Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Выборы: предварительные итоги
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    «Нам не нужен миллион овец...
ПРОШУ СЛОВА!
    Чабанские дальние зори
ДАТА
    Великолепная семёрка
ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ
    Сила – в людях
    Кто останется на «территории будущего»?
БЕЗ РЕТУШИ
    С такими учителями у нашей земли есть будущее
ТелеМАНИЯ
    Экипаж ангелов неба. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Рыбацкий минимум
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Кролик Паша
ВЫХОД В СВЕТ
    «Чистые игры» на берегах Забайкалья
ЮБИЛЕЙ
    «100 лет прожить – не поле перейти»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Трудовая слава Кокуя
1941-1945
    Немеркнущая слава снайперов
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Думайте сами, решайте сами: Иметь или не иметь!
ЗДОРОВЬЕ
    «Здравствуй, милая картошка…»
ФАЗЕНДА
    Как правильно посадить ранетку
    Райские яблочки
Выпуск № 37 от 11.09.2018 г.
Экипаж ангелов неба. Часть 2
Сегодня мы продолжаем историю рождения одной из самых легендарных картин отечественного кинематографа, посвящённых советским ангелам неба – лётчикам гражданской авиации. В «Телемании» – «Экипаж» и его командир Александр Митта... Приастегнуть ремни. Полетели...
Другой экипаж

    В середине июля 1976 года первый советский проект в жанре «фильм-катастрофа» «Запас прочности»... но давайте его будем всё же называть по привычному имени, данному фильму перед самым выходом в прокат, «Экипаж», был запущен в производство. Командир проекта Александр Митта и его команда помимо поиска техническо-авиационной «натуры» приступили к подбору «экипажа» актёров. Армии зрителей-поклонников классического фильма будут удивлены, узнав, что первый экипаж героического Ту-154 был абсолютно иным по составу и выглядел он так: командир экипажа Андрей Васильевич Тимченко – актёр Алексей Петренко; второй пилот Валентин Ненароков – Николай Караченцов; Штурман – Александр Павлов; бортинженер Игорь Скворцов – Олег Даль; бортпроводница Тамара – Елена Проклова. ...Почти весь состав команды, несмотря на удачные кинопробы, всё же отказался от съёмок.
    
«Отказники» и герои

    Петренко сказал, что он вообще боится высоты, и «сниматься в «железе», да ещё летающем – это не моё. И небо – это не моё». Тогда Митта предложил роль командира самому, как справедливо считали в СССР, мужественному актёру Георгию Жжёнову, и он с радостью выразил своё согласие.
    Караченцов заявил, что страшно занят в спектаклях «Ленкома», концертах и съёмках на ТВ. Скорее всего, актёр просто не верил в необычный «катастрофический» проект. Роль второго пилота была отдана актёру Театра Советской Армии, Анатолию Васильеву.
    Штурман, Александр Павлов, слава Богу, не подкачал и остался верен «Экипажу».
    Несмотря на уже большой метраж отснятого материала с его участием, отказался от съёмок и Олег Даль. Причина – болезнь актёра. Роль «знойного» бортинженера Скворцова, ловеласа, бабника и «кобеля высшей марки» была передана скромному и даже стеснительному в жизни Леониду Филатову.
    Елена Проклова сначала согласилась на съёмки, но узнав, что в сценарии присутствовали некие постельные сцены, сразу отказалась, поскольку ей, как активному члену ЦК ВЛКСМ, это было, мягко говоря, не совсем...
    Уже начались съёмки фильма, а Тамары всё не было. Митта был в отчаянии. Наконец один из ассистентов нашёл её театральном училище, зарёванную и сердитую. Это была красавица Сашенька Иванес (актриса тогда носила свою первую фамилию), которую только что выставили из учебного заведения за систематические опоздания и срывы репетиций. Её утвердили на роль, а всего через два месяца Митта уже мечтал с наслаждением вышибить её из съёмочной группы всё по тем же причинам, но финансов на пересъёмку уже просто не было – пришлось терпеть.
    
Ртутный самолёт

    …Помимо «актёрских» страданий режиссёр столкнулся и с «техническими». Для съёмок требовалась помимо всего, отдельно хвостовая часть самолёта. Добыли – использовали хвост сгоревшего на стоянке техобслуживания в Омске Ту-154. Пока «возились» с хвостом, нашёлся и целый лайнер. В рейсовом самолёте Киев – Москва один из пассажиров перевозил ртуть, а она каким-то образом разлилась. А ртуть, как известно, и металл разъедает, и для людей опасна. Ртуть удалось собрать, при этом часть её пришлось испарять водяным паром, гоняя его под давлением по салону. Самолёт хотели отправить на осмотр и ремонт на завод, и Митта обратился к министру авиации Борису Бугаеву с просьбой оставить самолёт для съёмок, пообещав, что в целях безопасности вся съёмочная группа будет «дышать через раз». Министр, поколебавшись, дал добро, и «ртутную» крылатую машину отправили сниматься в аэропорт Домодедово.
    
Отбросить хвост

    Для самой знаменитой сцены картины, где самолёт теряет хвост при посадке, было потрачено немало сил. Как оторвать хвостовую часть с максимальной реальностью? Перепробовали множество вариантов: от мультипликации до использования специальной электроники, отбрасывающей хвост. Все ухищрения смотрелись на экране абсолютно ненатуральными. В конечном итоге было найдено постое решение: ассистенты за кадром плавно тянули замаскированные тросики, соединённые под определённым углом с хвостом, вверх. «Замедленной» съёмкой фиксировали разделение. Эффект отрыва хвоста получился потрясающе натуральным.
    Удивительно простым путём был получен следующий эффектный кадр – несущийся с бешеной скоростью по залитой дождём взлётно-посадочной полосе Ту-154 без хвоста. Разогнать макет и к тому же сопровождать его камерой было просто физически невозможно: не хватило бы никакой декорации полосы и зданий аэропорта, да и макет бы развалился. Снимать «ускоренной» съёмкой? Смотрелось слишком «наиграно». Киношники решили просто и гениально: бесхвостый макет Ту-154 просто... стоял на месте! Двигался лишь заранее отснятый фон с машинами скорой помощи, пожарными, транспортом обслуживания. Эффект «замаскировали» потоками дождя (лили по резиновой трубочке на стекло перед камерой воду), и получилась достоверная «картинка».
    
Хвост и Чита…

    На следующий год после премьеры «Экипажа» с впечатляющими, «фантастическими» кадрами аварии Ту-154, у которого при посадке хвост отрывался от фюзеляжа, фантастика стала явью. 8 октября 1980 года в аэропорту Читы (Кадала) при посадке авиалайнера, такого же Ту-154, произошла подобная авария с полным отделением хвостовой части от пассажирского салона. При этом ещё были снесены все стойки шасси. Как и в фильме «Экипаж», никто из пассажиров и пилотов не погиб!
    
Киношники в огненном аду

    В особо опасных кадрах снимались не только макеты, но и настоящие самолёты. На кладбище бывших летающих машин на территории Домодедово Митта со своим главным оператором Валерием Шуваловым нашли отлично сохранившийся старый Ту-114, некогда самый гигантский пассажирский винтовой самолёт высотой с трёхэтажный дом. Поскольку двигаться этот гигант был уже не в состоянии, то декорацию соорудили прямо вокруг него, там же, на «кладбище»: здание аэропорта города Бидри, где происходило чудовищное землетрясение. В задание должен был въехать самолёт и взорваться, для чего привезли 6 тонн (!) горючего.
    Пока готовились к опасной съёмке, самолёт и его салон настолько пропитались парами огнеопасной жидкости, что от случайной искры произошёл взрыв. Режиссёр с оператором в отчаянии, не стесняясь в выражениях, рванулись к полыхающей махине. Шувалов, вырвав камеру из загоревшегося штатива, принялся снимать, не дожидаясь команды «Мотор!». Бегающие в панике ассистенты, осветители, рабочие фиксировались на плёнке. Митта почувствовал, что у него горят ресницы, брови, обжигает спину. У оператора задымились волосы, полыхнула рубашка. Дежурившие на площадке пожарные подоспели вовремя и сбили огонь. Киношники отделались небольшими ожогами. Режиссёр плакал и ругался на чём свет стоит: самолёт выгорел настолько, что уже не годился для съёмок. Когда проявили отснятый оператором материал, Митта заметно повеселел: многие кадры пожара были настолько удачными, что было решено поставить их в фильм.
    
О Тех Самых сценах

    Кроме потрясающих сцен с самолётами и разбушевавшейся стихией в «Экипаже» бушевала и стихия пламенных любовных сцен.
    Когда подошло время снимать любовные сцены на квартире ловеласа бортинженера Скворцова, решено было работать на «Мосфильме» в ночную смену – меньше любопытных посторонних. Митта хотел максимальной «постельной правдивости», как это делают «за бугром»... Леонид Филатов, будучи стеснительным человеком, наотрез отказался сниматься обнажённым и оставался во всех кадрах «видимым» лишь до пояса – ниже были джинсы. А вот хулиганистую Сашу Иванес, которая сменила во время съёмок фильма фамилию на Яковлеву, долго уговаривать не пришлось. Когда режиссёр сказал, что обнажёнными снимаются такие звёзды, как Бриджит Бардо, Софи Лорен, Джейн Фонда и т.д., Александра запросто стянула трусики и осталась в чём мать родила. Чувствуя себя абсолютно свободно и естественно, она начала носиться по всему съёмочному павильону, вокруг кровати, в которой лежал в стыдливом ужасе Филатов, прыгала на него. В самый кульминационный момент раздался страшный грохот – один осветитель, ярый фанат Яковлевой, не справился с обуявшими его чувствами и... свалился с лесов.
    А утром на «Мосфильме» разразился скандал. Нашлись случайные свидетели и тут же донесли директору студии, что «Митта ночью вместо того, чтобы работать, устраивает оргии и снимает их». Реакция последовала незамедлительно – режиссёра тут же вызвали «на ковёр». Было решено просмотреть весь отснятый материал. Первые зрители, видевшие «полную версию», время от времени густо краснели. Когда просмотр завершился, руководитель «Мосфильма» взревел: «Что же ты делаешь? Кто тебе позволил тут почти порнуху снимать?!» Митта только руками развёл: «Вполне нормальный рабочий материал. Вырежу лишнее...» Удивительно, но директор не стал упорствовать: «Мы позволим товарищу режиссёру привести эту сцену в соответствие с нашими этическими нормами». В результате вырезать пришлось почти 90% «эротического» материала, но и оставшегося хватило, что бы поставить фильму гриф «Детям до 16 смотреть запрещается». Любопытная деталь – в Чите во время проката «Экипажа» возрастное ограничение отсутствовало! И ещё в «Экипаже» имелись и другие интимные сцены с участием второго пилота Ненарокова и его жены Али, но они не вошли в картину.
    
Как Л.И. Брежнев командира спас

    «Экипаж» был смонтирован и озвучен в марте 1979 года. Одним из первых его зрителей стал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, большой знаток и любитель кино. Картина Митты ему очень понравилась, а вот концовка возмутила – один из главных героев фильма, командир Тимченко (Георгий Жжёнов), погибал. В финальных кадрах фильма он сидел в пилотской кабине, его держали за плечи бывшие друзья, когда-то погибшие на войне лётчики. Они улыбались Тимченко и, все трое управляя самолётом, летелит в безбрежную высь. Брежнева возмутили бесконечные смерти пожилых людей на экране (вероятно, он чувствовал приближение своего ухода), и он потребовал оставить Тимченко в живых. Режиссёра с трудом уговорили переделать финал, шантажируя тем, что иначе картина не выйдет в прокат. Впоследствии Митта не жалел, что изменил концовку – фильм получился более оптимистичным.

    P.S. Триумф экипажа ангелов неба. В общей сложности съёмки первого в СССР зрелищного фильма-катастрофы «Экипаж» длились четыре года! 12 мая 1979-го картина вышла на экраны страны и стала настоящей сенсацией. Задолго до конца года жизнь и героические приключения советских ангелов неба, самоотверженных хранителей жизней пассажиров, увидело более 90 миллионов зрителей! Картину Митты закупили более 100 стран мира. Голливуд впервые увидел в русских мощного и даже опасного конкурента в создании масштабных фильмов-катастроф.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования