Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
ПАНОРАМА
    Где наша избранная власть?
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Свидимся на газимурской земле
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    Казачьи зарницы
НАША ГОРДОСТЬ
    Полвека – любимым студентам
ДАТА
    Яркие моменты из жизни забайкальских горняков
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Солнце встаёт, и ты встаёшь
ТелеМАНИЯ
    Вий
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Большое озеро маленького детства
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Однажды в роддоме
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Чомга и… чомгята?
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Трудолюбивая душа
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Что в тарелке у южан?
Выпуск № 34 от 21.08.2018 г.
Вий
О главном славянском Нечистом, «Страшной мести» и не только
Баба Яга, серый волк, бабай, кикимора, чёрт... Персонажи ужасов нашего отечественного детства. Но всему этому сонму, включая даже современных голливудских вампиров, «дракул» и прочей нечисти, далеко до него. От одного его имени, даже случайно упомянутого, веет какой-то тревогой и подавляющей жутью. Он был самым страшным существом для целых поколений – литературным, разговорным, киношным. Остаётся им и по сей день! Новые обращения к нему – тому свидетельство. Всего через девять ночей на десятую его новый ставленник – Чёрный всадник – явится к нам, влекомый своим чудовищным «отцом», чтобы начать шабаш на киноэкранах Забайкалья, подёрнутых леденящими сценами ужаса. Имя ему – Вий!
Кто или что Он есть?

    «...В восточнославянской мифологии дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжёлыми веками, Вий убивает своим взглядом», – рассказывает о монстре Большой энциклопедический словарь. «Вием назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли...» – писал Николай Васильевич Гоголь в примечании к своей повести.
    Действительно, сказки с похожим сюжетом хорошо известны в мифологии славянских народов. Странно, однако, то, что ни в одном предании или легенде, вообще нигде, Вий не встречается! И тем не менее, появился гоголевский монстр не на пустом месте – у него имеются фольклорные прототипы, некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы великим мистиком русской и мировой литературы.
    
Женщина или… чай?!

    Отличительная черта Вия – смертоносный взгляд, скрытый под огромными веками или ресницами, которые Вий может поднять только с помощью нечистой силы. В народных представлениях длинные веки всегда являлись признаком демонического существа.
    В преданиях белорусского Полесья Смерть описывается не иначе, как чудовищная женщина с огромными веками. Украинская легенда о происхождении чая повествует, что, соблазняя пустынника, дьявол начал ему «вии (веки) напускать», пока стало невозможно старцу глянуть на свет. Пустынник веки оторвал и закопал в землю. Вырос из них... чай.
    
Зловещий Касьян

    Одним из фольклорных источников литературного образа Вия может считаться образ Св. Касьяна, связанного с нечистой силой. Несмотря на канонизацию христианской церковью в V веке Иоанна Кассиана Римлянина, в народном сознании существовал иной его образ, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо. Согласно одним поверьям, Касьян – падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за своё отступничество был закован в цепи и заключён под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьёт предателя тяжёлым молотом по лбу, а на четвёртый выпускает на волю, и тогда гибнет всё, на что бы он ни глянул.
    В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир – на что упадёт его взгляд, то погибает. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.
    
От Велеса до Иуды

    Определённые черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом – древним покровителем охотников, который олицетворял ещё и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мёртвых. Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал всё же... Иуда Искариот. В не вошедших в канон апокрифических сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что веки величайшего из предателей стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Вероятно, этот описываемый облик Иуды (гигантские веки и тяжёлое, неповоротливое тело) и определил главные черты загадочного порождения литературного кошмара.
    
Демон на плёнке

    Впрочем, из литературы эта потусторонняя ужасная сущность вместе с панночкой ведьмой и сонмом упырей да вурдалаков начала ломиться в реальность, пусть и кинематографическую, уже в первое десятилетие XX века.
    Своё первое киновоплощение подземный демон обрёл ещё в 1909 году в одноимённой экранизации режиссёра Василия Гончарова. Эта лента по праву считается первым российским фантастическим фильмом и первым же фильмом ужасов. К сожалению, уникальная картина не сохранилась. Замечу, что и два последующих пришествия Вия на экраны не «дожили» до наших дней. Обе ленты – одна от 1912 года, другая, почти полнометражная (45 минут), от 1916-го, снятая знаменитым режиссёром Владиславом Старевичем (отцом мировой объёмной мультипликации), – были утеряны.
    
Вий всех Виев

    Однако спустя 51 год великий монстр и его свита, порождения мрака и фантазии Гоголя, а также чудовищных грёз художника-постановщика Николая Маркина, наконец вломились в наш мир через картину режиссёров Константина Ершова и Георгия Кропачева при участии великого киномага Александра Птушко. Именно этот образ чудовища, «Вия всех Виев», а также лик зловещей мёртвой красавицы панночки в исполнении Натальи Варлей с призывом-воплем «Ко мне, упыри! Ко мне, вурдалаки!» и леденящим смехом преследовал в жутких снах целые поколения юных (впрочем, не только юных) граждан СССР и даже, казалось бы, всё повидавшей России. Картина «Вий» стала одним из лидеров отечественного проката 1967 года и была закуплена десятками стран, включая США, где с успехом демонстрировалась. В тот год только в нашей стране её посмотрело свыше 35 миллионов зрителей!
    
Чудовище в 21 веке

    Пытался Вий вырваться ещё раз в реальность в 2006 году, но без особого успеха: во-первых, в версии режиссёра Олега Фесенко действие фильма перенесли в наше время, да ещё куда-то, судя по всему, аж в США. А во-вторых, великое чудовище вообще «отстранили» от съёмок, и главной героиней стала ведьма, отчего и кино назвали соответствующе – «Ведьма».
    Кроме отечественных экранизаций повести Гоголя, существуют ещё и итальянская «Маска сатаны» от 1960 года (правда, здесь больше внимания уделяется вампирам), югославская «Святое место» от 1990-го и украинская в виде мультфильма «Вий» (1996).
    В 2014 году вышла очередная, на этот раз уже подлинно российская киноверсия произведения классика, снятая командой режиссёра Олега Степченко, нашпигованная под завязку массой спецэффектов. Правда это оказалась не совсем экранизация литературного первоисточника, а абсолютно самостоятельная версия авторского видения «вийской» истории с детективно-мистическо-триллерным сюжетом, как и её продолжение-сиквел «Вий-2. Тайна Печати дракона», которое мы сможем лицезреть 7 февраля 2019 года. Но и это ещё не всё...
    
«Не выходи из круга!»

    Являясь горячими поклонниками мистических произведений великого Гоголя, режиссёр Егор Баранов («Иеремей-сан. Исповедь самурая» (2015)) и команда сценаристов, состоящая аж из шести человек, в августе 2017 года выпустили на экраны картину «Гоголь. Начало», снятую в форме мистического детектива-драмы и фильма ужасов по мотивам произведений Николая Васильевича, взятых из сборника-цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В сюжете, помимо классических (и мистических – ведьма, русалки, утопленницы, представители сатаны) персонажей, главными являются: сам Гоголь (Александр Петров), молодой, мучимый странными мистическими видениями судебный писарь третьего отделения столичной царской канцелярии по уголовным делам, а также опытный следователь Яков Гуро (О. Меньшиков). Они выезжают в Диканьку и расследуют цепь страшных убийств девушек, совершаемых представителем нечистой силы – Тёмным всадником...
    Зрители одобрили новое видение произведений Гоголя режиссёром Барановым, а также и его вторую часть – «Гоголь. Вий», что вышла в начале апреля 2018-го, и активно «проголосовали рублём». Заключительная часть вийско-гоголевской трилогии не заставила себя долго ждать – 30 августа сего года на экраны кинотеатров Читы и районов Забайкальского края выходит финальная картины трилогии «Гоголь. Страшная месть»! Действие начнётся после событий «Вия».
    …Две сотни лет назад малороссийские хутора разоряла шайка нехристей-ляхов во главе с могущественным колдуном. С тех пор вновь и вновь рыщет в окрестностях Диканьки неизвестный Чёрный всадник, ловит молодых девушек и жестоко расправляется с ними, будто мстит за что. Следующей его жертвой может стать Лиза. Чтобы спасти возлюбленную, писарь Николай Гоголь должен разбить злые чары и победить древнее проклятье. Ни одному из смертных ещё не удавалось это, но, к счастью, на помощь Гоголю приходит гениальный столичный сыщик Яков Гуро, и у него уже есть главный подозреваемый…
    Итак, 30 августа с экранов в наш мир начнёт ломиться тёмная сущность – Чёрный всадник, и, думаю, уже стоит произнести (так, на всякий случай): «Тьфу! Тьфу! Тьфу! С нами крестная сила!» Особо впечатлительным лучше захватить с собой успокоительное (ряд сцен явно не для слабонервных), а также мел, дабы обвести им кресло (сами, друзья, знаете, для чего)…
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования