Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Жительница Читы отметила 106-й День рождения
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    О хозяйках чума, индейцах Аляски и вишнях Тупика
АКТУАЛЬНО
    Про деньги и важное
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Всем невзгодам назло
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    В мастерских. У Юрия Круглова
    Сквозь годы…
    Семья – это маленькая церковь
НАРОДНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
    Десять дней, которые потрясли…
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Приговорён к расстрелу
ТелеМАНИЯ
    «Александр Невский»: история легендарного кинопобоища
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ
    Проверено временем и людьми
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Мы эти льготы заработали…
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Тайна хирурга Стёпина
ДАТА
    «Последний редут монархии»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
РУССКИЙ МИР
    Семейные реликвии – в Дом-музей
ФАЗЕНДА
    Торт на сковороде…
Выпуск № 8 от 28.02.2017 г.
В мастерских. У Юрия Круглова
Идея начать такое повествование появилась при размышлении об ответственности:
    «Вы можете представить себе человека, которому врач протягивает его флюорографические снимки, ругает за «асоциальный» образ жизни: 
    – При такой жизни Вы и года не протянете. Вы понимаете это?
    А тот перебирает снимки, внимательно разглядывает на солнце, на просвет, «свою флюорографию», где рисунок бронхов и разбросанных линий. Потом возбуждается от этого космоса размытых, светлых и тёмных, уходящих в глубину, пятен, где свершаются и зреют непрерывные события, кашляет хрипло и вдруг радостно выдыхает, призывая в свидетели окружающих:
    – Господи, ты видишь какая красота!
    И прожил после диагноза ещё четверть века».
    Речь идёт о Юрии Круглове. 1990 год.
Вот выдержка из читинских СМИ:
    «В ночь на 28 ноября 2015 года после продолжительной болезни на 75-м году жизни ушёл из жизни замечательный забайкальский художник, заслуженный художник России, член Союза художников России Юрий Круглов. Это невосполнимая утрата для культуры Забайкалья. Юрий Круглов родился в 1940 году в Сретенске. Участвовал в международных выставках в Германии, Франции, Китае, Японии и Монголии.
    В совершенстве владел графическими техниками: линогравюра, офорт, рисунок пером. Кроме станковых графических работ периодически занимался живописью, монументальным искусством, оформлением интерьеров, увлекался книжной графикой.
    Произведения Юрия Круглова хранятся в музеях Читы, Улан-Удэ, Иркутска, Омска, Москвы, Санкт-Петербурга, а также в музеях и частных коллекциях Китая, Монголии, Франции, Болгарии, Германии, Японии и других стран».
    
    Рассказываю только о том, что хорошо знаю...
    Низкорослый и подвижный, похожий на шустрого лесовика, рыжеватая бородка которого задорно вздымается на собеседника, возникает в моих воспоминаниях Юрий Анатольевич Круглов. И я снова слышу знакомый голос. «Ульча я», – говорил о себе совершенно серьёзно Круглов, что переиначивалось острословами в «унча, унтя, урча…» и т.д.
    Сегодня я вижу: он показывает своим друзьям журнал, испещрённый китайскими иероглифами, тычет в них пальцем и объясняет:
    – Вот тут про меня написано. Что написали, не знаю. Но про меня.
    За окном сереет читинская зима 1989 года. Окно тоже серое, очень большое и немного наклонное. Специальное окно для мастерской художника. На девятом этаже. Дом был построен для творческой братии, хотя занимали его сотни семей, имеющие отношение более к администрации, нежели к искусству, но весь верхний этаж был разделён на мастерские художников. Зимой в Чите всё серое, а летом – умопомрачительно яркое...
    – Ты только представь, что могло бы получиться из дома, если бы в нём жили все мы? – говорил Юрию Круглову Ян Шплатов. – Мы и в мастерских-то, по одному, жить не умеем. А все вместе?
    Но я всегда думал, что лучше бы всем вместе. Ведь дом и запланирован был для всех нас: живописцев, графиков, скульпторов, прозаиков, поэтов, драматургов – для всех художников Читы, большинство которых никогда и не имели приличного жилья. Были, конечно, какие-то углы, коморки, подвалы и даже квартиры. У меня, например, была крохотная комнатка в пьяной общаге, где постоянно ломали двери, шкворчала кухня и несло «ароматами» из туалета. Шестнадцать человек на туалет. А у меня одних друзей-художников, только в Чите, человек тридцать. Иногда в мою комнату набивалось до пятнадцати человек зараз.
    Естественно, ютились мы все по мастерским. Но мастерские, после кочегарок и подвалов, – самое удобное место для всех бесприютных жителей планеты, включая деклассированные и асоциальные элементы социалистического режима. Большой многоквартирный дом отдавать художникам, конечно, нельзя. Запланировать можно, это красиво и отчётность украшает, но жить в комфортном доме лучше чиновникам. Одно неудобство – мастерские в таких домах обязательны.
    И вот в силу таких невероятных обстоятельств судьба сводила вместе в какой-нибудь мастерской – и живописца, и поэта, и актёра, изгнанного за неверность из дома, спившегося начальника, там же мог оказаться какой-нибудь персонаж невероятно неправдоподобной судьбы. Впрочем, у всех были такие судьбы. И у каждого была «своя история».
    – Помню, мчимся мы в 1976 году с Михой на «Москвиче» из Комсомольска-на-Амуре. Я ору: вправо давай, а он – влево крутит. Очнулся через девять дней. «Миха!» – кричу я первым делом. А ко мне сестра подбегает и успокаивает: «Здесь он, в соседней палате, собрали хирурги твоего Миху и тебя тоже собрали. – Рассказчик многозначительно оглядывает всех, поднимает вверх указательный палец и изрекает бессмертную фразу: «Да-а, помотала меня жизнь…»
    Мастерские – это верхние этажи высотных зданий, а также подвалы и остальные «нежилые» помещения в каких-то дворах, переулках. Иногда ситуация в мастерских напоминала изысканные приёмы иностранцев, но в подвале старого здания, иногда обстановка опускалась ниже любого «На дне», но на девятом этаже.
    
    Иногда забегали начальники от культуры. Вот и в тот раз ворвалась какая-то дама и объявила, что знаменитый китайский художник Ге Ша пожелал встретиться со знаменитым русским художником Юрием Кругловым и будет здесь со свитой с минуты на минуту. А потому всем – геть отседова, кроме Круглова и… она оглядела присутствующих и ткнула в меня:
    – Оставайся на месте. Может быть, стихи расскажешь.
    Мы срочно убрали со стола бутылки, хвосты селёдок, куски хлеба и пепельницы, Юра умело протёр шваброй пол. Со всех сторон и стен огромной мастерской смотрели на присутствующих его картины, возле огромного окна стоял, как впечатанный в пол, офортный станок. Откуда-то появился коврик. Стол, как и всегда в торжественных случаях, накрыли белейшим матовым (Юра не любил глянец, как и всё блестящее) ватманом, на ватман водрузили непременный атрибут мастерских – вазу с высохшим репейником и какими-то злаковыми. Мы ополоснули лица, сели на стулья и стали ждать…
    
    Делегация была шумная и многочисленная. Напрасно мы боялись, что будет замечено наше похмелье: гости были веселее и красивее нас. Собралось большое сообщество. Ге Ша вообще не был похож на китайца. Потом мы узнали, что корни его из Мангышлака. В тот раз он либо ехал туда, либо возвращался оттуда.
    Вообщем, Ге Ша был в Чите не в первый раз. Оказывается, Юра уже встречался с ним в мастерской.
    Звучали тосты, взлетали пробки, щёлкали фотоаппараты.
    Но всё это мелочи по сравнению с тем, что Ге Ша показал нам вживую технику и стиль удивительной китайской живописи – гохуа. Рисунок делается тушью или акварелью одним движением!
    
    Через полгода Круглов получил бандероль. Там оказался китайский журнал с его фотографией. И вот он тычет пальцем в иероглифы и объясняет виновато и недоумёно:
    – Вот тут всё про меня написано. А что написали – понять не могу… Это китайцы пишут так...
    * * *
    Не мог же я в том году прочитать шумной толпе своё стихотворение о Круглове. Чуть позже появилось стихотворение о Ге Ша. Да и кому нужны такие строки, кроме нашего окружения. И Круглов не мог показать свои наброски о Чите 1989 года… Он показывал другие работы – «Бабочка», «Детский хор на берегу реки», «Сумерки», «Троица», созданные в 1960-х годах, когда Родина его была в расцвете и силе.
    
    Юрию Круглову
    Прошедшие годы, как оттиск гравюры.
    Тончайшей работы, сверкнули во мгле!
    Художник Круглов, нестареющий Юра.
    Нетвёрдой походкой идёт по земле...
    
    А люди шагают, тверды и упрямы.
    Мир движут большие, прямые умы.
    Воюют и строят плотины и БАМы...
    В век лозунгов громких голодные мы.
    
    А люди веками угрюмы и хмуры,
    Ведут монументам низвергнутым счёт.
    Бледненький мальчик стоит у гравюры
    И в старом сюжете себя узнаёт...
    1989 г.
    
    Мастер Ге Ша и ученик
    Красный отсвет, бледные тона.
    С кисточкой китайской у окна
    В побелевших пальцах, мальчик смуглый.
    
    Лёгкий взмах. И кончик языка
    Губы облизнул. Легла рука.
    И бровей полёт полуокруглый.
    
    Белый ватман.
    Акварель бледна...
    Не тона – всего полутона...
    Будто полунамёк полустиха...
    
    Снова взмах – и – белочки прыжок!
    Мальчик улыбнулся – есть намёк!
    Да к тому же в стиле го-ху-а!
    
    Вспоминая время Юрия Круглова, я однажды написал: «Случалось, что первые лица порывались с нами выпить. Генералы по пьянке дарили нам шинели и папахи, а мы потом даже фамилии некоторых не могли вспомнить. Сегодняшние и вовсе не запоминаются...»
    1990 год. Чита. От угла дома на пересечении улиц Ленина и Островского до невзрачного магазина из белого кирпича получилась утоптанная по снегу диагональ, пролегающая через площадь Декабристов с выходом на угол улиц Чкалова и Полины Осипенко. По диагонали люди ходили за водкой. По обе стороны этой тропинки первые бомжи перестройки собирали «бычки» сигарет «Прима», «Астра» и самокруток. Но в магазинах порой и этого не было. Пакеты ещё не валялись, бутылок тоже не наблюдалось, сами сдавали.
    – Ты понимаешь, я Гефест, – объяснял мне по пути Юрий Анатольевич, затягиваясь самокруткой из крепчайшей махорки. – А Гефест – это урод. Вот послушай…
    Мы остановились и разговорились, удивляя прохожих, тоже любителей этой диагонали. Дыша на меня табаком, внимательно смотря в глаза, Круглов стал рассказывать историю жизни урода Гефеста.
    – Мы с ним люди одной судьбы, – убеждённо говорил мой друг. – Родился он тщедушным, хромым, щупленьким. В общем, не жилец… Как и я…
    
    Началась эта история ночью.
    Никогда не знаешь, на что или кого наткнёшься, собираясь в гости к художнику. Часа в два ночи я набросал стихотворение. Это были впечатления: опять же Круглов, пейзаж – река, ивняки, отмель и лодка…
    Ещё немного!
    Первый лучик робко
    Забрезжит сквозь извивы ивняков.
    На отмели ссутуленная лодка
    Все ждёт меня из глупых городов...
    Меня мучило, что цвета пейзажа напоминали стиль Яна Ивановича Шплатова: что-то матовое, приглушённое, с едва заметным коричневым оттенком. Строки надо было показать Круглову. Сейчас ему, наверное, очень одиноко…
    За окном общаги была густая темень, где-то далеко не то стреляли, не то били железом об железо, что-то ухало и бухало, кричали люди. Город жил страшной жизнью голодных и злых зомби, повсюду стояли железные киоски с решётками и массивными дверями. Квартиры становились жилищами бандитов и бастионами напуганных горожан. В это время неплохо зарабатывали сварщики: нужны были тысячи дверей и решеток. По ночам часто стреляли, слышались пьяные крики и мольбы о помощи. Казалось, что сосед душит соседа, а в каждом переулке можно наткнуться на нож или убитого человека.
    Но, независимо от этой страшной обстановки голода, холода и разгула бандитизма, через весь город пролегал незримый путь от моей общаги на улице Шилова до мастерской Круглова, окна которой светили, как маяк в ночи, на девятом этаже дома на углу улиц Островского и Ленина.
    Мы ходили напрямую, срезая все возможные углы. В тот раз я отправился к Круглову в третьем часу ночи. Путь был неблизкий, ходьба по ночному городу было делом привычным, к тому же согревало чувство, что среди этого жуткого разгула озверевших уродов, в любое время дня и ночи ждёт меня близкий человек, который вникнет в строки, написанные в каком-то полубреду. Да и вся жизнь в те годы проходила как в полубреду…
    К четырём часам ночи я дошёл до мастерской. По пути наткнулся на толпу пьяных, еле-
еле отбился от них, перемахнул через забор и слышал за спиной крики: «Лови бурята!» Для таких случаев я всегда носил подаренную мне офицерами-афганцами гранату без чеки, иногда цепь или кастет. (Кстати, чтобы потом не повторяться: в те годы, Круглов носил за голенищем унта преострейший сапожный нож, которым он резал линолеум для гравюр и бумагу).
    Юрий Анатольевич не спал. Он раздумывал перед натянутым холстом, на котором были изображены убегающие по каким-то ступеням (внутри Парфенона? здание в Афинах?) кони. За ними полз, протягивая руки, старый грек в красном хитоне, из-под которого выбегал кривой и кровавый, в алых пятнах, след. Круглов курил самокрутку, то отходил от работы, то снова приближался. И, наклоняя голову, рассматривал и размышлял о чём-то очень важном, будто силился вспомнить что-то произошедшее с ним очень давно и забытое до поры до времени.
    – Кони Гефеста, – коротко ответил на мой недоуменный взгляд Юрий Анатольевич. – Чай будешь?
    У нас никогда и ничего не происходило просто так. Любая пьянка – проверка мастерства. В те годы наш друг Володя Литвинов замечал: «Я, как новая машина. Проверяю себя на всех скоростях и во всех режимах». Так вот, мы похлебали чай, я прочитал Юрию Анатольевичу стихотворение, он всплеснул руками и горячо заговорил об искусстве, бросив в паузе:
    – Ты прав, тут Шплатовым припахивает… Мы это отметим.
    
