Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
С НОВЫМ ГОДОМ!
    Держите хвост трубой!
НОВОСТИ
    Новости недели
    Дед Мороз? Гони справку!
    Праздник пришёл пораньше
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Люди, которые нам запомнятся
КАЛЕЙДОСКОП
    Как год уходящий запомним
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Ёлка на селе в советские 60-е
ТелеМАНИЯ
    Быль о сказке дивной, звёздно-войновой. Эпизод III
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    В Таиланд… дикарями
ВЫХОД В СВЕТ
    «Сладкие истории» Нового года
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Феерия руками мастериц
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Тостуем – не тоскуем
    Вольная забайкальская поэзия
ГОРОСКОП
    Астрологический прогноз на 2018 год
ФАЗЕНДА
    Ёлочка наших успехов
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    У нас хорошие вести: ГТРК «Чита» на первом месте!
Выпуск № 51 от 26.12.2017 г.
Ёлка на селе в советские 60-е
Ёлка как атрибут в деревенском клубе сделала встречу Нового года настоящим праздником. Особенно для детворы: тут тебе и подарочные кулёчки из газетной бумаги с конфетами, печеньем, парочкой мандаринов и одним яблоком. К праздничному настроению добавлялось и предвкушение отдыха от занятий. Правда, не такая уж и тяжёлая в то время учёба была в начальной или неполной 8-летней школе.
    Время было особое. Село, окончательно пришедшее в себя от войны и послевоенной разрухи и чуть позже – от хрущёвского указа по уменьшению личного подсобного хозяйства, который сильно ударил по подъёму жизненного уровня, только-только стало подниматься с колен по-настоящему. Ёлка уже становилась непременной составляющей новогоднего праздника. Ни один сельский населённый пункт не оставался без зелёного деревца. Привезённую за полсотни километров ёлку обязательно устанавливали в центре зала сельского Дома культуры. Все искренне радовались, если ёлка оказывалась пышной и красивой, а привозили её в деревню в единственном числе по разнарядке, если только шофёр грузовика, специально выделенного правлением колхоза для этой цели, не выпрашивал для себя у лесника малюсенькую ёлочку. За украденную ёлку можно было загреметь по статье на полную катушку – очень берегли тогда степной бор с реликтовыми соснами. Это уже позже, когда власти поняли, что на новогоднем атрибуте можно делать доходы для народного хозяйства, стали продавать их и даже заложили в лесничестве специальные плантации для новогодних красавиц.
    Дети есть дети, и те, кто помладше, полностью погружались в новогоднюю сказку, особенно если в образе Деда Мороза был незнакомый мужчина и водил с ними хоровод. Хуже воспринимался Дед Мороз, в костюм которого облачалась какая-нибудь учительница, всё равно узнаваемая: тоном пониже, но всё-таки таким знакомым голосом она поздравляла: «С Новым годом!, С Новым годом!». Детские ёлки проводились с утра для младших классов и попозже – для старших. Вот эти старшеклассники из 6–7-х классов по указанию директора школы и украшали колхозную ёлку. Украшали больше самодельными игрушками, хлопушками или фонариками из чистых тетрадных листов, бумажными гирляндами и меньше всего настоящими ёлочными украшениями, которые были в то время дефицитными.
    Вечером, часов с 8, объявлялась «Ёлка для взрослых». В то счастливое время на эту взрослую ёлку прибывало буквально всё колхозное население. Оставляя свои отары без надзора на одну ночь, на ёлку в морозный вечер целыми кавалькадами из окрестной степи наезжали чабанские семьи в полном составе. В небольшом сельском клубе яблоку было негде упасть. Праздничный шум и гвалт стоял невообразимый. Продолжался такой период, к сожалению, не очень-то долго. Он наступил, кажется, из-за того, что советская экономика пошла тогда вперёд большими шагами, и жизнь с каждым годом становилась лучше. Люди как-то оживились от хрущёвской оттепели, освобождаясь от разных невзгод, в том числе и политических. Наверное, поэтому взрослые по-детски радовались и от души праздновали Новый год. Для сельских мастериц, которые шили новогодние костюмы, ёлка стала своеобразным подиумом. По-белому завидовали тому, кто получал главный приз за костюм. В жюри обычно входили следующие лица: обязательно парторг, кто-то из женсовета и профкома, часто хозяйственные руководители разных уровней, кроме первых по должности. Ёлки те находились под гласным и негласным партийным контролем.
    В одну из таких самых весёлых и оживлённых новогодних ёлок того времени настоящий фурор произвёл Володя Иванов – смуглолицый местный гуран с профилем а-ля Гойко Митич. Село-то маленькое, и много времени не пришлось потратить, чтобы отгадать, кем же в жизни является высоченная индийская красавица, вся в золотой парче. Вот если бы у Володи были накладные бёдра, то народ подольше гадал бы, кто же это пляшет и танцует в костюме индианки, а так мужская фигура всё же была заметна даже под шелками и накидками. Уже не помнится, кем работал тогда в колхозе Володя, но в дальнейшем он долгое время был продавцом. Конечно, первый приз заслуженно взял именно он. И никто не завидовал и не оспаривал это, хотя были и другие, тоже очень хорошие костюмы, каждый старался перещеголять конкурентов.
    Больше всего везло тем детям, чьи мамы умели и имели время пошить подходящий для маскарада наряд. Как правило, первые места давали тем, кто был в национальной одежде одной из 15 союзных республик. Как-никак вечная и великая дружба народов СССР. Рыцарь, пусть он был бы в самом прекрасном костюме, первую премию получить не мог по определению. Вот оно влияние идеологии и политики на праздничные мероприятия.
     Но это не мешало веселился всем от мала до велика. Иной раз от столпотворения страдала и сама ёлка: разгорячённые танцами пары, въезжая в ёлочные ветви, задевали украшения, и игрушки падали на пол. Выпивших и пьяных на тех балах почти не было. И на новогоднее застолье, кажется, много не тратились. Это пришло позже, когда в каждом доме появились телевизоры, и народ как-то поскучнел, ёлки стали не такими многолюдными и весёлыми.
    А как много было улыбок и смеха, когда довольные чабаны-овцеводы в шубах-дэгэлах, взявшись за руки, водили то ли новогодний хоровод, то ли бурятский ёхор, топая ногами в валенках и повторяя песенные слова старинного кругового танца. Кроме конкурса новогодних костюмов, конечно, проводили и другие. Пели песни, читали стихи. Это были счастливые времена, даже в самой-самой глубинке, живя не очень богато, сельчане отмечали праздники от всей души и со всей непосредственностью. Сейчас, конечно, взрослые тоже радуются Новому году, но больше от того, что можно освободиться от повседневных забот и отдохнуть, хорошо выспаться. И никаких тебе уже костюмов домашнего ателье, а на ёлки ходят лишь для того, чтобы привести туда детей или внуков. Но я верю: наступят времена, когда люди, селяне, а может быть, и горожане, массой пойдут на новогодние балы-маскарады, оторвавшись от ящика с голубым экраном, и также широко и по-настоящему будут радоваться новогодней ёлке и новому подъёму в жизни, как в то, к сожалению, не такое уж и продолжительное время советских 60-х.
    
    Геннадий Болотов
Яндекс цитирования