Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Дождь на парты льёт и льёт…
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Чтобы люди поняли
НА ТЕМУ ДНЯ
    Дачные войны
    Буревестники
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Когда новоселье не в радость
МОЯ СЕМЬЯ
    Мы – Сафроновы!
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    Чудо – есть!
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Красный командир
    В краю лам забайкалья
    О бурятских землях близ Читы
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Украденное детство
ТелеМАНИЯ
    В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие второе
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    У седого костра
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Иван
ВЫХОД В СВЕТ
    «Калинов Мост» вперемешку с хип-хопом
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Тамарино счастье
Выпуск № 27 от 03.07.2018 г.
В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие второе
Внимание! Запуск бортового генератора искривления временного континуума... Параметры в норме... Реактор тахионов – норма... Запуск хронодвигателя... Индикаторы – норма... Исходная точка старта: XXI век. Июль 2018... Всем добро пожаловать на борт киномашины времени! Сегодня мы вновь уходим в прошлое, транзитом через настоящее, в прекрасное грядущее Далёко. Наша цель – история одного из самых успешных кинопроектов ТВ СССР – картины режиссёра Павла Арсенова «Гостья из будущего».
    ...Генератор на полную мощность! ...Хронодвигатель на максимум! Точка финиша: XX век. Май 1983... Старт! Вперёд – назад, в прошлое!..
Начало с… середины

    Съёмки «Гостьи из будущего» начались 30 мая 1983 года. Основная их часть была запланирована в Москве. Поскольку первые серии картины происходили в будущем, нашпигованном всяческими экзотическими объектами и гаджетами (машина времени, Институт Времени, космодром, автобус нуль-транспортировки, индивидуальный летающий транспорт, инопланетяне, космические пираты, робот, прибор для чтения мыслей – миелофон, бластеры и т.д.), работа у художников и технотворцов группы началась за месяцы до съёмок и длилась в течение всего съёмочного периода. Поэтому фильм начали снимать почти с середины, точней – с третьей серии, с которой начинаются приключения гостьи в XX веке, где не требовались особые «артефакты будущего» (за исключением миелофона). Первыми отснятыми кадрами фильма стала сцена «Побег Алисы и Юльки из больницы»…
    
Хронопорт. Машина. Куб
(хроносектор: май 1983 – июль 1984)

    Начнём с «системы перемещения по хроно-тахионному континууму» – машины времени. Как известно, её обнаружил в старом, предназначенном под снос, двухэтажном жилом доме Коля Герасимов во время слежки вместе со своим другом-одноклассником Фимой Королёвым за странной, необычного вида девушкой. Это, теперь знаменитое ветхое строение, киношники обнаружили совершенно случайно в одном из московских дворов. Здание действительно собирались сносить. Пришлось договариваться об отсрочке ликвидации этого важного «кинообъекта». Согласие было получено, но едва был отснят последний кадр с «участием» таинственного строения, «хронопорт» прибытия желательных и нежелательных гостей из будущего был ликвидирован.
    
Не смотреть!

    С самой машиной времени пришлось изрядно повозиться: никто точно не знал, как она должна выглядеть. Арсенов изначально не рекомендовал всем творцам своей группы, особенно художникам, бутафорам, инженерам, смотреть фильмы, где фигурируют подобные устройства (США, «Машина времени» (1960), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и т.п.), чтоб никакого копирования и заимствования! В результате в сверкающем пластике появилась круглая красная платформа и белая вертикальная консоль с выдвижными поручнями по бокам и пультом управления. Это и была машина времени, построенная советскими кинематографистами: изящная и оригинальная, не имеющая аналогов в других картинах. На пульте особо выделялся прибор «настройки тахионного генератора» в виде квадратной панели с девятью цветными кнопками. Прототипом послужил кубик Рубика – невероятно популярная в то время головоломка венгерского скульптора, профессора архитектуры и изобретателя Эрнё Рубика. Кубик весьма органично вписался в пульт управления машиной времени.
    
Сквозь время и пространство
(хроносектор: лето – осень 1983)

    Кадры путешествия во времени, сопровождаемые необычными молниями хроноразрядов, вспышками радуг пронзаемого временного континуума, роями звёзд и цветными контурными сияниями тахионных полей вокруг Коли Герасимова, несущегося из настоящего в «прекрасное далёко» были на тот момент самыми «продвинутыми» не только советского, но и для западного кинематографа. Компьютеры для создания оптических спецэффектов только начинали входить в кино, а потому многие комбинированные кадры приходилось делать вручную, использовать лазеры, мультипликацию, а затем совмещать с актёром, интерьером, натурными ландшафтами и т.д. Подобными средствами пользовался и Джордж Лукас в своей трилогии «Звёздные войны». Существенным минусом технологии оптических спецэффектов была большая потеря времени; так, для создания кадров перемещения Коли во времени ушло более трёх месяцев.
    
В прекрасном далёко
(хроносектор: 1983 – транзит – 2083)

    …Будущее встретило пионера-«авантюриста» с пустой кефирной стеклотарой в авоське Институтом Времени с необычными бесконечными, запутанными стерильными коридорами. Интересно, что декорация интерьера института была довольно небольшая (порядка 45–50 метров), а эффект длины и запутанности достигался благодаря мастерству оператора, использовавшего съёмку с разных ракурсов.
    
Стойкий железный романтик

    Первым, с кем столкнулся Коля, был человекообразный биоробот Вертер – штатный уборщик и вахтёр, по совместительству – архивариус института, по призванию – поэт-романтик. Тридцатидвухлетнего актёра Евгения Герасимова, давно мечтавшего сняться в каком-нибудь фантастическом или сказочном фильме, Арсенов, едва увидев фотопробы, сразу утвердил на роль Вертера. И ни разу не пожалел о выборе. Робот-романтик, целиком придуманный специально для фильма персонаж (в книге-первоисточнике К. Булычёва «Сто лет тому вперёд» такого героя нет), был идеален: внешние данные актёра, голос, интонации, «фирменный» смех, походка не слишком новой машины и её наружные «атрибуты»: костюм, парик, грим. Кстати, об «одежде» робота! Серебристый спецматериал был разработан и использовался в космической отрасли. Пошитый из него костюм не имел... пуговиц, молний, ни каких-либо иных застёжек, за исключением декоративных деталей. Перед каждой съёмкой в течение часа актёра одевали сразу несколько костюмеров, в течение последующих 12 часов Герасимов его не мог снимать. Это была порой форменная пытка. Даже по «биотехнологическим» надобностям «биороботу» было невозможно отойти. Приходилось железностойко переносить «проблему».

Вертер… итальянец?
(хроносектор: весна 1983)

    Западный кинематограф, особенно фантастический, далеко не единожды пользовался творческими и технологическими наработками советских киномастеров, заимствовал из наших фильмов идеи, образы персонажей, дизайн костюмов и т.д. Доходило даже до «заимствования» целых кинокартин. Отечественное кино первое практиковало крайне редко, а о последнем вообще никогда не было и речи. Режиссёр Павел Арсенов творцам своей группы (особенно художникам) не рекомендовал на протяжении всей работы над «Гостьей из будущего» смотреть любую западную кинофантастику, а также читать иностранные журналы о кино с фотографиями из фильмов этого жанра, дабы не допустить какого-либо вольного или невольного заимствования. Интересно, что у ряда киношников возможность увидеть такие импортные ленты была – в легендарном советском (российском) киноархиве, что находился в Белых столбах, некоторые копии из них хранились вполне официально. Требовался лишь пропуск в архив и заявка на просмотр. (Не забываем, что эра видеомагнитофонов в СССР ещё не пришла.) Так вот, многие из вас удивятся: как оказалось, визуальный образ биоробота Вертера на 85% заимствован у андроидов из итальянского фантастического фильма «La guerra dei robot» – «Война роботов» (реж. А. Брешия, 1978)! Как произошла в группе Арсенова такая «творческая протечка» западного кино, неизвестно... Впрочем, «внутри» наш Вертер диаметрально отличался от агрессивных итальянских «железяк»: добрый, романтический, верный. Не зря советский андроид входит в десятку лучших кинороботов мира.
    
Вертер и Терминатор

    Видимо, неслучайно драматизм, эмоциональность трагичной сцены схватки Вертера с космическими пиратами и его гибель взял на творческое вооружение американец Джеймс Кэмерон («Гостья из будущего» была закуплена США и демонстрировалась по телевидению). В блокбастере «Терминатор-2: Судный день» (1991) в эпизодах борьбы Т-800 против «жидкой» «злой» модели Т-1000, а затем ухода-гибели человеколюбивого Терминатора в кипящем металле зритель испытывает похожие эмоции, что и при просмотре советского фильма.
    Но вернёмся к нашим чудесам…
    
Институт Времени

    Определённые проблемы режиссёру Павлу Арсенову создавал внешний облик Института Времени: финансов построить большую полномасштабную декорацию просто не было. Пришлось прибегнуть к помощи комбинированных съёмок. Вначале был построен макет института – вертикальное строение необычной формы. Снимать было решено на большой поляне, утопающей в зелени (на территории Московского ботанического сада). Макет был подвешен в воздухе и масштабно совмещён с поляной. Актёры (Алёша Фомкин и Е. Герасимов) действовали на свободной от макета правой стороне кадра. Результат – отличная комбинированная сцена.
    Для справки: весь Институт Времени имел высоту всего менее... Впрочем, гляньте фотоиллюстрацию…
    Внимание! Уходим назад, в будущее! XXI век… Июль 2018… Стоп... Режим ожидания… В следующем путешествии: миелофон, «фотики», Чайковский и Урал. О склиссах, Али-Бабе – шахматисте и космо-пиратском вожделении низкотемпературном. Флип – это круто и… опасно! Тайна инопланетного языка. Сколько стоит флип? О козле из будущего и одной вредной привычке. Личный телепорт режиссёра. Суперхит о Будущем. Культовый, советский! Алисомания и заграница…
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования