Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Адаптация инвалидов в обществе
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Типичный» читинский математик
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Под возгласы благочестивых
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Кому война, а кому мать родна
И Я ТАМ БЫЛ...
    Все на лыжи! Все на праздник!
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Балей, не болей!
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    А воздух здесь особенный…
1941-1945
    Братья Бурдинские
ТелеМАНИЯ
    Весна. Кино. Любовь и… Часть 1
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Мой цветок прощался с сыном…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Медитировать на бегу
    Алоэ – чудо здоровья
ФАЗЕНДА
    Прошу к столу!
Выпуск № 11 от 15.03.2016 г.
Весна. Кино. Любовь и… Часть 1
Весна. Март. Коты не жалея своих глоточек выводят рулады-арии, посвящая всепоглощающему чувству, имя коему Любовь. Люди более сдержаны и предпочитают не слишком афишировать свои чувства, впрочем, легко доверяли их разным видам искусств - поэзии, музыке, живописи и ...кинематографу.
    Как известно, такое прекрасное чувство, как любовь, состоит из духовного и физического начал. Если с первым у режиссёров советского киноискусства (сегодня мы говорим именно о нём) было всё на высочайшем уровне, то со вторым сложнее...  
    Отечественное кино чуралось обнажённой натуры, предостерегающе предупредительно грозила пальчиком соответствующая статья в УК СССР, но в первую очередь, чиновники и «общественные деятели» разного направления, ханжески усматривая в показе обнажения «запретных» частей человеческого тела, сразу едва ли не порнографию. И тем не менее, старые фильмы о любви наэлектризованы  незримой сексуальностью - видимо, благодаря таланту актёров и режиссёров. Однако советский кинематограф за всю свою историю был не всегда таким уж пуританским...
    Пионером неодетого тела на большом отечественном экране стал великий мастер кинематографа Александр Довженко. Впрочем, он был в этом первым не только в СССР... На тот момент ещё ни один режиссёр в мире не рискнул показать обнажённого тела массовому зрителю. 
    В ещё немой классической картине «Земля» (1930), одна из главных героинь фильма, деревенская девушка Наталья, узнав о гибели своего жениха, революционера Василя мечется в истерике по хате полностью... обнажённая. Бегать голышом пришлось актрисе Елене Максимовой («Молодая гвардия», «Высота»). Разумеется, ни о каком лиризме и уже тем более телесной чувственности здесь не было и речи: была личная трагедия, протест изолгавшейся церкви, классовая борьба против кулачества. Это было революционное искусство в чистом виде. Великий любитель и знаток кино Иосиф Виссарионович Сталин, известный своими пуританскими взглядами в том же кинематографе, просматривая фильм Довженко не увидел ни чего «крамольного» в этом  эпизоде и распорядился не вырезать его из прекрасной картины.
    Первый прорыв эротической чувственности в советском кино начался в 1958 году на съёмках знаменитого «Тихого Дона». Тогда нужно было снять постельную сцену с участием Петра Глебова (Григория Мелехова) и Элины Быстрицкой (Аксиньи). Роль, сделавшая актрису звездой, далась Быстрицкой очень тяжело. Во-первых, ей был несимпатичен Глебов, а во-вторых, строгое, пуританское воспитание не позволило 28-летней даме голой лечь в постель с мужчиной. В итоге тела актёров разделили одеялом вскатку. Так и сняли.
    …Дальнейшим этапом показа «близкой» любви, в отечественном кино стала картина Георгия Натансона, «Ещё раз про любовь». Снималась она в самый расцвет пуританства в СССР, в 1968-м. Видимо, поэтому совсем невинный эпизод - разговор главных героев фильма - Наташи и Евдокимова в постели - вызвал множество споров. Сцена действительно была крайне целомудренной - оператор показал только освещённые лица Дорониной и Лазарева, больше в кадр ничего не попало. И тем не менее даже в таком виде эпизод не пропустили.
    Съёмки оказались серьёзным испытанием и для артистов. Александр Лазарев, тогда ещё начинающий актёр, робел перед Татьяной Дорониной, чьё имя в то время гремело на всю страну. Дорониной же непросто было играть любовные сцены, зная о горячей любви своего коллеги к жене Светлане Немоляевой. Актриса попросила, чтобы из павильона удалили всех, без кого можно обойтись. За ширмочкой она разделась, накинула «ночнушку» и забралась в постель. Подошёл Лазарев в белой рубашке, в брюках и ботинках. Далее произошёл примерно следующий диалог: «Саша, ложитесь!» – «Татьяна Васильевна, подвиньтесь, пожалуйста». Актриса подвинулась. Лазарев замялся. «Саша, да ложитесь же вы!» Лазарев поднял край одеяла и собрался лечь - как есть, в брюках и... ботинках! Режиссёр схватил актёра за руку: «Вы забыли снять брюки и ботинки!» Лазарев опустил одеяло и взмолился, что уляжется в постель только в таком виде, либо пусть его снимают с роли.. Режиссёр махнул рукой - делай как знаешь, только ботинки сними. Лазарев сказал, что и ботинки снимать не будет. Натансон со вздохом согласился. 
    В это же время выходит на экраны знаменитая гайдаевская «Бриллиантовая рука». Двухминутный эпизод с участием Светланы Светличной и её раздеванием под знойное танго «Помоги мне» официально признан первой эротической сценой в советском кино, а уж «отстреливающийся» бюстгальтер преступницы действительно почти реально выносил мозги (и некоторые части тела) многим представителям сильного советского пола.
    В 1974 году, в знаменитой драме Евгения Матвеева «Любовь земная», актрисе Ольге Остроумовой пришлось играть постельную сцену с режиссёром и актёром в одном лице. «Я долго думал, как быть, чтобы Оля не чувствовала себя скованной», – рассказывал Матвеев: «Положил её в постель, накрыл лоскутным одеялом, а сам лёг сверху одеяла. Только сняли, Оля поднимается и так язвительно заявляет: «Ну, вы даёте, Евгений Семёнович. Вы бы ещё ватные штаны надели!..» 
    1976 год был «ознаменован» в нашей стране первым показом обнажённой женской груди в романтической мелодраме Эмиля Лотяну, «Табор уходит в небо». 
    Спустя пару лет, в четырёхсерийном масштабном проекте Андрона Кончаловского «Сибириада» в одном из эпизодов роскошная русская красавица, Наташа Андрейченко сверкнула грудью кустодиевсих див, а изящная стройняшка Елена Коренева «бесстыдно» продефилировала на фоне таёжных дебрей в полностью обнажённом виде.
    Интересно, что ни на «Табор», ни на «Сибириаду» гриф «до 16-ти» поставлен не был! Вот вам и «пуританское» советское кино! 
    Следующей крупной вехой на пути «обнажения чувственности» на отечественных киноэкранах стал первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» Александра Митты (1979). После яркой постельной сцены с участием Александры Яковлевой и Леонида Филатова за актёрами прочно закрепился статус секс-символов советского кино.  О знаменитой, сверхсмелой для того времени, сцены, которая значилась в сценарии как «Ночь на квартире бортинженера Скворцова» было сказано и написано немало. Добавлю лишь то, что не вошло в прокатную версию «Экипажа». 
    «Как только закончили первый дубль сцены, где Тамара возлежит с яблоком на диване, Шурка решилась стянуть трусики, – рассказывал Митта. – А потом в неё как бес вселился. Стала скакать в чём мать родила, как обезьяна. Удержу просто не было». 
    В самый кульминационный момент раздался страшный грохот - один осветитель, ярый фанат Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и свалился с лесов... 
    В итоге самую «рискованную» эротику режиссёр убрал во время монтажа, но и та , что осталась произвела в СССР настоящий фурор на грани скандала. Фильм побил все кассовые рекорды, хотя и шёл под грифом «Детям до 16 смотреть запрещается» (как раз из-за той самой сцены). Любопытная деталь - в Чите, во время проката «Экипажа» в «Удокане» возрастное ограничение изначально отсутствовало. 
    На следующий год фанаты научной фантастики и тайные эротоманы СССР получили роскошный подарок - блокбастер Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам», в одном из эпизодов которого клонированная инопланетянка Нийя – молодая актриса Наталья Метёлкина, разгуливала голышом по берегу. Удивительно, что картина снималась на студии детско-юношеских (!) фильмов им. Горького. Фильму повезло - в состав комиссии по его приёмке вошли умные компетентные люди, справедливо решившие, что голый инопланетный клон-гуманоид не может быть эротической угрозой земным советским подросткам. 
    Один мой знакомый читинский кинофанат со стажем поделился воспоминанием, как в 1985 году классную руководительницу угораздило весь его седьмой «В» повести в кинотеатр «Родина»  на новую мелодраму «Зимняя вишня». Обворожительная Елена Сафонова в постели с Соломиным, а затем (о, ужас для «классной»!) и дефилирующая по комнате абсолютно нагишом, повергла всех парней-семиклассников в тяжёлый тестостероновый шок. Доо-олго потом обсуждали фильм. «Классной» же, узнав в чём дело, директор школы влепил выговор…
    А между тем на великую кинодержаву СССР уже неумолимо надвигалась Perestroyka, в том числе и с приставкой «эро...». 
    Актёрские страдания: «Двое делом занимаются, а 25 свечку держат». Секреты съёмок чувственных сцен.. Как «это» делалось «у нас», как «это» делается «у них». Секс-символы Голливуда: стыдливые и без «стыда и совести». «Жгучая» советская «кинотайна» XX века: постельные сцены и размеры «особых» актёрских гонораров. Об этом в следующей нашей встрече. 
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования