Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Чёрный список
    Кадровые перестановки
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    «В дымном поле, на биваке у пылающих огней…»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Пиарова победа?
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    «Вскрытая» медицина
    После драки кулаками не машут?
И Я ТАМ БЫЛ...
    Волшебные воды Арея
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Опять засуха
1941-1945
    Легендарный комбриг
ТелеМАНИЯ
    Спорт, синема, Олимпия…
ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ
    В прошлое – с воспоминаниям и… лопатой
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Хозяин таёжных речек
    Преданий множеством полна Иргень, её земля святая
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Я всё могу сама…
    Мама меня не любит
НАШИ ЛЮДИ
    С горячим сердцем и холодной головой
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Ива-целительница
    Курортный роман
    Дарасун – дар несущий
ФАЗЕНДА
    Тандыр из кирпича
Выпуск № 31 от 02.08.2016 г.
Спорт, синема, Олимпия…
Выше, быстрее, дальше, сильнее... Спорт. Соревнования. Чемпионат. И наконец, Олимпийские игры – великий всемирный праздник красоты, силы, духа, гармонии. У кинематографа – одного из неизменных спутников спорта, среди кино олимпийских «пиков» есть своя особая вершина – захватывающая, блистательная, где-то противоречивая и даже опасная. О ней сегодня и речь. Начнём, пожалуй, с «пролога».
Через каких-то 72 часа вспыхнет священный огонь Эллады в самом сердце Бразилии – жарком Рио-де-Жанейро. Сегодня мы не представляем Олимпийских игр, как, впрочем, и любых спортивных соревнований, без симбиоза: телевидение, кино и спорт. Интересно, что современное олимпийское движение и кинематограф родились почти одновременно – во Франции в конце XIX века.
    
Они были первыми
    16 июня 1894 года в Сорбонне открылся международный спортивный конгресс, решивший возродить Олимпийские игры, а через год, в декабре, в Париже, в кафе на знаменитом теперь бульваре Капуцинок, публика в ужасе шарахалась от «Прибытия поезда» и хохотала над «Политым поливальщиком». Одним из следующих объектов съёмки Люмьеров планировались первые Олимпийские игры современности, проходившие в 1896 в Афинах.
    Имя режиссёра и оператора первого в мире «олимпийского» фильма, сохранившегося до наших дней, не установлено до сих пор. Лента об Олимпиаде-1908 в Лондоне, зафиксировала приезд на соревнования членов королевской семьи, состязания прыгунов с шестом, победу английских полицейских в перетягивании каната, драматические перипетии финиша марафонцев. Кинокадры подтвердили, что итальянский бегун Дорандо Пиетри не мог самостоятельно финишировать. Интересно, что среди доброхотов, помогавших итальянцу пересечь линию финиша, был опознан журналист и писатель... Артур Конан Дойл.
    
Олимпийское кино
    Уже с того времени документальное кино, спорт и непосредственно Игры начали сплетаться в нечто новое, захватывающее – в «олимпийский» кинематограф. Начиная с XIV Олимпиады в Лондоне 1948 года, олимпийские фильмы обрели цвет. Поскольку доступное телевидение только начинало делать первые шаги в народные массы, а желающих увидеть всемирные спортивные состязания становилось всё больше, кинематографисты стали постоянными спутниками Олимпийских игр. Так, уже на Олимпиаде в Хельсинки 1952 года работали документалисты Франции, Венгрии, Чехословакии и СССР.
    
Кино-МОК-монополия и…
    Четыре года спустя произошло очень неприятное для киношников всех стран событие – перед Играми в Мельбурне Международный олимпийский комитет (МОК) решил сделать создание олимпийского фильма своей монополией! Теперь уже никто не имел права без ведома МОК снимать серьёзное, «официальное» кино ни об этой, ни о грядущих Олимпиадах.
    Сейчас трудно установить: то ли об этой монополии МОК заявил слишком поздно, то ли советские документалисты проигнорировали это «драконовское» решение, но в Мельбурн была направлена съёмочная группа Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) из Москвы, которой никто препятствия в съёмках не чинил. В следующем 1957 году на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Наши олимпийцы» о советских чемпионах Игр в Мельбурне.
    
…русская смекалка
    Обойти грозный монопольный запрет МОК помогла русская смекалка: на следующих XVII Олимпийских играх в Риме 1960 года наши мастера-документалисты всё с той же ЦСДФ оказались вновь в самой гуще спортивных событий. Профессионалы просто замаскировались под... кинолюбителей. В титрах полнометражного фильма, снятого лучшими советскими кинооператорами, «Пять колец над Римом», так и значилось: «над фильмом работали кинолюбители». Увидев картину, представители МОК возмущались: «Как же это русские любители сняли фильм гораздо интересней и оперативнее (нашим удалось снять сенсационный забег на 10 тысяч метров, увенчавшийся блистательной победой москвича Петра Болотникова, а операторы официального фильма это событие просто прозевали – прим. авт.), чем наши профессионалы?»
    Впрочем, официальный фильм об Олимпиаде в Риме, что снял режиссёр Ромоло Марчеллини, оказался весьма успешным и с восторгом был принят советскими зрителями.
    
Первое место – ТВ
    После Олимпийских игр в Токио 1964 года официальное «олимпийское» кино резко пошло на спад.
    В 1980 году Ю. Озеров снял полнометражный фильм о знаменитой XXII Олимпиаде в Москве, он назывался «О, спорт, ты – мир!» Несмотря на великолепные съёмки и монтаж, последующую Госпремию СССР и ряд наград на международных кинофестивалях лента побила все рекорды «олимпийского» пафоса и официоза.
    Тем временем телевидение, свирепый конкурент «олимпийского» кинематографа, неумолимо перекрывало кислород «противнику», обгоняло его по оперативности и заняло, в конце концов, первое место в соревновании за главный приз – зрителя. ТВ одержало полную победу…
    Однако в «олимпийском» кино особняком существует такая вершина, до которой не смогли добраться ни «официальные» киношники, ни «любители», ни даже вооружённые до зубов спутниками и ультрасовременной компьютерной техникой телевизионщики. Имя ей…
    
«Олимпия»
    Это удивительное, завораживающее, совершенное и, вместе с тем, скандальное, спорное и в ряде стран до сих пор запрещённое к массовому показу кинополотно немецкой балерины и актрисы, сценариста и режиссёра Лени Рифеншталь. Об этом легендарном произведении 1938 года мы и продолжаем разговор.
    Итак, переносимся в Европу, которая ещё не запалила пожар Второй мировой. Несмотря на финансово-экономические кризисы, здесь процветало искусство; кинематограф в особенности. Ко времени прихода к власти в Германии национал-социалистической партии фройлян Рифеншталь уже была знаменита, сначала как танцовщица и балерина, а затем – как актриса, с успехом снявшаяся в двух известных на тот период времени фильмах – «Священная гора» (1926 ) и «Большой прыжок» (1927). Тогда же она серьёзно увлеклась режиссурой и операторским мастерством. Покорённая в 1933 году атмосферой политического действа, стройными рядами боевиков в форме и неординарной личностью Адольфа Гитлера она обратила внимание на себя фюрера, отправив ему восторженное письмо. Новоиспечённый рейхсканцлер предложил Рифеншталь снять фильмы о его партии. Лени приняла предложение, и к 1934 году были уже готовы «Победа веры» о «партсъезде победы» и «Триумф воли» о «съезде единства и силы». Последний стал мощнейшим орудием пропаганды в руках НСДАП.
    Интересно, что «Триумф» и по сей день считается самым действенным пропагандистским фильмом в мире. Не случайно эта идеологически опасная кинолента оставалась под строгим запретом к показу в большинстве стран.
    
Олимпийский синема-проект века
    Пришёл 1935 год, ставший знаковым для любимого режиссёра фюрера. Тому «виной» послужила грядущая XI Олимпиада. Местом проведения очередных Олимпийских игр Берлин, надо заметить, был избран ещё до прихода Гитлера к власти. В 1933 нацистская пресса начала нападки на предстоящие игры, называя их «фестивалем, на котором торжествуют евреи и негры», однако после того, как Гитлер решил, что Олимпийские игры способны поднять престиж его режима в глазах мировой общественности, всякая критика тут же была прекращена. В это же время Рифеншталь загорелась мыслью снять оригинальную картину, как о величайшим спортивном празднике, так и создать «гимн», воспевающий силу и красоту человека. Тем более, с приходом звука в кинематографе Германии появилась мода на «спортивные» фильмы.
    Рейхсканцлер был горько разочарован, когда услышал, что любимый режиссёр решила снимать фильм об играх, которые ему в душе претили. Кинопроект с рабочим названием «Олимпия» был уже не заказной картиной НСДАП, хотя главный идеолог партии Йозеф Геббельс настойчиво требовал от фройлян Лени, чтобы в своих многочисленных интервью она утверждала обратное. Престиж требовался нацистам и в кино.
    Любопытно, что крупнейшая кинокомпания Германии УФА предлагала проекту Рифеншталь финансовую помощь, если в «Олимпии» будет присутствовать любовная интрига. Режиссёр с негодованием отвергла предложение: «Я не собираюсь из серьёзной документальной картины делать угодный вам бред!» В результате полтора миллиона рейхсмарок Лени получила в виде ссуды от одной из берлинских кредитных компаний. Она даже не догадывалась, что эта компания была в прямом подчинении… Геббельсу.
    Весной 1935-го Рифеншталь встретилась с Карлом Димом, генеральным секретарём организационного комитета берлинских Олимпийских игр, и договорилась о съёмках своего нового большого (хронометраж будущего шедевра составил 3 часа 24 минуты) проекта…
    Продолжение истории появления самого знаменитого спортивно-олимпийского шедевра мирового кинематографа – в следующей «Телемании».
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования