Кино в современном мире это не только искусство, но и продукт, товар, который надо умело подать и продать потребителю – зрителям. Сегодня потолкуем о самых хитрых и оригинальных киноприманках и «киноловушках», расставленных на зрителя.
За последний десяток лет затраты на рекламную раскрутку фильмов приобретают всё более чудовищные формы: треть бюджета, а то и его добрую половину едва ли не каждой картины пожирает реклама. Причём PR-компания фильма начинается ещё задолго до начала съёмок и достигает своего пика перед премьерой. И если вы думаете, что разные рекламно-завлекательные «фишки» – удел только современного кинорынка, то вы ошибаетесь.
Ходячие мертвечихи
В далёком 1932 году на экраны США выходил, пожалуй, самый первый фильм ужасов об оживших покойниках – зомби, с участием легендарного Белы Лугоши, прославившегося главной ролью в картине «Дракула». Режиссёром ленты под названием «Белый зомби» был... русский (!) – Виктор Гальперин. Для раскрутки картины Гальперин предложил невиданный в то время ход: перед нью-йоркским кинотеатром «Риволи», где происходили премьерные показы фильма, на помосте безвольно ходило девять женщин в костюмах и зловещем гриме зомби. Из кинотеатра, через репродуктор, на всю катушку передавали звуки из фильма: бой там-тамов, пение цикад, вопли колдунов-вуду и, понятное дело, леденящий вой зомби... Прохожие и зеваки от неожиданности шарахались и в ужасе таращились на ходячих «покойниц»... Картина имела феноменальный успех: её бюджет составлял 50 000 долларов, а в прокате собрала около 8 миллионов!
Аромат сюжета
В 1960 году продюсер детектива-триллера «Запах тайны» Майкл Тодд мл. понял, что для продвижения его фильма можно использовать не только различные визуальные средства заманухи, но также задействовать и совершенно до этого пассивное при киносеансе зрительское чувство – обоняние. «Пусть-ка теперь нюхают», – решил новатор Тодд. И «Запах тайны» стал первым фильмом, который сопровождался ароматами во время киносеанса. Зрители могли учуять запах духов главной героини или аромат свежей выпечки, которую в этот момент показывали на экране и даже... крови! В финале триллера в зале начинал стоять такой аромат «тайны», хоть вешай топор. Понятное дело, с таким финальным фимиамом, фильм с треском провалился.
Это всё было по правде!
А вот пример хрестоматийного фильма ужасов «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (США, 1999).
Сюжет «Ведьмы»: в октябре 1994 года три студента-кинематографиста исчезли в лесах штата Мэрилэнд, где снимали курсовой проект – документальный фильм, в основу которого легла местная легенда о ведьме из Блэр. Годом позже отснятый ими материал был найден и смонтирован в фильм.
Рекламная уловка: во время рекламной кампании этого фильма продюсеры утверждали, что вся документальная хроника – абсолютно реальная и действительно была ими найдена. Примечательно, что актёры, снявшиеся в фильме, знали о том, что никакой плёнки нет и в помине, но, тем не менее, верили в легенду о ведьме из Блэр. Для дополнительного ажиотажа на афишах после имен исполнителей главных ролей было написано: «Пропали без вести. Считаются погибшими».
Благодаря своим кассовым сборам фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» попал в Книгу рекордов Гиннеса: при бюджете в 22 тысячи долларов он собрал кассу в 240 миллионов долларов! Любопытно, что есть немало зрителей, которые до сих пор считают, что всё, что показано в фильме имело место в реальности.
Компания по борьбе с потусторонними...
…в которую и впрямь поверили после просмотра фильма «Охотники за привидениями» (1984). Сюжет: Три профессора парапсихологии решают заняться бизнесом и создают компанию «Охотники за привидениями». Вскоре им предстоит спасти жителей Нью-Йорка от потусторонней нечисти, мечтающей захватить весь мир.
Рекламная уловка-провокация: в картине показывается рекламный клип, который сняли герои фильма для продвижения своего бизнеса. Именно этот клип стали крутить по телевизору сразу же после премьеры «Охотников…». Позвонив по указанному в рекламе телефону, можно было услышать записанный на автоответчик голос исполнителя одной из главных ролей Билла Мюррея («День сурка»), который говорил: «Извините, мы сейчас охотимся за привидениями. Оставьте своё сообщение после длинного сигнала». В час поступало до тысячи звонков.
