскому казачьему войску «ноября 21 дня 1916 года № 1111» наказной атаман генерал-лейтенант Кияшко: «Поэтому, тем более уместным считаю отметить по войску знаменательный случай достижения одним из казаков Красноярскаго посёлка и станицы ввереннаго мне войска высокаго на иерархической лестнице положенія – архипастыря. Я разумею здесь посвящение в текущемъ месяце съехавшимися в г. Читу почти всеми святителями обширной Сибири Начальника Забайкальской Духовной Миссіи, архимандрита Ефрема, во Епископа Селенгинскаго, Забайкальской Епархии». [Забайкальские Епархиальные ведомости, 1916, №24, орфография сохранена.] Станица Краснояровская стоит на среднем течении реки Газимур. Есть в нашем крае ещё населённый пункт с названием Краснояровский, что стоит на реке Ингода, в ведении Размахнинской станицы, но этот посёлок никогда не был станицей. Вот ещё информация: «Май, 10, 12, родился и крещён Епифаний. Родители: села Краснояровского приказной Андрей Иванович Кузнецов и законная жена его Евдокия Евфремовна, оба православные. Восприемники: казак Елизар Осколков с родною сестрою девицей Марфою. Священник Афанасий Громов». [Метрическая книга Краснояровской Прокопье Иоановской церкви о родившихся, бракосочитавшихся и умерших за 1875 год.] Здесь же недалеко, после окончания Иркутской семинарии, начал работать священник Епифан Кузнецов. Это подтверждает уже он сам: «Его преосвященству Преосвященнейшему Георгию, Епископу Забайкальскому и Нерчинскому окончившего в истекшем учебном году курс Иркутской духовной Семинарии студента Епифания Кузнецова покорнейшее прошение. Желая принять сан священника и быть возможно ближе к месту жительства моей матери, покорнейше прошу Вас, Ваше Преосвященство, зачислить за мной находящееся в тридцати верстах от места жительства моей матери (села Красноярова, Нерчинско-Заводского округа) праздное священническое место при Кокуйской Покровской церкви…» [Послужной список Епископа Ефрема.] Кокуйская Покровская церковь находилась недалеко от села Александровский Завод. В клировой ведомости Благочиния 14-го округа Забайкальской Епархии священника Михаила Булгакова написано: «Расстояние церкви от Забайкальской Духовной Консистории 435 вёрст. От местного Благочинного в 65 верстах. Ближняя почтовая станция в 42 верстах. Ближайшая к сей церкви церковь Николаевская Александрово-Заводская в 16 верстах». Ранее считалось, что епископ Ефрем в юности работал в Кокуйской церкви, недалеко от города Шилка. Это совершенно неверно. Во-первых, в этой деревне никогда не было церкви, и этот Кокуй (у села есть ещё одно название – Комогорцево) находится от Читы, где была Забайкальская духовная консистория, в 200 км (187 верстах). Однако же, по клировой ведомости, Кокуйская Покровская церковь, где работал святой Ефрем, от Консистории находилась в 435 верстах. Разница в цифрах значительная. Собственно и населённого пункта Шилка в то время не было, был Митрофановский, откуда во время наводнения несколько семей переселились на место, где сейчас стоит г. Шилка, а со строительством железной дороги 1895–1897 гг. возникла станция Шилка. [Лисичникова Р.Н., «История Шилки в официальных документах».] Ещё один архивный документ из послужного списка епископа Ефрема, что хранится в Государственном архиве, побудил внимательно просмотреть и прослушать любительские видеоролики из села Кокуй 2-й Александро-Заводского района: «Священник Епифаний Андреевич Кузнецов, казачий сын, родился в станице Краснояровской Нерчинского округа 1875 мая 10. Кончил курс в Иркутской Духовной Семинарии, со званием студента семинарии 1896 мая 30. Указом Забайкальской Духовной Консистории, от 27 августа 1896 г . за № 4170 отправлен на праздное место священником Кокуйской Покровской церкви. Грамоту имеет. От роду 23-х лет. Вдов. Из семейства у него: дочь Елена 8 месяцев; мать его – казачья вдова Евдокия Евфремовна, 48 лет; сестра его казачья дочь, девица Лидия Андреевна,18 лет. Доподлинно верно: Благочинный 14 округа Забайкальской Епархии Священник Михаил Булгаков. За июнь 1899 г. № 438». В этом документе написано, что в 23 года епископ Ефрем овдовел. Об этой трагедии говорят пожилые односельчане уроженца села Кокуй 2-й Асхата Гильфанова. Асхат в 2011 году для истории села записал рассказы своих земляков Ивана Чаговцева (1932 г.р.) и Доры Деомидовны, проработавшей в школе Кокуя 40 лет. «Послушайте» и вы: «Церковь-то была, туда мать ходила… Как праздники – обязательно собирались, молились. А я, маленький, за ними бегал в церковь-то. До войны было... Церковь начали ворочать, колокол упал. Бабы, старухи в крик: «Что же вы делаете…» А им отвечают: «Не ваше дело». Преломали часть церкви, а другая часть стояла долго…» По-видимому сломали колокольню. Однако привычка подавать сигнал, чтобы созвать сельчан на сход или в случае пожара, у начальства осталась, потому что на церковь привязали рельсу и при чрезвычайных ситуациях, услышав её звон, сельчане бежали к церкви». Это тоже рассказывает Иван Чаговцев. На некоторых картах 19–20 веков населённый пункт Кокуй 2-й указан как Какуй (через «а»). Вот почему макет церкви в школьном музее подписан «Какуйская Покровская церковь». И потому же в видеоролике Дора Деомидовна называет земляков «какуянами». Перед перестройкой на месте церкви затеяли в селе строить двухэтажную школу. Разломали церковь окончательно, разобрали фундамент, а землю под ним развезли по деревне. Но в стране начались перемены, и яма осталась до сих пор. Вот в то время и нашли в церковной ограде могилу. Говорят, похоронена в ней молодая попадья. Как рассказывает тот же Иван Чаговцев, был памятник, состоящий из двух разновеликих каменных плит и небольшой пирамидки, была надпись. Предполагаю, что священник Епифаний Кузнецов в церковной ограде похоронил свою двадцатилетнюю жену, а значит, никогда не собирался покидать службу в Кокуйской Покрова Пресвятой Богородицы церкви… В.Н. Котова, г. Нерчинск |