Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Урульга мечтает о клубе
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Михаил Якимов: «Считаю себя оптимистом»
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Снова в «падчерицы»?
ЗНАЙ НАШИХ!
    Растут олимпийцы в забайкальской глубинке
СРОЧНО В НОМЕР
    Рагу из снежного барана
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Карлики и гиганты
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Номоконовы
ТелеМАНИЯ
    Великий человек в великом фильме. Часть 2
ВЫХОД В СВЕТ
    От фиксиков до балета
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Превыше жизни ставят долг
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    По первому льду
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Спасибо вам, читатели «Здрасте, страсти»!
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Царство вечного холода
НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
    Дело о пропавшей капусте,
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    Чем дышит Чита
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ВЫ ПИШИТЕ НАМ
    За чистоту рядов и языка
Выпуск № 46 от 13.11.2018 г.
Великий человек в великом фильме. Часть 2
101-й годовщине Октября посвящается…
Великая Октябрьская революция свершилась, товарищи! А посему продолжаем рассказ об истории появления первого звукового революционного фильма, легендарной картины Михаила Ромма «Ленин в Октябре», которой в эти дни исполнилось 81.
Питер в Москве

    Итак, съёмки начались 17 августа 1937 года. Сдача картины должна была состояться уже 6 ноября! Чтобы не терять времени на киноэкспедиции в Петроград, мосфильмовцы построили город-колыбель Революции в... Москве. В самых больших павильонах, которые могли вместить даже девятиэтажные здания, были построены Смольный со всей его территорией, а также здания, часть петроградских улиц и т.д.
    
Опасно! Беспрецедентно! Без дублей!

    Съёмки велись невиданными и даже рискованными темпами. К примеру, все сцены с участием Ленина снимались без единого дубля. Всего один раз! Такого мировая практика художественного кинематографа не знала. Не знает и по сей день. Это был страшный риск: малейшая ошибка в освещении, в игре актёров, малейший сбой кинокамеры, звукозаписывающей аппаратуры (тогда ещё не слишком совершенной), малейший брак киноплёнки, ничтожный брак в лаборатории проявки и – всё. Картине бы пришёл конец.
    Режиссёру Михаилу Ромму, рискнувшему взять обязательство снимать фильм государственной важности в такие нереально короткие сроки, тоже хватило бы неприятностей на всю жизнь. Но Ромм верил в удачу и в свою команду и продолжал творить.
    
Министр – актёр и «контра»

    Для съёмок важной сцены (заседания Временного правительства) Ромм долго и внимательно осматривал актёров, приглашённых для этой работы. Всё вроде удовлетворяло режиссёра, пока его взгляд не натолкнулся на кого-то мужчину с огромной бородой. Ещё во время предсъёмочной подготовки сцены этого дядечку мосфильмовцы окрестили Черномором. Ромм, впервые его увидев, раздражённо прорычал: «Какого чёрта вы приклеили сюда это помело?!» Черномор спокойно и обстоятельно пояснил, что борода настоящая, не приклеенная. Режиссёр проверил. Черномор боднул головой – оказалось, правда – борода настоящая.
    Через несколько минут возник вопрос, сколько понадобится адъютантов для Керенского, и какие он носил ордена. «Не носил он никаких орденов... – вдруг подал голос кто-то из актёров «временного правительства», – Александр Фёдорович носил только свой университетский значок, а адъютантов у него было два». Оказалось, это говорит Черномор. Режиссёр удивился: «А вы-то откуда знаете?» И тут выяснилось, что актёр Черномор – бывший министр Временного правительства Малянтович! Все киношники, включая Ромма, просто обалдели...
    В конечном итоге бывший министр стал главным консультантом всех сцен, связанных с Временным правительством, и сыграл в фильме, как сейчас говорят, роль «камео», то есть самого себя. Несмотря на то, что в титрах его фамилия не значилась, абсолютное сходство актёра-министра с его прототипом было идеальным. К сожалению, судьба Малянтовича сложилась трагично. Вскоре после выхода фильма бывший министр, а ныне актёр, был узнан на экране некоторыми особо ретивыми чекистами – любителями кино, взят «на заметку», затем арестован по доносу и расстрелян.
    
«Волк» в «Октябре»

    А сейчас ещё один малоизвестный и удивительный факт – «Ленин в Октябре» стал фильмом, где впервые появился на экране будущий «голос» знаменитого волка мультика «Ну, погоди!» – великий советский актёр Анатолий Дмитриевич Папанов! В титрах фильма его фамилии не было, но именно он исполнил маленькую эпизодическую роль «суетливого юноши» в сцене «Чтение статьи Ленина в завкоме фабрики». Толе Папанову было на тот момент всего 15 лет.
    
Вредители на съёмках

    Зная о важности снимаемого фильма, на съёмочной площадке орудовали реальные вредители. Кто-то разбил очень дорогой объектив американского производства для камеры. Кем-то не единожды засвечивалась или похищалась плёнка с отснятым материалом. Кто-то разбивал лампы осветительных приборов и рубил силовые кабели. В звукозаписывающее оборудование однажды вылили машинное масло. Дошло до того, что однажды в павильоне неизвестный подпилил стойку тяжёлой осветительной установки весом свыше полутора центнеров, расположенной над местом, где отдыхали Михил Ромм и актёр Борис Щукин. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.
    
Фильм за 82 дня

    Днём 6 ноября 1937 картина «Ленин в Октябре» была полностью готова «под ключ». Рекорд в быстроте создания полнометражного фильма – 2 месяца и 20 дней (от подготовки, первого съёмочного дня до монтажа и озвучания) – до сих пор никем не превзойдён! За 82 дня! Группа и режиссёр работали на износ, порой круглосуточно. Вечером того же 6 октября картину смотрел её «куратор» – Иосиф Сталин. Фильм ему почти понравился. Впрочем, это «почти» аукнулось режиссёру Ромму уже через 72 часа.
    
Сталин недоволен «Сталиным»

    Актёр Семён Гольдштаб (см. заставку-иллюстрацию) живому «прототипу» поглянулся не особо – уж больно будущий глава страны был простоват и скромен, да и фамилия актёра была слишком «специфической». Фамилию Гольдштаба убрали из титров, а во второй части ленинианы – «Ленин в 1918 году» – роль Сталина исполнял Михаил Геловани, ставший впоследствии «вечным» кино-Сталиным.
    Новая картина «Ленин в Октябре» была показана с большим успехом в день 20-летия Революции – 7 ноября, в зале Большого театра. Лента была встречена с восторгом первыми зрителями, треть которых были участниками тех великих событий. Тем более на экране был энергичный, деятельный и главное – живой, любимый вождь!
    Далее произошло непонятное – фильм был... снят с проката через два дня по личному распоряжению Сталина.
    
Сталин предлагает – Ромм падает

    Иосиф Виссарионович вызвал в кабинет режиссёра фильма. Ромм явился, едва держась на ногах от волнения и, чего там, страха. «Товарищ Ромм, я тут посмотрел ваш фильм ещё два раза... Понимаю, спешка. Желание показать советским людям нашу революцию в её юбилей... – Сталин внимательно посмотрел в глаза бледному режиссёру. – Предлагаю доделать картину в добавочные 20 дней – доснять штурм Зимнего дворца и арест Временного правительства... Эти сцены, я думаю, украсят фильм и сделают его более правдивым в историческом плане и в плане зрелищности...» Последние слова Михаил Ромм не расслышал, поскольку в первый и в последний раз режиссёр от нервного напряжения и усталости упал в обморок....
    
«Цирк» в Зимнем 

    10 ноября «Мосфильм» гудел, словно растревоженный улей. По коридорам носились художники, костюмеры, декораторы, реквизиторы, грузчики, рабочие съёмочных площадок... В самом большом павильоне срочно строился Зимний дворец. В натуральную величину! В других павильонах сооружались интерьеры дворца. В ход сооружения декораций пошёл взятый из других фильмов мосфильмовский реквизит. Помните, как в фильме «Ленин в Октябре» рабочие, матросы и солдаты, штурмующие Зимний, бегут по огромной лестнице? Так вот эта самая лестница фигурировала и в другом фильме – картине Г. Александрова «Цирк» (сцена, где герой в исполнении актёра Столярова, приземлившись после «полёта в стратосферу», «поджигает» электрическим «факелом» эту лестницу, и она начинает сиять волнами света).
    Полная трёхэтажная декорация Зимнего дворца была возведена всего за две недели. Перед «Зимним» были установлены арки Генерального штаба, Александровская колонна и настоящая, выкованная на одном из московских металлургических заводов, чугунная решётка с воротами, способными выдерживать вес почти полусотни человек.
    Нижнее пространство перед «Зимним» было вымощено брусчаткой размером более половины квадратного километра.
    
«Ленин в Октябре» – документальный?!

    Картина была доснята в срок и 1 декабря, отпечатанная в 900 копиях, начала своё победное шествие по всей стране. Новый фильм теперь уже знаменитого режиссёра Михаила Ромма был также закуплен десятками стран.
    У зрителей и кинематографистов вызывало восторг не только художественное, но и техническое качество фильма – особый реализм съёмок. В конечном итоге сцена со штурмом сотен матросов, солдат, рабочих сначала дворцовой площади, затем решётчатых ворот, за которыми Зимний дворец, многими была воспринята как… документальная! Некоторые кинодеятели в дальнем зарубежье того времени начали говорить о том, что художественный фильм Ромма больше, чем наполовину – документальный!
    В целом ряде зарубежных (и даже некоторых советских и российских) историко-документальных фильмов, где упоминается Октябрьская революция 1917-го, авторы используют для иллюстрации «хронику», взятую из фильма «Ленин в Октябре».
    В 1941 году режиссёр М. Ромм за свою картину получил Сталинскую премию I степени (размер премии – 100 000 рублей). Исполнитель главной роли В.И. Ленина актёр Б. Щукин также стал обладателем этой премии (посмертно).
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования