Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
ВОПРОС НЕДЕЛИ
    Гримасы свободы слова…
    А впереди – новые страницы истории
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Наука в ногу с практикой
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Пенсия: приказано выжить
    Пенсия и старость? – Жизнь продолжается!
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Жить, дерзать и не сдаваться
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    Праздник «северной Аги»
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
    Не видишь СПИД? Это не значит, что его нет
ЛЮБИТЕ ИСТОРИЮ
    Сколько же им лет?
    «Белый дом», железная дорога,
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Дедов дом
    Обнаженные сердца
    Мы доброй памяти верны
МАЛОИЗВЕСТНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Соль земли
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Её призвание – библиотека
ПОКУПАТЕЛЬ
    Оливковое лекарство
    Если вдруг пришли гости
ЗДОРОВЬЕ
    Новости медицины
ФАЗЕНДА
    Природный дар
Выпуск № 48 от 28.11.2012 г.

Сколько же им лет?

Во всех справочниках, где даются сведения о возникновении поселений в Нерчинском крае, сообщается, что село Казаново – старинное село, основано дворянином Московского списка Яковом Ивановичем Казановым (Казаном) не позднее 1711 или 1719 года.


(начало в № 47)
Здесь тоже можно увидеть разночтение: не позднее или 1711, или 1719 гг.? Да, у Якова была заимка и за службу он не получал хлебный оклад, а служил с пашни. О наличии заимки можно судить по следующему документу.

Того ж числа Великаго гсдря в казну с Нерчинскаго сына боярскаго, с Якова Казанова от строещей вновь з домовой ево бани на заимке Ево з Дмитреем Мирсановым, с челобитья - по полполтины, да на нонешнея год стоит баня. Оброку пять алтын и взято и отданы в прием казенному целовальнику Тимофею Зубареву, приняты с роспискою. По сей записке Казанов целовальнику Тимофею Зубареву полполтины да пять алтын денег принял. Вместо Ево росписался Михайло Гудков». (ГАЗК, ф.10, оп.1, д.8, л.267. 1709 г.).
Как видно из содержания документа, на 31 мая 1709 года на своей заимке Яков Казан (Казанов) построил баню. Выходит, что заимка Якова «состоялась»: не у каждого пашенного поля, пастбища, выгона для скота, сенокоса строится баня. Вот вам и начало села и дата его основания? В 1707 году Якова в списках Нерчинских служилых людей нет, в конце мая 1709 года на его заимке построена баня, на которую он успел заготовить лес и его вывезти к месту постройки. Выходит, что землю под заимку Яков получил ещё в 1708 году.
И отсчёт времени начала села пошёл? Сомневаюсь.
В 1735 году Нерчинский край посетил профессор Миллер Г.Ф. В списках поселений Даурии, выданных ему из Нерчинской канцелярии, ни заимки Казана, ни деревни Казаново нет. Мало того, по распоряжению профессора, в том месте, где сейчас располагается село Казаново, ученик Горланов проводил археологические раскопки древних могильников, но ориентиром на местности указывает деревню Нижнее Городище. А эта деревня располагалась на правом берегу реки Шилки, в 2-х верстах ниже Верхнего Городища. Как я ранее указал, Верхнее Городище - это первое название села Городища.
Тогда Верхнее Городище располагалось на правой стороне реки Шилки, в 2-х верстах ниже слияния рек Ингоды и Онона. На этом месте теперь расположен водомерный пост, и было село Рыбаки.
Выходит, что деревня Нижнее Городище находилась в 4-х верстах от слияния рек Ингоды и Онона, у впадения в Шилку речки Челбахта (тогда писали Чалбахта). В более поздних документах встречается деревня Челбахтинская, которая располагалась в 2-х верстах от Городищенского села, в 13 верстах от деревни Самсонова. Расстояние указано в зимнее время - по льду. Сухого пути между селениями нет. Сведения эти даны в декабре 1823 года при следовании Селенгинского полка через ту местность. (ГАЗК, ф.31, оп.1, д.831, лл.273-275) Городищенское село в то время уже перебралось на левый берег Шилки. Там же упоминается и Казанова: в 2-х верстах как от слободы, так и от деревни. Надо понимать так, что деревня Нижнее Городище поменяла название на Челбахтинскую, так же, как название Верхнее Городище поменялось на Городищенскую Слободу, затем - на Городищенское село. А Казаново - это просто выселок, образованный частью жителей деревни Челбахтинской.
До 1735 года все перевозки грузов и людей летом осуществлялись по рекам Ингоде и Шилке на плотах, а зимой - по льду. С 1736 года стали обустраивать сухопутную дорогу от Читинского острога до Нерчинска. Дорогу намечали проводить по левому берегу рек, а большинство селений, в том числе и Верхнее, и Нижнее Городища, размещались на правом берегу рек. Для крестьян, на плечи которых работы по устройству дороги и вся эта дорожная повинность по перевозкам почты, грузов, пассажиров, ремонту повозок и экипажей, становилась обременительной. Часть жителей из деревни Челбахтинской переселились ближе к сухопутной дороге. Первыми переселились крестьяне по фамилии Казановы. Затем к ним подселились и другие жители той же деревни. В то время жители жили общиной, все обязанности исполняли по приговору общины, поэтому община не была заинтересована в своём количественном уменьшении. И выехавшие общинники хоть и проживали на выселке, но числились членами той же деревни - Челбахтинской.
В декабре 1823 года в деревне Чалбахтинской числилось 4 двора, в Казановой - 26 дворов, но все они были членами одного общества под названием Чалбахтинская. (ГАЗК, ф.31, оп.1, д.831, лл.273-275). В 1835 году, при выделении земли священнослужителям Городищенской трёхпредельной церкви, в понятых из селений, Чалбахтинской деревни есть, Казановской - понятых - нет. В 1846 году в Клировой ведомости Городищенской Введенской церкви деревни Челбахтинской нет, а Казанова - указана. При отправке казаков на поселение на р. Амур в 1858-1861 гг. есть переселенцы из Челбахтинской, Казановой нет. Зато есть жители деревни по фамилии Казановы.
А в Статистическом справочнике с указанием расстояний между селениями по почтовому тракту за 1865-1866 гг. селение названо двойным именем: Челбахтинская (Казанова тоже).
В последнем десятилетии XIX века поселение называется двойным именем: посёлок Казановский (Челбахтинский). В XX веке селение носит название: посёлок Казановский, село Казаново.

Спрашивается: сколько лет селу Казаново?
Может, отсчёт начать с 1920 года, когда поселение стали звать селом? Может, отсчёт начать с того времени, как стало зваться Казановский (Челбахтинский) посёлок, или с того, как появился выселок: около 1740 года?
Лично я – сторонник того времени, когда появилась деревня Нижнее Городище, то есть отсчёт начала села надо вести от времени прихода беглых верхотурских крестьян из Тобольска. А это произошло в ноябре 1697 года по Юлианскому календарю. И вот почему.
В сообщении историков указывается, что в Алеуре поселено 9 семей беглых, в Ундинской - 20 семей, в деревню Боты отправлена на подселение 1 семья, в Городищенской слободе поселено 10 семей. А профессор Миллер в Верхнем Городище увидал церковь с двумя пределами, маленький острожек (имеется ввиду жильё для приказчика, складские помещения, тюремный дом) и всего четыре двора жителей. А в деревне Нижнее Городище профессор увидел девять дворов. Спрашивается: почему в Верхнем Городище было в 1735 году семей меньше, чем их было при расселении беглых в 1697 году? Да потому, что остальные были поселены на соседней поляне, на берегу речки Челбахты, в 2-х верстах, и селились они в то же время, что и селившиеся в Верхнем Городище, слободе.
Тогда так и написано: Верхнее Городище, слобода, Нижнее городище, деревня. Так что на самом деле беглых поселили не в трёх селениях - Алеуре, Унде и Городищенске - а в четырёх: Алеуре, Унде, Верхнем Городище, слободе и в деревне Нижнее Городище.
А то, что селение поменяло название, да перебралось на другое место, так это не повод для отказа в признании его долголетия. И Верхнее Городище поменяло своё первоначальное название при переезде на левый берег реки, но все говорят, что оно старинное село, возникшее ранее 1719 года. Да и острог Нелюдский поменял своё название на Нерчинский острог, затем - на город, а в начале XIX века был перенесён на другое место.
Вот я и говорю, что в этом - 2012 году селу Казаново исполнится 315 лет. Да и сёлам Алеуру и Унда (не путать с. Ундино-Посельем) так же, как и селу Казаново, в декабре исполнится 315 лет с начала их заселения верхотурскими беглыми крестьянами, отправленными навечно в ссылку в Нерчинск пашню пахать и хлеб растить на прокорм Нерчинским служилым людям, чтоб не возить его из Братска, Илимска и Енисейска.
Тем, кто сомневается, что село основано крестьянами, а не дворянами, советую прочесть выше названную книгу «Если б не было...», или попросить редакцию опубликовать о том статью.
Станислав Пичуев,
п. Дарасун

Яндекс цитирования