Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Буква закона
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Забайкалье» – это по-нашему!
СИТУАЦИЯ
    Почём нынче учитель?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Фестиваль «Осенний вальс»
ШТРИХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
    Взгляд на мир сквозь палитру красок
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С «Верой», «Надеждой», «Любовью»
БЕЗ РЕТУШИ
    Память о герое
ДАТА
    К 90-летию Читинского радио
ТелеМАНИЯ
    Служебный осенний роман... Часть 1
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Закрывая лето, открывая осень
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Козлята
ВЫХОД В СВЕТ
    Октябрьские концерты
И Я ТАМ БЫЛ...
    Озорная, разудалая, урожайная…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
КОПИЛКА ОПЫТА
    Стоит ли ездить из Читы в Улан-Удэ на машине?
ЗДОРОВЬЕ
    Прогонит пьяную беду полынь
ФАЗЕНДА
    Цветная капуста
Выпуск № 38 от 18.09.2018 г.
Служебный осенний роман... Часть 1
Фильмы, которые мы можем смотреть дважды, трижды, десятки и даже сотни раз. Открывать с каждым просмотром что-то новое для себя или переживать каждый раз чувства: от ненависти и гнева до любви и ощущения счастья. Или смотрим в ...цатый раз фильм для хорошего настроения, улыбки и веры, что всё будет хорошо не только у главных героев кинокартины, но и у тех, кто её смотрит.
    40 и ещё одну осень назад на экраны нашей страны вышел один из таких фильмов, ставший классикой кинематографа СССР, и всё это время он продолжает и продолжает пересматриваться нами, зрителями, по вышеперечисленным причинам в …цатый раз. В 41-ю осень со дня его премьеры в «Телемании» говорим об этом фильме – шедевре режиссёра Эльдара Рязанова, блистательной лирической народной комедии «Служебный роман».
    
«Сослуживцы» ради денег, а затем...

    Началась вся эта служебно-статистическо-лирическая и местами комическо-ироническая история в далёком марте 1971 года. Шестого числа закадычные друзья и коллеги Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов стремясь поначалу только в желании подзаработать, принялись писать комедийную пьесу для театра и написали таковую всего за 20 дней. Пока писали, о деньгах... забыли. Увлеклись до того, что вскоре уже не авторы «управляли» персонажами, а герои пьесы, как вспоминал Рязанов, «вели нас за ручки». Назвали драматурги своё творение  «Сослуживцы». А уже спустя три месяца над похождениями доброго недотёпы – некоего Новосельцева, мечтающего о тёплом местечке главы отдела статистики «лёгонькой промышленности», и «Мымры» – товарища Калугиной в дебютной постановке молодого режиссёра Бориса Кондратьева хохотали зрители московского театра им. Маяковского. Калугину играла актриса Галина Анисимова, Новосельцева – Борис Ливенсон, Самохвалова – Евгений Лазарев. Пьеса оказалась настолько популярной, что её взяли в свой постоянный репертуар более полутора сотен театров СССР.
    Интересно, что в то время над «Сослуживцами» хохотали и читинские зрители, поскольку пьеса Брагинского и Рязанова также шла и на сцене тогда нового, недавно открытого Читинского областного драмтеатра.
    
Фильм начался с «выражений»

    В 1973 году на популярную пьесу стали «облизываться» работники Центрального телевидения СССР и в конце концов сняли свою версию в исполнении всё тех же актёров театра им. Маяковского. В течение нескольких лет «Сослуживцы» (см. фото главных героев телеспектакля) демонстрировались на миллионах голубых экранов. Однако авторов, и особенно Рязанова, такое театральное кино не устраивало. И это было мягко сказано. Как профессионального кинорежиссёра, его крайне раздражали примитивные телевизионные кадры одного и того же сценического пространства, отсутствие полноценного монтажа изображения и т.д. Каждый раз, когда в телеэфире шли «Сослуживцы» Эльдар Александрович в узком кругу друзей и коллег высказывал в непарламентских выражениях своё мнение о творении телевизионщиков.
    Выход был только один – сделать собственную полноценную экранизацию, хотя изначально авторы писали произведение только для театра.
    Вторым мотивом этого решения было также давнее желание Рязанова поработать с Алисой Фрейндлих – именно в ней режиссёр видел идеальный образ Людмилы Прокофьевны Калугиной. «Если Алиса согласиться – фильму быть», – сказал сам себе весной 1976 года режиссёр и отправился в Ленинград, где актриса работала в театре имени Ленсовета.
    
«Двойная» жизнь Фрейндлих

    Рязанов умудрился сломить сопротивление руководства и заполучил приму труппы театра Алису Бруновну, которая с радостью согласилась сниматься, но при условии, что по первому требованию он будет отпускать её в Ленинград на репетиции и спектакли. Слово Рязанов дал, но вскоре задумался: как снимать фильм, если актриса будет мотаться между Ленинградом и Москвой? Авось обойдётся?
    Не тут-то было. В недалёком будущем, когда уже начались съёмки, как назло, Фрейндлих пришлось постоянно отлучаться в театр. Отдыхать актрисе удавалось только в поезде. Во время съёмочного процесса Рязанов всячески оберегал свою любимицу, позволяя ей поспать в перерывах между дублями. А гримёры, прежде чем наложить Алисе Бруновне грим, делали ей специальные маски и примочки, чтобы актриса выглядела свежей и выспавшейся...
    
О руководящей Золушке

    В конце мая 1976 года руководство «Мосфильма» приняло киносценарий «Сослуживцев» без каких-либо поправок. Поначалу проект носил рабочее название «Сказка о руководящей Золушке», но вскоре был переименован в «Служебный роман» и запушен в производство.
    
Из «Зигзага» и «Иронии» – в «Роман»

    Интересно, что «Служебный роман» стал первым в истории отечественного кино фильмом, где исполнителей главных ролей режиссёр наметил ещё до написания сценария, а затем сразу утвердил без каких-либо предварительных проб. Худсовет «Мосфильма» также одобрил все кандидатуры, предложенные Рязановым.
    Актёрский состав был «зарезервирован» давно: Фрейндлих пробовалась ещё в картинах «Гусарская баллада» (для Шурочки Азаровой оказалась слишком женственной) и «Зигзаг удачи» (не смогла сниматься, поскольку ждала ребёнка). Басилашвили и Немоляева пробовались на главные роли в «Иронии судьбы», Мягков и Ахеджакова непосредственно снялись в новогодней комедии. Незабываемый образ собирательницы взносов, общественницы Шуры, которую «выдвинули, а потом забыли задвинуть обратно», было поручено воплотить актрисе театра «Современник» Людмиле Ивановой, которая тоже когда-то проходила пробы в рязановском «Зигзаге удачи». Любопытно, что Иванова в действительности была председателем театрального месткома и очень хорошо знала эту работу. Как и её героиня, Шура, с большим энтузиазмом занималась общественными делами, потому этот персонаж и получился таким запоминающимся.
    
Рождение Мымры

    Прежде чем приступить к съёмкам, требовалось найти подходящий образ Мымры, директорши Людмилы Прокофьевны Калугиной. Не каждая актриса с хорошими внешними данными согласится себя уродовать в кадре. Фрейндлих, как и положено великим актрисам, согласилась. Перекрасилась в тёмную шатенку, зализала «живенько» волосы, влезла в кошмарный мешковатый, «гунявый», как обозвали в съёмочной группе коричневый костюм на размер больше нужного и в уродливые башмаки. А довершил облик Мымры оператор-постановщик Владимир Нахабцев: он принёс из дома древние массивные роговые очки, которые носил его папа.
    И когда Алиса Бруновна их надела, то стало всем понятно – Мымра готова появиться на площадке.
    
«Статистика» из трёх частей

    Но прежде чем приступить к работе над первыми кадрами картины, киногруппе пришлось «сконструировать» главную, как сейчас говорят, локацию – Статистическое Учреждение, на территории которого происходил почти весь «роман». «Конструкция» получилась из трёх частей: «роль» фасада и входа в учреждение «исполнило» вполне реальное здание Министерства морского и речного флота СССР (ныне здесь находится федеральное агентство того же профиля). Все внутренние помещения (включая кабинеты Калугиной, Самохвалова и зал заседаний) представляли собой декорации, построенные в павильонах «Мосфильма». Ну и, наконец, третья часть «конструкции» – оригинальный выход из кабинета Калугиной на крышу с импровизированным садиком...
    Интересно, что уютненькая крыша с цветочными горшками и ящиками не была декорацией, а самой настоящей, и находилась в... нескольких километрах от директорского кабинета «учреждения», на высоте девяти этажей. И вообще, в другой части Москвы. Под её кровлей тогда располагалась редакция журнала «Вопросы литературы»... Сам дом был постройки 1913 года. В то время такие редкие высотные девятиэтажки называли «тучерезами», и, что интересно, на крыше – продолжении кабинета Калугиной, тогда находились ресторан, картинная галерея и... съёмочный павильон кинофирмы «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин». Входная плата в наверх была 20 копеек, с 17 часов вечера туда можно было подняться на лифте. В 21:00 на крыше начинал играть оркестр...
    
Сослуживцы: кому где жить?

    Режиссёр подумал и о том, где расселить главных героев будущего фильма – расселить не абы как, а согласно их социально-производственному статусу и рангу. Так, главу Учреждения статистики Калугину «поселили» в Центральном районе Москвы, на улице им. Герцена, 43 (ныне Большая Никитская улица) в одну из элитных многоэтажных «башен», которые в 1973 году были специально возведены для руководителей организаций, предприятий и видных деятелей искусства и науки.
    Зам. Мымры, товарищ Самохвалов (О. Басилашвили), «занял» жилплощадь на улице им. Горького (ныне Тверская). В этом престижном доме в реальности проживала министр культуры Е. Фурцева, известные академики и военные генеральские чины.
    Анатолию Ефремовичу Новосельцеву режиссёр «выделил» скромное местечко в дореволюционном жилом строении от 1894 года – бывшем доме торговца резиновыми изделиями Карла Мейера, что находился между проспектом Мира и улицей Новослободской. А добрую подругу и сослуживицу Новосельцева Рыжову вообще «поселили» в Подмосковье.
    Съёмки картины «Служебный роман» начались 5 сентября 1976 года.
    Вражеский реквизит. На ком пахать надо? Свирепый муж-байкер. Смерть Бубликова с последующими неизвестными событиями. Ужас впервые запевших. Правда об удалённых сценах «Служебного романа» и нечеловеческих «актёрах». Криминал на съёмках. Китайцы и Шура. «У природы нет плохой погоды»: у песни были другие слова! Продолжение истории появления шедевра Э. Рязанова «Служебный роман» – в следующей нашей встрече.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования