Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Спортзал с иголочки, музей с нуля
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Служить культуре
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Секрет медицинской кубышки
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Тарифы крепчают, бизнес – мельчает
    Осторожно, деньги
ПРОШУ СЛОВА!
    Золотое ярмо
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Чем живёшь, Малета?
ВЫ ПИШИТЕ НАМ
    Учитель с большой буквы
ГОРЬКИЕ СТРОКИ
    Ножом по сердцу
1941-1945
    «Он командовал миллионами людей»
ТелеМАНИЯ
    «Беспризорная» республика: 90+50!
ФОРМУЛА УСПЕХА
    Ж+СО=20
ЗНАЙ НАШИХ!
    Что за отдых без работы!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
ЗДОРОВЬЕ
    ВИЧ уже не болезнь маргиналов
ФАЗЕНДА
    Время пить сбитень
Выпуск № 48 от 29.11.2016 г.
Служить культуре
В эти дни Забайкальское краевое училище культуры отмечает юбилей – история одного из старейших учебных заведений Читы насчитывает уже 65 лет.
    А в сентябре исполнилось 46 лет, как здесь преподаёт заслуженный работник культуры России Валентина Васильевна ГУРЕВИЧ. Накануне юбилейных торжеств Валентина Васильевна рассказала о себе, об училище и о профессии.
По заявке Дома пионеров
    – Каким Вы помните училище, когда только пришли сюда?
    – Тогда оно располагалось на Острове и называлось культурно-просветительское училище. Так далеко мне от ЗабВО было ходить на работу! Но это, может быть, неуютное, неблагоустроенное здание казалось нам родным и близким. Мы были молоды, и  поэтому было тепло, весело, интересно. 
    Когда выходишь на работу, большое значение имеет то, как тебя встретят. Директором училища тогда была Нина Владимировна Курбатова, она встретила меня улыбкой – проходи, мы тебя знаем. Это воодушевило.
    А завуча Зою Андреевну Большакову я вспоминаю всё время. Она – учила. Придёт на урок, посмотрит, послушает, а потом очень доброжелательно, мягко посоветует что-то изменить, добавить, убрать. Не для того, чтобы человека унизить, а чтобы помочь ему стать ещё лучше, ещё интересней. Это самое главное – чтобы педагог был интересен для студента. Тогда он будет ходить на уроки. Если педагог не интересен студенту, он будет сбегать с уроков. Зоя Андреевна нас учила быть интересными для своих студентов. Уже сколько лет минуло, а я до сих пор вспоминаю её советы. Помню, как она сказала мне: «Ну, у Вас большой педагогический запал, материал есть, шагать будем вперёд».
    
    – Почему Вам говорили: «Мы тебя знаем»?
    – Я являюсь выпускницей нашего музыкального училища, которое очень люблю, третий выпуск. В те годы, после получения диплома, специалисты направлялись в районы области, где открывали и поднимали музыкальные школы, ведь тогда такие школы можно было только по пальцам пересчитать. В городе оставались люди с опытом работы, такие как Василий Николаевич Волков, Леонид Георгиевич Аверьянов, которые имели и постоянную прописку, и работу. Заочного отделения не было, поэтому вместе с нами, выпускниками школ, учились Олег Потеха, Анатолий Васильковский... Они оставались в Чите. А меня в городе оставили «по заявке» Дома пионеров. Присмотрели меня на  концерте в ОДОСА (дом офицеров советской армии, позже ОДОРА, – авт.), где с хором старших классов пятой школы я дирижировала шестиголосное произведение. Сейчас удивляюсь, как я смогла это сделать? Это было очень неожиданно, обычно дети на два голоса поют, а тут шесть. Вот меня и заметили. В Доме пионеров я проработала лет шесть.

    – А что для Вас было приглашение в культпросветучилище? Как Вы его восприняли?
    – С восторгом. Меня пригласили на дирижёра-хоровика. Сначала было страшно перейти от детей к работе со студентами, взрослыми уже людьми, я волновалась. А потом было очень интересно.
    
