Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
АКТУАЛЬНО
    Доктора, спасибо, что вы есть!
ДОСЛОВНО
    О бураке, картофляниках
НА ТЕМУ ДНЯ
    Своих показать, чужих посмотреть
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Звенят, как могут, Нижние Ключи
НАША ГОРДОСТЬ
    Медицина, устремлённая в будущее
ЗЕМЛЯ ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ
    «Моё Закаменное»
1941-1945
    Крылатой гвардии герой
ТелеМАНИЯ
    Кинотермино-тайны. Урок №1
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Чернышевская история
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Начинающему рыболову
ВЫХОД В СВЕТ
    Лошади и спектакли
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Быть успешной – это просто
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Цвети, пион, пышнее
Выпуск № 24 от 12.06.2018 г.
Кинотермино-тайны. Урок №1
Завершился фестиваль. Позади встречи со служителями киноиндустрии разных стран, интервью, пестрящие специфическими «приквел», «флэшбэк», «сиквел», «мидквел», «франшиза»... Не отставала и пресса: «мейджор», «тизер», «пост-продактс», «кроссовер», «камео»… Самое время раскрыть, особенно для старшего поколения, «тайны» этих словечек, провести ликбез на тему «продвинутой» кинотерминологии. Встретим новые кинопремьеры и кинособытия во всеоружии. Итак, звенит звонок, начинаем урок... с рекламной «заманухи».
Трейлер

    В мире кинотерминов это вовсе не домик-прицеп на колёсах, а небольшой кино- или видеоролик, используемый для анонсирования или рекламы этого фильма. Видеоряд трейлера, длящегося не более минуты, чаще всего монтируется из несвязанных, но самых зрелищных кадров. Порой они сменяются очень быстро, больше производя впечатление на зрителя, нежели оставляя осмысленное представление о фильме. Нередко случается, что трейлер гораздо интереснее своего «первоисточника», но зрителю остаётся только погоревать – денежки-то уже в кассе кинотеатра. Бывают и продолжительные трейлеры – до трёх минут (и даже более). 
    
Тизер

    В отличие от трейлера, (от англ. «teaser» – «дразнилка, завлекалка») представляет собой куда более короткий рекламный ролик (всего 15–30 секунд), битком набитый динамичными фрагментами, при этом абсолютно несвязанных друг с другом. Главный «объект зрелища» (фильма), как правило, держится в секрете и не показывается. Так, во время рекламной кампании фантастического фильма С. Спилберга от 2005 года по роману Г. Уэллса «Война миров» во всех тизерах были показаны сцены катастроф, паника людей, фрагменты сражений армии. Главные герои – марсиане в своих боевых машинах-«треножниках» – мелькнули только в виде гигантских теней. Тизеры, как правило, появляются, когда работа над фильмом ещё не закончена.
    
Блокбастер

    От англ. «blockbuster» – «мощнейшая авиабомба, разрушающая (bust) целый уличный квартал (block)».
    По одной версии, название пришло из театрального сленга и означает любое зрелищное событие на стороне, приводящее к срыву плановых спектаклей и ущербу для бизнеса театральных заведений микрорайона (блока) из-за оттока обычного для них количества зрителей. По другой – по причине того, что на время киносеансов жилой квартал буквально «вымирал», и на улицах не было видно ни души. Термин унаследован от одноименной бомбы времён Второй мировой войны, взрыв которой приводил к полному уничтожению целых микрорайонов города.
    В кино блокбастер обозначает высокобюджетный (свыше 100 миллионов долларов; в России – меньше) зрелищный фильм, предназначенный, в первую очередь, для экранов большого формата (по типу читинского «Удокана»). Термин приобрёл настоящее значение после выпуска в 1975 фильма того же Спилберга «Челюсти». Из прошлых дорогостоящих постановок в разряд блокбастеров попали бы фильмы «Бен Гур» (1959), «Клеопатра» (1963). К современным блокбастерам можно отнести «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Титаник», «Трансформеры», «Послезавтра», «2012», «Аватар», цикл о супергероях компании Marvel (Железный человек, Супермен, Капитан Америка, Тор, люди Икс и т.п.), «Интерстеллар», «Разлом Сан-Андреас», обе части «Стражей галактики». Из российских – «Экипаж», «Притяжение», «Время первых», «Легенда о Коловрате»…
    Видя, что тот или иной блокбастер приносит баснословные прибыли, и восторженная публика требует «продолжения банкета», кинодельцы предлагают создателям фильма запустить в производство...
    
Сиквел

    От англ. «sequel» – «продолжение». Это проект, по сюжету являющийся продолжением удачной картины. Особый разряд сиквелов составляют «духовные», которые не являются прямыми продолжениями, однако же рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету. Типичный представитель – культовый ужастик «Пункт назначения».
    Рекордсменом по ожидаемости среди сиквелов можно смело считать блокбастер «Аватар-2» (предполагаемая премьера – 18 декабря 2020 года), продолжение одноимённой картины от 2009 года.
    Популярные советские фильмы сиквелы: «Новые приключения неуловимых» (1968) – продолжение фильма «Неуловимые мстители» (1966), «Судьба» (1977) – «Любовь земная» (1974), «Зимняя вишня» (1990) – одноимённый сиквел драмы 1985 года.
    Прямой противоположностью сиквела является...

Приквел    

    Фильм, время действия которого, происходит до событий ранее созданного произведения. Термин появился в 70-е в связи с трилогией Лукаса «Звёздные войны». Другой пример – трилогия П. Джексона «Хоббит», которая является приквелом трилогии «Властелин колец».
    Где-то посерёдке между приквелом и сиквелом находится нечто третье, именуемое...

Мидквел    

    Кинокартина развивает сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Особенность мидквела в том, что изображаемые в нём события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета (в отличие от сиквела, в котором события следуют за оригинальными, и приквела, в котором они предшествуют). Например, в полнометражном мультике «Бэмби-2» действие разворачивается на временном отрезке между началом и концом первого мультфильма «Бэмби».

Спин-офф    

    От англ. «spin-off» – «побочный продукт» – фильм о персонажах, ранее появляющихся в исходной картине. В более широком плане так называют фильм или сериал, вселенная которого или персонажи были ранее использованы в другом сериале или фильме. Один из ярких примеров типичного спин-оффа – «Кот в сапогах» (2011), мультфильм о похождениях знаменитого рыжего Кота – героя второй и последующих частей «Шрека». Интересно, что во второй половине 2018 года выходит… сиквел спин-оффа приключений этого мохнато-хвостато-мявчущего парня в обуви на каблуках и шляпе: «Кот в сапогах–2: Девять жизней и 40 разбойников».
    Страсть погреть руки на старых, но когда-то удачных кинопроектах, желание «осовременить» фильм или адаптировать импортные фильмы для местного показа толкают киношников на то, что бы создать...

Ремейк

    От англ. «remake» – «переделка». При этом в ремейке и оригинале режиссёр, вся съёмочная группа и актёры обычно совершенно разные. Пример: «Кинг-Конг» Питера Джексона от 2005 года – ремейк одноимённого оригинала 1933 года режиссёров М. Купера и Э. Шодсака.
    Свежайший пример ремейка – комедия «За бортом», что вышла на экраны 17 мая и является одноимённой обновлённой версией блистательной семейной кинохохмы 1987 года с участием звёзд Голди Хоун и Курта Рассела.
    Из российского кино: лента Никиты Михалкова «12» (2007) является ремейком фильма знаменитого американца Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957). Ещё один пример – ремейк шедевра Л. Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) – скандально-провальный фильм «Кавказская пленница!» (2014).

Франшиза    

    По большому счёту франшиза – это схема ведения бизнеса, при которой торговую марку сдают в аренду. В кино употребляется по отношению к сиквелам. Например, «Чужой» (1979) – это франшиза. Автор – Ридли Скотт. Несмотря на успех своего фантастического ужастика, режиссёр отказался от съёмок продолжения в пользу нового, ныне хрестоматийного фильма «Бегущий по лезвию бритвы» (1982). А дальше студия, как владелец марки, могла нанять развивать брэнд кого угодно. И вот «Чужих» снял Джеймс Камерон, «Чужой-3» – Д. Финчер, «Чужой-4: Воскрешение чужого» – Ж. Жане. В 2004-м появился (с согласия владельцев франшизы «Хищник») «Чужой против Хищника», в 2007 – «Чужой против Хищника: Реквием»...
    Бывает, что создатели франшизы возвращаются к своему детищу, как Ридли Скотт вернулся к своим «чужим» в картине «Прометей» (2012) и её сиквеле «Чужой: Завет» (2017).
    Ещё примеры знаменитых кинофраншиз: циклы о супершпионе 007 Джеймсе Бонде, «Полицейская академия», «Терминатор», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Голодные игры», «Миссия невыполнима» и др.
    Хозяевами кинофраншиз, как и наиболее масштабных фильмов-блокбастеров, чаще всего являются студии...

Мэйджоры    

    От англ. «major» – «главный, крупный» – крупнейшие кинокомпании Голливуда: Warner Brothers, MGM, Paramount, Columbia Pictures, Universal, XX Century Fox. К российским мейджорам можно отнести компании «Централ партёршип» (ЦПШ), «Дирекция кино», «СТВ», «Студия ТРИТЭ» и др, в СССР – «Мосфильм», «Ленфильм», киностудию им. Довженко…
    Но об этом и многом другом – в следующем кино-ликбез-занятии.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования