Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Забайкалье глазами Москвы
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Иван Волков: «Я не устал и не наелся работы!»
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Виват, фестиваль!
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    5 коров и 50 козочек
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Картофель «на капле»
ПАМЯТЬ
    Вторая рота
ТелеМАНИЯ
    В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие третье
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Устраиваемся надолго
ЭКОЛОГИЯ
    Спасти перелётных птиц
ВЫХОД В СВЕТ
    Прогулки в парке и танцевальные вечера
ПИСЬМО В НОМЕР
    В добрый путь, «Россияне»!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Тётя Шура с Клубничной улицы
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    Как бы сильно ни дул ветер, гора перед ним не склонится
Выпуск № 28 от 10.07.2018 г.
В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие третье
Сегодня мы вновь уходим транзитом в историю одного из самых успешных кинопроектов телевидения СССР, пятисерийной культовой картины Павла Арсенова. Всем добро пожаловать на борт киномашины времени! Хронодвигатель активирован. ...Три. Два. Один. Старт! …Вперёд – в прошлое и будущее!
Флип как «Жигуль» будущего
(хроносектор: февраль 1983 – май 1984)

    О светлом будущем художниками написано немало фантастических картин, и едва ли не на каждой в небесах непременно изображены необычные пассажирские летательные аппараты всех мастей: гравиелёты, автолёты, летающие кресла, винтолёты, флаеры, флипы... То же происходило и в кино, в том числе в фильме Арсенова. Одноместные изящные флипы – индивидуальный воздушный транспорт будущего – были разработаны художником-постановщиком киногруппы, а затем заказаны на одном из «закрытых» авиазаводов – в Литве. Полноразмерные, тяжёлые «антигравитационные» машины были изготовлены в количестве пяти штук лишь к весне 1984 года, потому что строились вручную и аналогов в мире не имели. Каждая такая летающая «тачка» стоила порядка 5000 рублей (почти как популярный тогда автомобиль «Жигули»)!
    При помощи какой «антигравитации» киношники заставили летать эти чудесные, но пока не слишком охочие до полётов «машинки»? А вот как: полноразмерные тяжёлые флипы с Колей и пиратами устанавливали в кузове грузовиков на специальные агрегаты в виде торчащих по бокам машин брусков. В сценах погони несколько раз два флипа неслись параллельными курсами, для чего грузовикам приходилось мчаться со скоростью до 50–55 км/час, сближаться друг с другом с ювелирной точностью и максимально плавно, чтобы толчки не выдали «приземлённость» воздушного полёта.
    В остальных сценах фильма флипы с пассажирами на борту «летали» при помощи кранов. На общих и средних планах использовалось полтора десятка моделей размерами от 10 до 80 сантиметров. Флипы подвешивали на тончайшие проволочки (для каждого кадра их подкрашивали под цвет неба, чтобы «подвеска» полностью сливалась с фоном и её не было видно), цепляли к 20-метровой стреле крана и вели по воздуху в нужном направлении.

Мыслеуловитель и Чайковский
(хроносектор: декабрь 1982 – апрель 1983)

    Ещё до съёмок фильма Арсенов крепко задумался, как должен выглядеть главный «виновник» всех приключений в фильме – миелофон? В книге Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» о внешнем его виде почти ничего конкретного не говорилось... Киношники стали ломать головы. Предлагались разные варианты, пока кто-то не напомнил, что в книге говорится о том, что прибор работал на основе «декодера» – кристалла гиперселенита с астероида Власта. Решено – миелофон должен быть кристаллическим!
    Одно время поговаривали, что «устройство для чтения мыслей» было ничем иным, как уральским сувениром в виде друзы необработанного кварца в футляре, купленном в одном из московских магазинов. Это оказалось чистым вымыслом. Его создала дизайнер съёмочной группы, она работала на оптико-механическом заводе и однажды принесла образец «сырья». Арсенов был в восторге от призмочек, сверкавших всеми цветами радуги. Эти маленькие призмы из обработанного флюорита и кварца применялись в кинофотопромышленности (из них изготавливали особо высококачественные объективы камер и фотоаппаратов). Из таких вот призмочек и были вручную склеены красивые кристаллы миелофона.
    Как известно, при открытии футляра и работе миелофон издавал тонкий и мелодичный «кристаллический» звук. Этот звук – ни что иное, как фрагмент Первого концерта П.И. Чайковского, проигранный на большой скорости!
    
«Тител юлоп оп...»

    Всякий уважающий себя фильм о путешествиях в грядущее в подавляющем большинстве имеет сцены, связанные с покорением космоса и даже с инопланетным присутствием. «Гостья» не стала исключением. Помимо самих пришельцев в фильме даже звучит необычная «булькающая» инопланетная речь. На космодроме папа Алисы радостно приветствовал на родном языке жителей системы созвездия Стрельца пирата Крыса, замаскированного в «стрельцианца». «Тител юлоп оп ьлып тыпок атопот то...» – трижды произнёс профессор Селезнёв. Перевести с инопланетного на русский попытайтесь сами.
    
КосмоЗоо
(хроносектор: осень 1983 – транзит – весна 1984)

    В книге, как и фильме, особое место было уделено московскому космическому зоопарку КосмоЗоо, где Коля впервые сталкивается с Алисой и пираты пытаются умыкнуть миелофон. Съёмки проходили в мае 1984-го на территории московского Ботанического сада. Изначально Арсенов планировал снимать КосмоЗоо в Гаграх – природа там сногсшибательная – экзотическо-космическая, но в октябре – ноябре 1983 года там начались затяжные дожди...
    
