Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
ВОПРОС НЕДЕЛИ
    Эльдар Рязанов: в кадре и за кадром
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Михаил Дугаров: «Лелейте надежду!»
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Как живешь, миллионер?
    Приключения булки хлеба
ВОПРОС ДЕПУТАТУ
    О почетных железнодорожниках
    О сельской жизни
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Непочатый край
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    А связь среди берез на кочке…
    Возрожденный ансамбль
    Это агония?
    Солнце железнодорожной больницы
    Полезная встреча
    Снимите главу с трактора!
    Почему низкая явка на выборах?
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Дом, в котором уютно всем
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Безграничная Монголия
НАША ГОРДОСТЬ
    Удачи, сержант Сороковиков!
    Остался верен воинской присяге
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Старейший и мудрейший
ВОПРОС ЮРИСТУ
    О праве на тишину
ДЕТИ ВОЙНЫ
    Такое детство не забыть
ЛЮБИТЕ ИСТОРИЮ
    Сколько же им лет?
    Курлыч – дикуша горькая
МАЛОИЗВЕСТНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Изменчивость Забайкалья от Байкала до Аргуни
МИЛОСЕРДИЕ
    Жизнь без детей бессмысленна
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная Забайкальская поэзия
    За Острой сопкой
ФАЗЕНДА
    По законам астрономии
    Хозяйке на заметку
    Повариха
Выпуск № 47 от 21.11.2012 г.

Сколько же им лет?

В книге Кожиной А. Н. рассказана история села Алеур Чернышевского района. Альбина Николаевна сообщает, что в 1697 году из Тобольского Верхотурья (теперь – это Свердловская область) в Нерчинск было отправлено 100 беглых крестьян с женами и с детьми и со всем имением в ссылку на пашню на прокорм нерчинских служилых людей. Далее она сообщает, что вышли беглые из Тобольска в феврале 1697 года, а в Нерчинск пришли через три года – в 1700 году.


Кожина нам рассказала о селе Алеур, а ту партию присланных крестьян разделили на поселение ещё и в слободах Ундинской и Городищенской да одну семью отправили в деревню Боты. Если сёла Унда (Балейский район) и Боты ещё существуют, то Городищенское поселение стало верхней окраиной села Казаново Шилкинского района.
По причине слияния Казаново и Городища (так с 1920 по 1954 гг. село называлось в Администра-тивно-территориальном справочнике Читинской области) можно ли считать, что село Казаново ровесник Алеура и Унды?
В учебном пособии «История Забайкалья», Чита, 2002 г., у Константиновой Н. Н. сообщается, что беглые в Нерчинск пришли в 1698 году, то есть в дороге были около двух лет, а не три года - как об этом сообщает Кожина.

Когда в Даурию пришли беглые?
В книге под названием «Если б не было забыто - может, стало б знаменито», я сообщаю, что беглые в дороге были 10 месяцев: с февраля 1697 по ноябрь-декабрь 1698 гг.
Так как беглые шли через Читинскую слободу, то первая часть крестьян остановилась на жительство в верховье реки Шилки в ноябре. А другие крестьяне проследовали до Нерчинска, где их разделили и откуда они дошли до своего места жительства уже в декабре. Время ноябрь-декабрь подтверждается тем, что в архивных документах их ежегодно приписывают «в пашню» в это время (так же, как автомобиль проходит техосмотр в одно и то же время). Отмечу, что самые первые сведения о беглых крестьянах в Нерчинске имеются в деле №3, 10 фонда, за 1705 год. Это получилось потому, что документы с 1696 и по 1704 гг. в Гос. архиве Читы не сохранились.
Теперь о том, что они шли до Даурии 10 месяцев.
Стоит вспомнить, что царь Пётр своим указом 7208 года отменил приход начала года с 1 сентября, а ввёл начало года с 1 января и год стал 1700-й. Верхотурские из Тобола вышли ранее 1700 года и до Городища шли с февраля по август в 1697 году, а с сентября по ноябрь - уже в 1698 году: это - те 10 месяцев.
В доказательство того, что беглые верхотурские крестьяне пришли в Даурию в 7205 году, приведу документ, написанный по просьбе одного из участников того переселения.
Челобитная городищенского Седельникова.
«Державный Царь Государь, млстивейший. В прошлом, Великий гсдрь, Cs (206) году (*1698) по твоему, Великий гсдрь, указу, из-под Верхотурского уезду из слобод послан я, я раб твой, в Нерчинску в пашню. Ипо тому твоему, Великого гсдря, указу, посажен я в Нерчинском уезде в верху по Шипке реке в Городищенской слободе в пашню в пол десятины, (а) в поле и в дву по тому же. И ныне я, раб твой, стар и древен и увечен, твоей Великий гсдрь, десятинной пашни пахать не могу. А ныне Гсдрь, для моей старости той, твоей Великого гсдря десятинной пашни у меня, раба твоего, еметца половину полдесятины ссродник мойНикита, Иванов сын, Пакуловых в верху, по Ингоде, с Читинскими пашенными крстьяны смежно (*пашет). Всемилстивейший гсдрь, прошу Вашего Величества:пожалуй меня, раба своего, Свели) четь десятины пашни збавить, а другую четь десятины поверстать выше писаного сроднека моего Никиту, Вашего Величества нижайший раб, Городищенской слободы пашенный кретьянин Степан Седельников». (ГАЗК, ф.10, оп.1, д.6, л.484 об.).
Степан в челобитной сообщает, что он послан из верхотурских слобод, а это значит, что он из партии белых, 1697 года - других партий верхотурских крестьян просто больше не было. О годе отправки этой партии в Нерчинск разногласий нет: все единодушно объявляют, что беглых отправили в 1697 году. Далее Степан ссылается на указ Великого государя, по которому он посажен в пашню, не разделяя года издания указа о его отправке в Даурию на пашню и года, когда он посажен в эту пашню. Но в челобитной, после обращения к царю, во вступительной части своего прошения Седельников сообщает год: Cs, то есть 206 от сотворения мира; в переводе на современное летосчисление - это сентябрь-декабрь 1697 года - январь-август 1698 года. К какому году относится месяц ноябрь, мы уже выяснили: к 1697-му году.

Как быть с датой появления села Казаново?
Если отсчитывать от даты поселения части верхотурских беглых в верховье реки Шилки в Верхнем Городище, слободе (так вначале звалось то Городищенское поселение), то далее и разбираться незачем. А если найдутся возражения? Поищем аргументы.
Продолжение следует…
Станислав Пичуев,
п. Дарасун

Яндекс цитирования