Опытные люди
    – Что нравилось?
    – Вот сейчас педагоги очень заняты бумажной работой, только и слышно: нужно  программы составить. И вот сидят преподаватели около мониторов и всё что-то составляют, составляют. Это столько много времени от педагогической деятельности отнимает! А в то время, видимо, в министерстве культуры Советского Союза работали опытные люди-практики, они присылали программы по всем предметам, умные, расписанные по семестрам, по урокам, рекомендации репертуара, то есть педагоги занимались больше педагогической деятельностью, чем бумажной. 
    У нас была оркестровая специализация. Училище готовило дирижёров оркестровых групп народных инструментов, учили играть на домбре, балалайке, на баяне. Оркестровая специализация не готовила преподавателей для музыкальных школ, этим занимается музыкальное училище. А вот в самодеятельности – а в советское время самодеятельность была во всех организациях, и соревнования проходили – наши выпускники были очень востребованы. 
    На этой специализации работало много великолепных музыкантов: наш директор Борис Григорьевич Шевченко, великолепный музыкант Владимир Михайлович Шапкин, Александр Будянский, Пётр Петрович Зубарев, который был не только баянистом, но и композитором, Геннадий Петрович Харин… Без этой специализации, мне кажется, училище осиротело. Много музыкантов, которые уже ушли в мир иной, и очень хочется их вспомнить, сказать спасибо, что они были, что оставили о себе такую великолепную память…
    Жизнь течёт, всё меняется. Сегодня у нас есть фольклорная специализация, народное сольное пение. Молодёжи нравится петь, танцевать. Училище наше продолжает жить. Мне нравится, что наши дети с удовольствием занимаются творчеством, и мы их всегда настраиваем: вы людям нужны, потому что русский человек не может  жить без песни, без пляски. Это уже в крови. Мы говорим студентам: «Вы призваны служить людям, служить культуре».
    
    – Расскажите про ансамбль духовной музыки?
    – Борис Григорьевич Шевченко и сам был очень творческим человеком, и разрешал преподавателям заниматься дополнительной, помимо уроков, работой, если она приносит пользу. Двенадцать лет я пропела в церковном хоре. В те годы в Чите был только один маленький храм, на ул. 9-ого января. Я организовала со студентами ансамбль в рамках изучения народной музыки. Мы выступали на «Иннокентьевских чтениях» в Пединституте, на конкурсе детских коллективов при епархии, в клубе УВД. Всегда благотворительно, платно никогда. 
    В учебной программе был предмет «Праздники и обряды православия». «И даже, если вы разных конфессий, – говорила я ребятам, – это не имеет значения. Вот вас спросят, а что такое Покров, откуда взялась Троица? И как работник культуры, вы обязаны это знать». Рассказывала, почему существует тот или иной праздник, как сказку. Дети слушали. Сейчас такого предмета нет, к сожалению. И студенческого ансамбля духовной музыки тоже. 
    
О педагогике
    – Вы какой педагог, Валентина Васильевна? Жёсткий или увлекающийся?
    – Увлекающийся. Во-первых, я никогда не останавливаюсь. Хочу быть со студентами вместе, несмотря на разницу в возрасте. Вела дирижирование на фольклорной специализации, смотрю, ребята талантливее, чем программа. Предлагаю: ну что каждый из вас придёт и своё произведение отмашет? Это же просто! А вас восемь человек, это уже вокальная группа. Давайте каждый будет дирижировать с этой группой! Ведь, когда вы будете работать дирижёрами, важно подчинить себе людей в своём творчестве. И глаза у ребят загорелись! 
    Я до сих пор не представляю себя без книг, всё время читаю, и по истории, и по литературе. И если студент говорит, вот завтра мы отдыхаем, 4 ноября, то спрашиваю: почему? Многие не знают. Тогда я начинаю рассказывать – про ту Русь, про Минина и Пожарского, про то, как поляков изгнали из Москвы. Я считаю, что музыкальный работник не имеет права быть неэмоциональным. Я их заражаю своей эмоциональностью, энергией и знаниями.
    
    – Какие произведения считаете необходимо знать, исполнять студентам?
    – Стараюсь, чтобы обязательно были произведения советских композиторов. Обязательно песни военных лет. Обожаю «Песню о Днепре» Фрадкина. Рассказываю про форсирование Днепра, как это происходило, как было смертельно сложно, ведь фашисты находились на высоком берегу, и наши воины были как на ладони. Это подвиг! Стараюсь, чтоб дети представили эту картину, смогли почувствовать и пережить. Порой до слёз пробивает.
    Чем отличаются хоровые произведения советских композиторов? Это мелодия, мелодика, это очень красиво, и воздействия тех песен никуда не денешь. Их и сейчас поют, они по-прежнему необычайно сильны. 
    Классика, конечно, должна быть обязательно. Как без Чайковского? Как без Глинки?
    
    – А какими голосами чаще всего поют сегодня?
    – К сожалению, в последние годы мы наблюдаем единичные звёздочки, настолько у детей не развит диапазон, что из 10-12 человек от силы трое-четверо поющих. Дети не поют в школах, как следует, музыкальные занятия не ведутся и в детских садах. Ведь музыкальное воспитание там и начинается – когда они маршируют, поют песенки.
    Недаром же Гергиев недавно разнёс «Всероссийское хоровое общество», которое ничего не делает. Когда я услышала, что должен выйти закон о создании в каждой школе своего хора, я обрадовалась. Это правильно. Да и нашим студентам будет, где работать. 
    
О возрасте
    – Как боретесь с профессиональным выгоранием? Или это – не про Вас?
    – Это не про меня. Победы моих выпускников и воспитанников воспринимаю как свои. Переживаю, если что-то не получается. 
    В рамках празднования 70-летия Победы меня пригласили позаниматься с одним коллективом, подготовить его к краевому конкурсу. Я сначала отказывалась, а потом решила поработать. И вот занял этот коллектив первое место! Стоят они, восемнадцать женщин, в самом центре сцены филармонии. Объявляют победителей. И повариха, такая крупная женщина, падает мне на грудь и плачет: «Валентина Васильевна, у нас никогда не было первого места!» И я с ней плачу. Это дорогого стоит…
    
    – В сентябре исполнилось 46 лет, как преподаёте в училище…
    – Так быстро пролетели эти годы, что и самой не верится. 46 лет – как один день. Училище – это мой дом. Иду сюда с радостью. И работа доставляет мне большое удовольствие. И возраст я свой не чувствую, я не понимаю его. 
    Я ленивый человек, но мне кажется, все люди ленивые. Каждый что-то не хочет, не успевает делать. Но, как Мюнхгаузен, нужно вытаскивать себя за волосы.
    Вот встала утром, в 6 часов, нагрела массажную кровать (купила несколько лет назад специальную), легла (выдерживаю до 60 градусов), растянула позвоночник. Собаку надо прогулять, у меня кокер-спаниель – выхожу с палками для скандинавской ходьбы (сын подарил на день рождения). Собаку отпустила гулять, а сама – вокруг наших домов с палками… Тут время идти на работу наступает. И так – каждый день.
    
    – Чего желаете накануне юбилея?
    – Конечно, в преддверии этой важной даты, я хотела бы пожелать, чтоб училище наше продолжало оставаться училищем культуры и выстояло в эпоху новомодных объединений и разрушений. Кадры необходимы везде, и в культуре тоже.
    Педагогам желаю терпения, сил, умения. И всего самого хорошего, что может быть в жизни: чтоб было счастье, чтоб с удовольствием ходили на работу и возвращались домой.
    Беседовала Мария ВЫРУПАЕВА
Яндекс цитирования