Результат. «Охотники за привидениями» так полюбились зрителям, что через два года был снят мультсериал, а в 1989 году вышла и вторая часть фильма.
У-у-у! Страшный сеанс!
С мистическими и парапсихологическими силами, на этот раз скрытыми внутри человека удалось неплохо поработать заокеанским кинопровокаторам перед премьерой крупнобюджетного ремейка-экранизации фантастического ужастика писателя С.Кинга «Кэрри» – картине «Телекинез» (реж. К.Пирс, 2013).
В одном из нью-йоркском кафе состоялось необычное представление – настоящий сеанс телекинеза, который снимался на скрытую камеру и позже распространился в Интернете. Для проведения этой акции в кафе соорудили амортизирующую стену, за которой собрали систему подвесов и магнитов, соединили прозрачными лесками книги на полках и закрепили на мебели датчики движения. Затем пригласили двух актёров, которые и разыграли сцену мщения главной героини фильма.
По сценарию мужчина случайно опрокинул на компьютер Кэрри стакан кофе, из-за чего девушка рассвирепела. А дальше для посетителей кафе началась полная чертовщина – Кэрри «силой мысли» пригвоздила обидчика к стене и даже подняла его над полом! Пока очевидцы постепенно начали приходить в себя от шока, мебель также начала перемещаться. Затем девушка вдруг истошно закричала и на пол полетели книги и картины. Тут уж посетители «сеанса телекинеза» в ужасе шарахнулись прочь из кафе. По городу, а затем и по стране моментально пронёсся слух, да ещё подкреплённый «документальной» съёмкой, что телекинез – явление абсолютно доказанное.
Генетика как…
…«продажная девка кино-империализма». В 1997 году на экраны вышла довольно необычная социально-фантастическая «Гаттака». Сюжет фильма: вскоре мы будем жить в мире, где каждый человек генетически запрограммирован. Эти рождённые из пробирок люди имеют практически неограниченный срок жизни, обладают мощным интеллектом, силой и отсутствием эмоций. Они - элита мира, перед которой открыты все двери. Другие же, зачатые в любви, - изгои, которым не суждено в жизни ничего добиться.
Рекламная уловка-провокация: едва фильм вышел на экраны, в прессе и на телевидении появилась реклама, в которой родителям предлагалось генетически перепрограммировать их детей. На указанный телефонный номер каждый день поступали десятки тысяч звонков от американцев, желающих «переделать» своих отпрысков.
Результаты. В течение нескольких месяцев после премьеры велись высоконаучные споры о возможности создания генетически запрограммированных людей и моральном аспекте «генетического фашизма».
Карау-уул! Угрозы! Шантаж!
В желании протолкнуть свой товар, заинтриговать и заманить зрителя в «ловушку» кинотеатра заокеанские кинопиарщики используют не только научные, псевдонаучные и как бы «документальные» штучки, но и применяют даже «криминал»!
В начале августа 2006 года соединённо-штатские жители были удивлены и даже напуганы необычными телефонными звонками – в трубке был голос актёра Сэмюэля Л. Джексона, который обращался к абоненту по имени и, угрожая, с крайне зловещей интонацией, призывал пойти посмотреть фильм «Змеиный полёт» (реж. Д.Эллис), а не то... Оказалось, что эти звонки были организованы при помощи веб-сайта фильма, на котором интернет-пользователи могли разыграть своих друзей звонком от Сэмюэля Л. Джексона – для этого нужно было лишь указать имя, некоторые детали и телефон приятеля. А дальше специальная программа вставляла имя в уже записанное голосовое сообщение Джексона и осуществляла звонки. Более десяти тысяч звонков было совершено только за первые сутки работы сайта.
Что есть вирусная реклама и инопланетяне? Кинотеатр атакует танк. Русская рулетка и пригласительный на премьеру. «2012» – реальная лотерея жизни и смерти. После промо-компании и премьеры фильмом заинтересовались спецслужбы ЦРУ и ФБР. Коварные кинопровокаторы России. «Криминал» читинского «Удокана» и прочие «ловушки» для зрителя... Об этом в следующей «Телемании».
Сергей БАЛАХНИН