О пресмыкающемся Сене

    В кадре страстно увлечённая биологией шестиклассница, используя миелофон, общалась со здоровенным крокодилом Сеней. Муляж страшной рептилии был выполнен, что называется, на уровне мировых стандартов – даже С. Спилбергу было бы не стыдно снимать Сеню в каком-нибудь «Парке юрского периода». Вот пример: во время съёмок пошёл дождь, и вся команда Арсенова с аппаратурой и главным реквизитом забежала в здание, где обитали ботаники сада. «Кто это у вас?.. Крокодил?» – шарахнулись ботаники. «Да, он самый...» – ухмыльнулся режиссёр. «Вы что, с ума сошли? С вами же дети, а вы его даже не связали!» «А зачем? Мы ему такую дозу снотворного вкатили...» – продолжал шутить Арсенов. Поверили! Но на всякий случай мимо крокодила и киношников пробирались сторонкой. Учёные так и не догадались, что земноводное чудовище было муляжом...
    А вот сняли крокодила неудачно – аквалангисты, управлявшие Сеней, недостаточно глубоко опустили его в воду и забыли двигать его лапами, создавая иллюзию плавания. Особо внимательные зрители даже смогли рассмотреть аквалангистов. Переснять эти кадры по ряду причин оказалось невозможным.
    
О Наполеоне говорящем

    Фигурировал в КосмоЗоо и совсем «экзотический» зверь – козёл. Говорящий! Наполеон. «Надзирал» за козлом биолог Электрон Иванович (актёр Игорь Ясулович). Рогатый был дрессированным и явился на съёмки вместе со своим наставником. Ясулович опасался, что своенравная животина его не будет слушаться. «Игорь, будь спок! – уверил дрессировщик. – Мой парень сделает всё как надо!»
    Подошло время съёмки сцены погони за пиратами. Вот-вот раздастся команда «Мотор!» «Что делать-то?» – рванулся к дрессировщику актёр. «Сигареты есть? Быстро доставай курево и... козлу дай. Помани...» Ясулович незаметно вынул сигарету и побежал. Козёл... помчался за актёром. Едва раздалась команда «Стоп! Снято...», козёл настиг Ясуловича, отнял сигарету и... сожрал. Сожрал с удовольствием на «лице». Оказалось, блеющий «актёр» обожает табак, особенно «Беломорканал».
    
Али-баба, шахматы и зубрилка
(хроносектор: май 1984)

    Имелся в сценарии эпизод, где Алиса выигрывала в шахматы у гроссмейстера, проводящего в школе сеанс одновременной игры. Интересно то, что эпизод был снят. Гроссмейстера играл «джентльменский» Василий Алибабаевич – актёр Раднэр Муратов. Почему эпизод не вошёл в фильм, неизвестно до сих пор. И ещё одна деталь – Наташа Гусева очень любила играть в шахматы, играла хорошо и даже «изводила» своим увлечением всю съёмочную группу. А ещё, несмотря на загруженный съёмочный график, девочка умудрялась отлично учиться (в отличие от Коли – Алёши Фомкина), всегда носила с собой учебники и что-то решала из них. Пират Весельчак У. – Вячеслав Невинный – посмеивался над «зубрилой»: «Не наш ты человек, Наташка, не «киношный». Но он всё же был не прав – «зубрилка» Наташа была всегда весёлой, прониклась киношной средой, в кадре чувствовала себя, как рыба в воде, не боялась камеры, чётко исполняла задания режиссёра и сама выполняла некоторые трюки.
    
Алисоажиотаж и…
(хроносектор: март 1985 – транзит – июль 2018)

    Съёмки фильма окончательно завершились в сентябре 1984 года. В январе 1985-го полностью смонтированные пять серий лежали, готовые к первому эфиру. В общей сложности работа над экранизацией повести длилась почти три года. Премьера картины состоялась в дни весенних каникул – с 25 по 29 марта 1985 года по Первой программе ЦТ СССР. Что произошло далее?
    Молодое (и не только) поколение зрителей всей страны охватил форменный ажиотаж. Такого ещё не было за всю историю отечественного телевизионного кинематографа! Юные актёры, занятые в фильме, моментально стали «звёздами», и 11-летняя Наташа Гусева – «мегазвездой», превзойдя популярностью многих взрослых актрис. По всюду слышалась сверхпопулярная «Прекрасное далёко»... Даже в космосе! На борт орбитальной станции «Салют-7» её транслировали космонавтам, которым она очень понравилась.
    Наташа даже стала бояться своей популярности: её всюду преследовали толпы «алисоманов» (даже приехавшие из других городов). Арсенов пытался успокоить девочку: мол, о фильме скоро подзабудут и поклонники успокоятся. Не тут-то было. Время показало, что фильм «Гостья из будущего», как и его главная героиня, так и не потерял популярности. Даже в избалованном компьютерными спецэффектами XXI веке фильм продолжают смотреть всё новые и новые поколения юных зрителей и мечтать о «прекрасном Далёко», которое мы, «алисоманы» и обычные «гости» из прошлого XX века, кажется, потеряли, но всё же надеемся найти.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования