Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Кубок – у дульдургинцев
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Забота о старшем поколении
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Мирсаново: поём и помним
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
    Краевой парламент: перезагрузка
ДАТА
    К 90-летию Читинского радио и 55-летию Читинского телевидения
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Пациент должен оставаться на двух ногах
1941-1945
    Боевое братство крепче кровного
ТелеМАНИЯ
    Служебный осенний роман... Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Браконьерами не рождаются
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Деревенская ведьма
ВЫХОД В СВЕТ
    «Вкусные концерты»
ШТРИХИ НАШЕЙ ЖИЗНИ
    Велик и труден пройденный военкоматом путь
ДОБРОЕ ДЕЛО
    «Джедаи чистоты»
КОПИЛКА ОПЫТА
    Дом без хозяина – сирота
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗНАЙ НАШИХ!
    «Музыка души» – для души
Выпуск № 39 от 25.09.2018 г.
Служебный осенний роман... Часть 2
Сегодня мы продолжаем знакомиться с историей появления легендарной лирическо- «статистической», осеннеслужебно-романтической, поистине народной комедии не менее легендарного режиссёра Эльдара Рязанова «Служебный роман». И так...
«Пошли вы... в бухгалтерию!»

    …Съёмки картины «Служебный роман» начались 5 сентября 1976 года. Первым стал эпизод в столовой, где Новосельцев узнаёт от Шуры, что та читала письма Рыжовой, и посылает её... в бухгалтерию. «Столовую» соорудили из нескольких столиков и буфетной стойки на одном из верхних этажей здания Министерства флота, которое «исполняло роль» Статистического управления в фильме.
    Оператору-постановщику Владимиру Нахабцеву очень хотелось, чтобы в окне за обедающим Новосельцевым был непременно различим вид на улицу с движущимся транспортом. Оператор направил в потолок очень сильные приборы – в результате пластиковые элементы министерских ламп дневного света к концу съёмочной смены свисали с потолка расплавившимися сосульками. Завхоз здания министерства был очень недоволен. Так, едва начавшись, съёмки принесли ущерб народному хозяйству.
    
У природы нет плохой погоды...

    20 сентября случилось то, о чём мечтал Рязанов, но никто не ожидал – выпал ранний снег. Режиссёр отменил съёмки с актёрами и помчался с оператором и ассистентом снимать лирические зарисовки припорошенной снежком ещё лиственной Москвы. Носились по улицам, лазили по крышам. Извозились в слякоти с головы до ног: торопились снять красоту, которая растаяла уже в полдень. Именно в эти минуты, бросив взгляд на перепачкавшихся коллег, запыхавшийся режиссёр невольно вспомнил английскую поговорку: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда».
    И далее как-то сами собой пришли на ум строчки:
    У природы нет плохой погоды,
    дождь, самум, буран и снегопад,
    я скажу вам, очень нежеланны,
    я беру свои слова назад...
    Уже на следующий день Рязанов, слегка подправив свои импровизированные стихи и добавив лирики, отнёс их композитору Андрею Петрову выдав за... произведение английского поэта Уильяма Блейка. Ничего не подозревающий Петров похвалил творчество «англичанина»: «Это ж надо, стихи в точности для нашего фильма!» и через несколько дней написал известную ныне каждому песню, остающуюся и по сей день музыкальным кинохитом.
    
О сцене «марафета»

    Во время съёмок Рязанов никогда не держался строго сценария и любил импровизации.
    Однажды он пришёл на работу и увидел, как его жена со своей подругой-костюмершей первым делом начали «наводить марафет» – краситься. Через несколько дней начались съёмки эпизода «Утро в учреждении». Снимали рано утром. Разместившейся по рабочим местам женской массовке режиссёр скомандовал: «Девочки, прежде чем снимать, наведите-ка марафет». Девочки вытащили свою косметику и взялись за дело. Операторы скрытыми камерами сняли весь процесс, таким он и вошёл в фильм.
    
На ком пахать надо

    Нередко и крылатые фразы рождались прямо на съёмочной площадке. Например, сказанную активистке Шуре секретаршей Верочкой «да на тебе пахать надо» придумала сама Шура – Людмила Иванова и подарила Лие Ахеджаковой.
    
О звёздах нечеловеческих

    Помимо замечательного актёрского состава, человеческого, в фильме работал и актёры – «не люди». Причём «звёзды» киношного дела. Взять того же коня с крыльями – здоровенную и красивую настольную статую, которую должны были подарить к юбилею программиста Боровских и которая упала в одной из сцен со стола вместе с Новосельцевым. Эту копию скульптуры «Персей и Пегас» французского скульптора Эмиля-Луи Пико киношники называют «любимой лошадью «Мосфильма». И немудрено – сия крылато-гривастая «звезда» «снялась» ещё в трёх киношедеврах отечественного кинематографа – комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968), многосерийной культовой картине Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» – там она украшала особняк бригаденфюрера СС Шелленберга (О. Табакова) и фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1973). Однако «кинодебютом» «Персея и Пегаса» надо считать его появление в ленте М. Рома «Секретная миссия» (1950), а затем в фильме «Пакет» (1965).
    Другая «нечеловеческая» «кинозвезда» из «Служебного романа» – красивая статуя девушки, возле которой сидит руководитель отдела общественного питания, упитанный тов. Бубликов (Пётр Щербаков) (см. фото). Сия статуя есть ни кто иная, как та самая Прасковья Тулупова, в которую был пылко влюблён молодой барин в популярном фильме «Формула любви» (1984). Эта же мраморная статуя снялась в известных картинах «Бег» (1970), «Старый Новый год» (1980), «Васса» (1982), «Вечерний лабиринт» (1980) и комедии «Ширли-мырли».
    Интересно, что скульптура после реставрации стоит ныне в Москве, на Воронцовом поле, возле дома №3. Желающих сфотографироваться с мраморной кинозвездой всегда хватает.
    
