Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    С новым клубом!
ДОСЛОВНО
    Все проблемы – это задачи
АКТУАЛЬНО
    Об удобствах в сельских школах
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Педофилам – смертную казнь
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Большие заботы маленького хозяйства
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Всегда в «десятке»!
    Рецепт счастья на меду
ЗНАЙ НАШИХ!
    Песня стала моей жизнью
ДАТА
    История делается сегодня
ТелеМАНИЯ
    Самые весёлые ребята СССР. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Стукачи
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дождалась
ВЫХОД В СВЕТ
    С песнями и плясками
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Через годы, через расстояния!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    С заботой о людях
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ИТОГИ ГОДА
    Плодотворный шахтёрский год
Выпуск № 50 от 11.12.2018 г.
Самые весёлые ребята СССР. Часть 2
Сегодня мы продолжаем рассказ об истории появления великой комедийной и музыкальной легенды отечественного кинематографа, картины, проверенной временем и многими поколениями советских, российских и зарубежных зрителей. В «Телемании» весёло-лирический, эксцентрично-комический шедевр Григория Александрова «Весёлые ребята»!
Весёлая команда

    Как известно, после утверждения сценария и запуска фильма в производство одной из первых задач для режиссёра становится выбор актёров для съёмок картины. Перед Григорием Александровым такой задачи не стояло, а всё от того, что все роли были распределены ещё во время написания сценария «Джаз-комедии» (будем называть её так, пока не придёт время, когда она «превратится» в «Весёлых ребят». – Прим. авт.). Пастухом и затем руководителем джаз-банды «Дружба», Костей Потехиным стал, естественно, Леонид Утёсов, хотя, честно говоря, ликом он мало был похож на командира отряда крупного и мелкого рогатого скота.
    Вторая главная роль – домработницы Анюты – была написана под дебютантку в первой советской звуковой музыкальной комедии, 32-летнюю актрису Любовь Орлову.
    На другие роли сценаристы В. Масс, Н. Эрдман и сам Александров прописали не менее колоритных, но уже известных артистов тех лет: Марину Стрелкову (Елена, дитя торгсина), Елену Тяпкину (мама), комика Фёдора Курихина («водила» катафалка). А представлять всемирно известного дирижёра из Парагвая  Косту Фраскини поручили... режиссёру московского цирка Арнольду Арнольду (вот такие «зеркальные» имя и фамилия были у знаменитого постановщика цирковых программ, с которым, кстати, довелось долгое время работать другому знаменитому актёру цирка и кино Ю. Никулину. – Прим. авт.)
    
Подножная «вилла» лейб-медика

    В начале июня 1934 года съёмочная группа первой музыкальной советской кинокомедии выехала на Чёрное море – в Гагры. Одними из главных и самых смешных частей «Джаз-комедии» были сцены с вечеринкой в пансионе «для неорганизованных курортников» «Чёрный лебедь», куда музыкальный пастух Костя привёл с собой верных мычаще-блеюще-хрюкающих «соратников» (точнее, они сами увязались за любимым главнокомандующим). Зрители и спустя более чем восемь десятилетий хохочут над тем «шоу», что устроили рогатые и нетрезвые животины в обществе отдыхающих «утончённых» эстетов-ценителей «заграничной» музыки.
    Для киношников во главе с Александровым это были очень трудные деньки. В начале пришлось искать подходящее строение с роскошным фасадом и соответствующими помещениями, которое могло изображать фешенебельный пансионат. Финансов на строительство полномасштабной декорации предусмотрено не было.
    «Ищите на месте что-нибудь «подножное», – посоветовал режиссёру директор фильма И. Зайонц. И Александров это «подножное» нашёл – неподалёку от гостиницы «Гагрипш», где поселилась съёмочная группа, горделиво сияя белизной, стояла роскошная двухэтажная «вилла» с прекрасным подъездом, лестницей и фасадом с большими окнами. «Вилла», как нельзя лучше подходящая для съёмок, оказалось персональной дачей профессора Сергея Петровича Фёдорова, в прошлом лейб-медика царской фамилии (кстати, именно Фёдоров первый в мире осуществил переливание крови)!
    
Скотские гонки и ужас итальянца

    Само медицинское светило находилось в это время в Москве, и киношники решили обратиться к итальянцу-смотрителю этой роскошной персональной дачи. Справедливо полагая, что в таком прекрасном месте можно снимать исключительно романтические, любовно-лирические сцены, ничего не подозревающий итальянец дал добро. Он устроился на балконе и стал благосклонно наблюдать, как столичные кинематографисты готовятся к съёмкам, как величественно восседает в кресле в модной импортной голубой рубашке, мексиканских штанах и тропическом шлеме (всю эту шикарную экипировку Александров приобрёл ещё во время командировки по США) нездешнего, «заграничного» вида импозантный режиссёр... Но вот раздалась команда «Мотор!», громко щёлкнула тогда ещё экзотическая для кино хлопушка (применяется, кроме обозначения номеров кадров и дублей, при монтаже, для синхронизации изображения и звука), и под дикие крики нанятых местных ассистентов-абхазцев на роскошные лестницы... ломанулось озверевшее бесчинствующее стадо коров! Сметая всё на своём пути, руша ступеньки, бодаясь, выдёргивая с корнем банановые деревья и оставляя по пути «фирменные» дымящиеся дискообразные пахучие «объекты», скотина устремилась вверх. Обалдевший итальянец в состоянии глубокого психологического шока от зрелища принялся дико вопить нечто на своём родимом итальянском, и, видимо, не совсем печатное. Да разве настоящих киношников это может остановить? Четыре часа продолжалась съёмка, четыре часа исходил воплями итальянец, четыре часа невозмутимо улыбался ему импозантно «заграничный» Григорий Васильевич.
    
Рогатые актёры и спятившие «зелёные»

    Как известно, наиболее сложные «предметы» для съёмок в кино – это дети и животные. Если с первыми ещё как-то можно договориться, то со вторыми, тем более с малоинтеллектуальными представителями крупного и не очень рогатого скота...
    Команде Александрова приходилось идти на разные хитрости. К примеру, что бы заставить дружно мчаться вверх по лестнице дачи разномастное стадо в вышеописанном эпизоде, животин с вечера прошлого дня не поили, и утром не поили, и в полдень... А жара в те дни стояла нешуточная. Перед съёмкой стаду показали несколько корыт, наполненных свежей водой, и быстро утащили эти восхитительные ёмкости наверх, к финишной точке сцены. Там же стоял пастух Костя Потехин – Утёсов. Начали снимать. Едва он заиграл на дудочке, как стадо с диким энтузиазмом по понятной причине ринулось наверх – к корытам. Утёсов едва успел увернуться от жаждущих.
    Вообще, надо сказать, во время съёмок «Джаз-комедии» современные представители «зелёных», наверное, рехнулис бы, увидев, как работала группа Александрова с животинами (впрочем, тогда во всём мире киношники не церемонились с рогатой скотиной в кадре): две коровы свалились от жары в обморок, другая от жаркого морока сверзилась с высокого откоса и грохнулась на дорогу, чем смертельно перепугала дамочек-отдыхающих, возвращавшихся с пляжа. Впрочем, после водопоя, кормёжки и отдыха мычащие «актрисы» были вновь готовы ринуться в кинобой. Но впереди «творческую» скотину ждало то, от чего «зелёные» бы XXI века точно угодили в психушку...
    
Как банкет скотский снимали

    Как мы помним, одной из самых запоминающихся и необычайно смешных сцен в фильме является пьяный дебош подопечных пастуха Кости в банкетном зале пансионата. Как же снять с ног и с копыт сшибающее алкогольное бесчинство? Задача была не из лёгких и, прямо сказать, в мировой кинопрактике беспрецедентной, но Александров всё же решил рискнуть... Киношники, не заморачиваясь, решили применить самое действенное средство. Алкоголь... Настоящий! Так, поросёнку предложили тарелку с хорошим коньяком. Свин моментально вошёл во вкус и «нахрюкался» с первого же дубля, а затем пошёл шататься по столу в пьяном угаре, сбивая посуду. Уже за кадром он принялся «наезжать» на всю съёмочную группу, которая смеялась над ним и явно его «не уважала».
    Тем временем съёмка продолжилась, и трезвые «коллеги» свина – козы, овцы и кое-кто из коров – с большим удовольствием закусывали... мебелью банкетного зала! Скотина уплетала деревянные стулья, надкусывала буфет и т.д. Как этого добились? Нет, никто животинок голодом не морил, просто мастера-бутафоры сделали мебель из... макарон, вермишели, соломы и покрыли тёмными пищевыми красителями. Мимо такой «деревянной» вкуснятины ни одна скотинка просто не смогла бы пройти…
    
    А теперь: «Стоп, мотор!» Перерыв! В следующей «Телемании» продолжение истории легендарной комедии Г. Александрова, а также и о том: как Чемберлен ведро водки выпил и бесчинства против киношников чинил. Десять дней весёлого мордобоя. Гипнотизёр против рогато-мычащего. Весёлые ребята из... Мексики, или «Советикос скандалис аморалес». Фотообида Утёсова. Соски в помаде, или Секретно-эротично-скандально удалённая сцена. «Буревестник» и Хозяин – в помощь! Премьера, атака критиков и полный триумф! Три вида «Весёлых ребят» (открываем тайну) и т.д.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования