Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    В гостях у северных народов
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Переписка в масштабах государства, или «немецкие кончились»
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Новый монолог Райкина
ТВОИ ЛЮДИ, ЗАБАЙКАЛЬЕ!
    Прощайте, доктор
НА ТЕМУ ДНЯ
    Дети: не твои, не мои, а наши!
Возвращаясь к публикации
    Чикой: так, да не так
У ВСЕХ НА УСТАХ
    О «хап-способе» и тарифе сельской местности
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    Каково семя – таково и племя
ТелеМАНИЯ
    Кинопровокаторы
ПРОШУ СЛОВА!
    Покажите ваш язык
НАБОЛЕЛО
    Думы пенсионера
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    «По обращению жителей села Илим сообщаем следующее…»
ВОПРОС ЮРИСТУ
    Выход из долговой ямы
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    Подарок Артемиды
    Здоровы ли вы?
ФАЗЕНДА
    От хобби – до домашней фермы
СЫНЫ РОССИИ
    Прессом по санкциям
Выпуск № 44 от 01.11.2016 г.
Новый монолог Райкина
Народный артист России Константин Райкин – сын актёра Аркадия Райкина, возглавляющий московский театр «Сатирикон», на днях выступил на седьмом съезде Союза театральных деятелей России с большой речью против цензуры, поощряемой госструктурами. Видео разлетелось по Сети. Будут ли услышаны люди искусства?
    Аккурат в день 105-летия со дня рождения Аркадия Райкина его сын признался коллегам в том, что его беспокоят наезды на искусство, на театр, в частности. «Совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности, о морали, и вообще всяческими, так сказать, благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность», – признался народный артист. «Эти группы возмущённых и обиженных закрывают спектакли, выставки, нагло себя ведут. Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества и запрет цензуры», – сказал народный артист. 
    По его словам, власти подчас стремятся крутнуть колесо времени и вернуть всё обратно не просто во времена застоя, а в ещё более давние времена – сталинские. «Потому что наши непосредственные начальники разговаривают с нами таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, господин первый заместитель министра культуры Владимир Аристархов. Хотя его вообще надо переводить с «аристархского» на русский».
    Райкин спросил аудиторию, стоит ли общественным организациям бороться за нравственность в искусстве, которое имеет достаточно фильтров из режиссёров, художественных руководителей, критиков, души самого художника. 
    Досталось на орехи и церкви, которая словно забыла, как её травили, срывали кресты и делали овощехранилища в храмах. А ныне церковь, со слов Райкина, начинает действовать такими же методами. «Значит, прав был Лев Николаевич Толстой, который говорил, что не надо соединяться власти с церковью, иначе она начинает не богу служить, а власть обслуживать. Что мы в большой степени наблюдаем».
    В Сети почти сразу нашлись противники Райкина-младшего. Пользователь Дмитрий Ольшанский на Фейсбуке, как самый корректный из них, отметил, что жизнь вообще так устроена, что ей всегда управляет «система». Цензурные рамки этой системы, бывает, двигаются туда-сюда (так, у нынешнего начальства заборы подальше, а поводки подлиннее, чем у советского), конкретные заказы начальника художнику могут меняться на все 180 градусов, но сам факт зависимости есть всегда. А чтобы этого не было, советует Дмитрий, надо играть на маленьких сценах, искать редких неангажированных меценатов – или ангажированных таким образом, что тебе самому нравится. В общем, жить на свои».
    Что ж, резонно. Только Райкин, как мне показалось, говорил о другом: он не ратовал за беснования бесчинствующих в храме скандальных певичек, а предупреждал, что российскому обществу грозит возвращение к порядкам прежних консервативных времён, к цензуре, отмену которой в постсоветское время он назвал «величайшим событием векового значения».
    «У власти столько соблазнов, искушений, что вообще умная власть платит искусству за то, что искусство держит перед ним зеркало и показывает ей её же ошибки, пороки, невежество. Вот умная власть платит искусству за это». Сейчас же, по словам Райкина, власть платит и указывает, что следует делать искусству, сама решает – что вредно для народа, а что нет».
    С народным артистом трудно не согласиться. 
    Фёдор Шаманов
Яндекс цитирования