Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Новые школы нужны. Построим ли?
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Борис Кузник: «Главное – не сдаваться!»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Лишь снеги белые растают…
СИТУАЦИЯ
    Золото моют – люди молчат?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Маска, я тебя знаю!
У ВСЕХ НА УСТАХ
    О сытых и голодных в посёлке Аксёново-Зилово
КРИК ДУШИ
    Партизанский край Арей
Возвращаясь к публикации
    Нацпарк «Чикой»: победоносная весна
1941-1945
    Взводный – Ванька-смертник
ТВОИ ЛЮДИ, СЕЛО
    Памяти Виктора Фёдоровича Балабанова
ТелеМАНИЯ
    Весна. Кино. Любовь и… Часть 2
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Ждём – значит верим
ЗАПИСКИ СТАРОЖИЛА
    Сибирская нивелировка
ЗНАЙ НАШИХ!
    В гостях у летучих мышей
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Аты-баты, шьём солдату
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    А нас рублём обделили…
ВОПРОС ЮРИСТУ
    Прописали без моего согласия
    Пенсия меньше прожиточного минимума
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ФАЗЕНДА
    Как избавиться от мошек в цветах
    Шашлычный сезон
Выпуск № 12 от 22.03.2016 г.
Сказать – не сказать

Виктория Токарева.
Продолжение. Начало в №№ 4-11
    
    Ничего определённого, существенного не было известно. Для ВИА Киреев был уже старый, сорок три. Нелепо видеть седеющего дядьку, орущего под гитару. Время сменилось, и эстрадные певцы поменяли манеру. Раньше тряслись и блеяли, а теперь чётко выкрикивают каждую букву, как глухонемые, научившиеся говорить. Крутят губами так, что, того и гляди, губы соскочат с лица.
    Вчера блеяли, сегодня выговаривают, завтра ещё что-нибудь придумают в яростной попытке обратить на себя внимание, развернуть к себе людей. А «Аве Мария» была, есть и будет.
    Но Киреев… Куда он понёс своё бунтарство? Руфина двигалась к пенсионному возрасту. Не родила. Упустила время. Жили в той же двухэтажной среднеисторической постройке, которая охранялась государством, но не ремонтировалась. Второй этаж отдали в аренду кооператорам, надеялись, что предприимчивые парни отреставрируют дом и проведут телефон. Руфина надеялась на кооператоров. На Киреева она уже не надеялась. Такие вот дела.
    Мама Оля ушла на пенсию. Всю жизнь неслась на предельной скорости – и вдруг по тормозам. Движение кончилось, и сразу набежали вопросы: КУДА? ЗАЧЕМ? А известно – куда. В старость. Зачем? А ни за чем. Жизнь пожевала-пожевала и выплюнула. Оля привыкла быть необходимой, в этом состояло её тщеславие и самоутверждение медсестры и матери. Ей нужно было ещё одно беззащитное существо.
    Артамонова постоянно возвращалась мыслями в ту роковую минуту, когда стояла перед хирургом и спрашивала: «Может, не надо?» Он сказал бы: «Конечно, не надо. Идите домой». И она бы ушла. И сейчас её сыну было бы восемнадцать лет. Он, возможно, служил бы в армии, а она поехала бы на присягу, заискивала перед гарнизонным начальником и приглашала его на свой концерт.
    Нерождённый сын присутствовал в её жизни, как музыка через стену. Приглушённо, но слышно. И чем дальше продвигалась во времени, тем сильнее скучала. Пусто жить для себя одной. Хочется переливать в кого-то свои силы.
    Артамонова пошла на Птичий рынок и купила попугая. Назвала его Пеструшка. Попугай не человек. Птица. Но всё же это лучше, чем ничего. Вернее, никого.
    Во Дворце пионеров подружилась с Вахтангом. Он вёл драматический кружок два раза в неделю. Их дни совпадали. Вахтанг – настоящий артист из настоящего театра, но ему не давали играть то, что он хотел. Например, Вершинина. Режиссёр говорил: «Но ведь Вершинин не грузин и не красавец». Режиссёр произносил это слово с ударением на «е». Как будто стыдно иметь красивую внешность. А Чехов, между прочим, утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А в современной драматургии так: если лицо и одежда в порядке – значит, сомнительный тип. Фарцовщик или сынок. Иначе откуда одежда у советского человека. А уж если душа и мысли на высоте – значит, полуголодный, обтрюханный неудачник. Странный человек, в нестираном свитере и в очочках.
    Вахтанг своей невостребованностью мучился, не видел выхода. С любовью ему тоже не везло. Он был хоть и красавец, но без денег. Без жилья. Артамонова выслушивала жалобы о его невзгодах, подкармливала бутербродами и в результате полюбила за муки. А он её – за состраданье к ним. Всё, как у Шекспира.
    Они поженились. Вахтанг перебрался в однокомнатную квартиру. Мама переместилась на кухню. Тесно, конечно. Но для того, чтобы сделать ребёнка, много места не надо. Ребёнок тем не менее не получался. Артамонова пошла к врачу. Женщина-врач сказала: «Ребёнка не будет, – и спросил: – А в первый раз был аборт?» Артамонова ответила: «Один». Врач сказала: «Иногда хватает и одного». 
    Вот чем кончился для неё визит Киреева. Что он тогда хотел? Кажется, «Детский альбом» Чайковского. 
    Верблюд стоял на прежнем месте и ухмылялся отвислыми глиняными губами.
    Вахтанг раз в месяц звонил своей маме в Кутаиси и, прикрывая рукой трубку, говорил: «Не получилось». Мама была недовольна женитьбой сына. У Артамоновой, с маминой точки зрения, было слишком много НЕ. Не красива, не молода, не девушка. Дети не получаются. Какой в ней смысл вообще? Все эти НЕ были справедливы. Но Артамонова привыкла к другому восприятию себя. Ей не нравилась интерпретация её образа, созданная свекровью. Хотелось от свекрови освободиться. Выключить её из круга общения. Но свекровь шла в комплекте с Вахтангом. Либо обоих принимать, либо обоих выключать. А так, чтобы мамашку задвинуть, как пыльный тапок, а Вахтанга оставить – было нереально.
    Оставаться без Вахтанга не хотелось. Он был такой красивый, такой накачанный мышцами, как Медный всадник. Так хорошо было засыпать и просыпаться под его тяжёлой, как плита, рукой. 
    Продолжение следует…
Яндекс цитирования