    Спали мы от силы часа три-четыре. Утром вспомнили, что надо отмечать событие: стихотворение и коней Гефеста. И вот теперь идём «в девятку» за водкой, стоим на протоптанной диагонали, ведущей в магазин и Круглов продолжает речь, начатую ещё перед рассветом:
    – В общем, не жилец был Гефест. Как и я. Близкие даже не думали, что я выживу. Они всё время куда-то переезжали вдоль Шилки. Рассказывали, что возили меня в сундуке. И мать у меня была такая же, как и у Гефеста.
    – Гера что ли? – недоумённо переспрашиваю я. Прохожие на нас удивлённо оглядываются и перешёптываются: «Художник с поэтом. Пьяницы… За водкой попёрли. Да ещё в шинели».
    – Ага, – кивает согласно Круглов. – Как могла эта Гера разглядеть, что из этого уродца получится Мастер? Пойми: любой земной огонь имеет небесное происхождение, но прячется он в недрах вулканов. Так и талант человека. Как могла Гера догадаться об этом? Она ужаснулась своего сына и сбросила его со своего сраного Олимпа. Также поступили и со мной. Примерно такова же и твоя судьба, и судьба многих художников… Простые люди всегда будут ужасаться непредсказуемости.
    Он затянулся самокруткой и, выпустив дым, закашлял, намереваясь сказать что-то важное. Поправил на ходу воротник шинели, полы которого волочились за ним по тропинке, как королевская мантия.
    Я оглянулся и заметил, что прохожих становится больше. Все они удивлённо, а некоторые откровенно весело, смотрели на нас. Оказывается, люди интересовались не беседами об искусстве, а шинелью Юрия Анатольевича.
    На нём была настоящая генеральская шинель. Шинель высокого и осанистого генерала Л-ского. А Круглов был щупленький, невысокого роста. В спешке он набросил на себя шинель генерала, который мирно храпел в маленькой комнате мастерской.
    Генерал Л-ский пьянствал с нами уже неделю. Что-то случилось в его генеральстве, он запил, закуролесил. По пьянке, случайно, попал в нашу среду, где все дни были воскресеньями. Это ему так понравилось и настолько поразило, что он многократно увеличил дозу спиртного. Вследствие чего и спал в мастерской Круглова беспробудным сном, спал так, что даже мы начинали побаиваться.
    
    Водку в те годы продавали по талонам. Но что значит для художника талоны? Всегда нарисует. И вот мы спешим по диагонали в магазин, но дойти нам мешает Гефест, который всё время напоминает Круглову о судьбе многих художников. И о его личной судьбе.
    Видимо, ночью генерал улёгся спать, Круглов вытащил давно начатую работу. Ночной свет ему не мешал. Однажды он сказал мне: «Надо работать без естественного света, так лучше править при естественном…» В это же время я написал стихотворение и отправился через весь город в мастерскую Круглова, где спал генерал и висела его длинная шинель.
    – Ты же знаешь, что Гефест – самый первый изобретатель, – не оставляет тему Круглов по дороге в магазин, продолжая подметать снег полами генеральской шинели. – Всегда помни, что за уродством может скрываться гений и светлый ум добрейшего человека…
    Из провала поднятого воротника шинели выглядывает рыжая бородка Круглова и оттуда валит махорочный дым. Слышно:
    – Когда мать сбросила Гефеста в море…
    
    Плывут туманы плотные по пади,
    И скрылась в них замедленно река,
    Холодный, вязкий глянец водной глади
    Притягивает сонно облака...
    
    Ещё немного!
    Первый лучик робко
    Забрезжит сквозь извивы ивняков.
    На отмели ссутуленная лодка
    Все ждёт меня из глупых городов...
    1990 год.
    Виктор Балдоржиев
Яндекс цитирования