Мымра и происки США

    Едва ли не во всех сценах директорского кабинета фигурирует шикарная диаграмма с расходящимися в разные стороны лучами, которую перенесли на плакат из книги по менеджменту для высшего управленческого персонала. Правда... буржуазного и... американского! Получалось, советский директор-оборотень Калугина управляла вверенным ей госучреждением в соответствии с вражескими рекомендациями! Перевод этого курса был издан смехотворным тиражом и только для служебного пользования. Но Рязанову понравилось, как эта диаграмма смотрится в кадре, и он знал, что о компрометирующем источнике никто не догадается, и всё же рисковал. Последствия могли оказаться самыми неприятными...
    
«Потерянные» 1 час 20 минут

    Задолго до окончания съёмок Рязанов начал понимать, что фильм явно не вмещается в заявленный хронометраж – 2 часа 40 минут. Во время монтажа вообще выяснилось, что материала снято на четырёхчасовой фильм! Это в наши дни можно было бы сделать ещё и удлинённую телеверсию картины, а тогда... Тогда Рязанов с болью в душе принялся кромсать снятое. В корзину полетело много интересных сцен. Исчезли даже некоторые персонажи. Так, секретарша Верочка осталась без мужа.
    Изначально у модницы был ревнивый супруг, да ещё ярый любитель-байкер. Снимали в этой роли комика Михаила Светина, за плечами которого имелось немало «несерьёзных» ролей. В крутой кожанке, с кучей замков-молний и в здоровенном мотоциклетном шлеме малорослый Светин смотрелся очень комично. Отсняв несколько кадров, режиссёр внезапно отказался от актёра. «Для лирической комедии слишком... смешно. Я же не эксцентрик Гайдай», – решил Рязанов. Потом эту роль исполнил Александр Фатюшин, но в результате сокращения отснятого материала актёру удалось появиться всего лишь на несколько секунд в начале второй серии, в сцене «похорон» Бубликова, причём вместе с мотошлемом в руке.
    
Бубликов: «смерть» и воскрешение

    Сократил Рязанов и одну из самых смешных сцен – «Похороны мнимого Бубликова». Она заканчивалась тем, как перепуганная видом «воскресшего» Петра Ивановича Шура спряталась в лифте. На самом деле разъярённый Бубликов наступал на общественницу с кулаками, а та удирала с воплями: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам! Я на общественные деньги оркестр заказала, венок купила с надписями! Я бы сама померла, да фамилия у меня другая!»
    Во время одного из дублей Рязанов неожиданно прервал съёмку, отвел Иванову в сторону, чтобы Щербаков ничего не слышал, и сказал: «Как только он к вам приблизится, орите что есть силы: «Ура, да здравствует живой товарищ Бубликов». Поглядим за его реакцией». Когда Иванова завопила здравицу «тем самым» отвратительным голосом, растерявшийся актёр начал кланяться в разные стороны, приговаривая: «Спасибо за всё, дорогие товарищи!» А Иванова ещё и бросалась к нему на шею, осыпая поцелуями. На съёмках хохотала вся группа, но эту забавную сцену, к сожалению, всё же пришлось убрать...
    
Фильм года

    Съёмки «Служебного романа» завершились 20 января 1977 года, а в октябре состоялась всесоюзная премьера картины. Только за три месяца её увидело почти 60 миллионов зрителей! Главных героев, даже отрицательных, полюбила вся страна. Неприятные последствия ощутили только близкие родственники Людмилы Ивановой – Шуры, муж и сын. Они стеснялись образа, который неотступно следовал за актрисой. Придя домой с уроков вскоре после премьеры фильма, сын Ваня сказал: «Мам, ты лучше пока в школе не появляйся. Тебя там за ненормальную держат».
    Несколько лет назад Иванова побывала на одном фестивале в Китае. Каково же было удивление актрисы, когда китайцы сбежались к ней с криками: «К нам Шура приехала!» Оказалось, что в Поднебесной помнят и любят «Служебный роман».
    Интересно, что в КНР эта советская картина обязательна к просмотру во всех высших учебных заведениях, где изучают русский язык.
    ...В 1978 году комедия Эльдара Рязанова была единогласно признана лучшим фильмом года и с того времени прочно вошла золотую сокровищницу шедевров отечественного кинематографа.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования