Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Под лежачий камень вода не течёт
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Гармония жизни профессора Виноградова
НА ТЕМУ ДНЯ
    На огонь лесов не напасёшься
ЗДОРОВЬЕ
    Год работы нового отделения
    Травяная аптека
И Я ТАМ БЫЛ...
    «Семейный калейдоскоп»
ТВОИ ЛЮДИ, ЗАБАЙКАЛЬЕ!
    Такая короткая долгая жизнь
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ
    Время рекордов
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Неизвестная война
    Мой дед – казак станицы Дурулгуевской
ТелеМАНИЯ
    Аз есмь царь!
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Легенды о зубастой
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Забайкальский йети
ВЫХОД В СВЕТ
    «Celebrity шоу» и «Голос. Дети» в Чите
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    С юбилеем талантливого земляка!
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Так в чём же истина?
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Снимайте маски, открывайте себя!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Награды для защитников Отечества
ФАЗЕНДА
    Что в Масленицу едали?
Выпуск № 11 от 12.03.2019 г.
Аз есмь царь!
Великая киноистория: грозный правитель грозного времени
Величайшая историческая личность и главный герой одноимённого мирового киношедевра созданного советским гением – режиссёром Сергеем Эйзенштейном сотоварищи, работа над которым началась 80 лет назад. А посему сегодня самое время поведать об истории создания масштабной исторической картины «Иван Грозный».
Царь молчащий, грозный, шутейный, рисованный

    XVI век. Раздробленная страна. Хозяин и властелин «третьего Рима», государства русского, первый царь всея Руси и великий князь московский всея Руси Иван Васильевич по прозвищу Грозный воссоединил великую державу силой могучей воли, разума и мощью воинов-опричников. Несмотря на угрозу быть отлучённым от церкви, жестоко расправился с предателями, стоявшими у власти. Даже с ближайшими, но опасными родственниками. Установил порядок твёрдого единоначалия. Вернул Отечеству исконно русские города. Расширил границы до Дальнего Востока. Заставил кичливую Европу склонить голову.
    О Руси XVI века и «человеке столетия» Иване IV написано великое множество литературы: научной и художественной, создано немало сюжетов в живописи и музыке. Вполне естественно, что русский кинематограф не мог обойти темы жития величайшего из царей мира.
    Самый первый фильм об Иване IV появился 110 лет назад. Это короткометражная картина режиссёра Василия Гончарова «Смерть Иоанна Грозного» (1909). В общей сложности к личности Ивана IV только отечественные кинематографисты обращались более трёх десятков раз, включая и последнюю, наиболее крупную работу – картину Павла Лунгина «Царь» от 2009 года, а также сериал «Борис Годунов» от 2018 года. Спектр жанров фильмов, где фигурировал образ Ивана Грозного, достаточно широк: от классической исторической драмы до комедии («Иван Васильевич меняет профессию») и даже... мультипликации (к примеру, рисованные эпизоды в фильме Э. Рязанова «Зигзаг удачи»).
    
Режиссёр back in USSR, Сталин и его учитель

    Личность Ивана Грозного многие годы интересовала и привлекала известного не только у себя на родине, в СССР, но и в Европе и за океаном режиссёра Сергея Эйзенштейна, прославившегося в своё время, прежде всего, своим первым шедевром – лентой «Броненосец «Потёмкин» (1925).
    После восьмилетнего творческого простоя, вызванного поездкой в 1930 году в США и последующей попыткой остаться работать в Голливуде, создание картин на историко-патриотические темы стало единственной для Сергея Михайловича возможностью вернуться в большой кинематограф родной страны. После ошеломительного успеха накануне Второй мировой войны картины «Александр Невский» (1938) Эйзенштейн понял, что находится на верном пути. В 1939 году вдохновлённый поддержкой высокого руководства в лице генсека Иосифа Виссарионовича Сталина, почитавшего Ивана IV и считавшего его своим историческим учителем, Эйзенштейн засел за сценарий.
    
Летописный сценарий

    С января 1941 года режиссёр и драматург тщательно изучал летописи, исторические труды об Иване Грозном и фольклор тех далёких лет. За основу сюжета фильма была взята история объединения Руси и укрепления единовластия в Московском государстве при Иване Грозном.
    Ныне мало кому из зрителей известно, что шедевр «Иван Грозный» задумывался Эйзенштейном как трилогия.
    В первой части говорилось о раннем периоде правления Ивана Грозного – первые тринадцать лет. Это время охватывало юность Ивана, венчание на царство, Казанский поход, смерть жены Анастасии и завершалось крестным ходом к Александровской слободе, куда, покинув царство, удалился Иван.
    Во второй части под названием «Боярский заговор» изображался период 1560–1569 годов – время появления опричников и наиболее драматический эпизод борьбы Ивана Грозного с боярами, организовавшими, по версии автора сценария, заговор с целью убить царя.
    Третья, заключительная часть исторического кинополотна, рассказывала о... Впрочем, о третьем фильме и его загадке мы поговорим чуть позже.
    
Невский, Иван IV и... итальянец

    Основной костяк творческой команды проекта «Иван Грозный» опытный Эйзенштейн сохранил тот же, что и при работе над «Александром Невским». На роль Ивана IV пригласил почти без проб Николая Черкасова. Поскольку в картине предполагалось показать царя в разные периоды его жизни, от молодости до смерти, художник-гримёр группы Василий Горюнов приготовил более десяти возрастных гримов для актёра.
    Что же касалось «документальной» внешности великого царя, то сколь-нибудь подходящих изображений Ивана IV, сделанных русскими живописцами при жизни царя, не сохранилось. Эйзенштейн поступил просто и гениально: дал полную свободу Горюнову, а сам начал создавать визуальный образ Ивана, облик и движения – по картинам итальянского монаха-художника Алессандро Маньяско, писавшего русского царя в своих творениях XVII века. Разработка визуального образа Ивана IV велась многие месяцы.
    
«Смерды, на колени!.. Аз есмь царь!»

    О высочайшем мастерстве художников и гримёров, как и о мастерстве актёра, выбранного на главную роль, говорит такой пример: за несколько минут до первой пробной съёмки Николай Черкасов, проведя два часа в гримёрной, появился на съёмочной площадке. В полном царском облачении и с жезлом-посохом в руке. Суета, шум, разговоры – всё вдруг разом оборвалось. Актёр медленно окинул тяжёлым, властным взором остолбеневших и онемевших многочисленных членов съёмочной группы. «Аль не зрите, кто пред вами? – Черкасов нахмурил брови и тихим, страшным голосом молвил сквозь зубы. – На колени, смерды… На колени!» Затем вместе с ударом об пол посоха, словно выстрел из пушки, загремело гневное, оглушительное и повелительное: «Аз есмь царь!» Несколько киношников… повалились на колени. Удовлетворённый увиденным Иван Грозный далее молвил: «Товарищи, папироски ни у кого не найдётся?» Только спустя секунд десять группа пришла в себя. Хохот стоял страшный... Особенно веселились коленопреклонённые.
    
Кастинг «по-царски»

    Сценарий был закончен в апреле 1941 года. Руководство «Мосфильма», видя в новом проекте ещё одну, после «Невского», возможность подогреть в людях чувство патриотизма, в самые короткие сроки утвердило сценарий и дало добро на запуск картины. Всего за неделю был утверждён и основной актёрский состав, куда вошли, помимо Черкасова, звёзды советского кино: Михаил Жаров (Малюта Скуратов), Серафима Бирман (Ефросинья Старицкая, тётка царя), Людмила Целиковская (царица Анастасия), Андрей Абрикосов (боярин Колычев, в дальнейшем – митрополит московский Филипп) и т.д.
    Любопытно, что в небольшой роли опричника впервые на большом экране появился совсем молодой Георгий Вицин!
    
«Мосфильм» в «ссылке», или ДК для царя

    Съёмки должны были начаться в августе 1941 года. Вполне понятно, почему это не произошло – вероломная Германия вторглась на территорию СССР. Являясь идеологически важным объектом, советский киногигант «Мосфильм» вынужден был перенести свою деятельность в тыл, на восток. В столице Казахстана Алма-Ате на базе республиканской студии была временно основана ЦОКС (Центральная объединённая киностудия художественных фильмов). Лишь с 1 февраля 1943-го, то есть после почти двухлетнего перерыва, Эйзенштейн смог начать съёмки своего будущего шедевра.
    Правительство Казахской ССР предоставило группе «Иван Грозный» недавно отстроенный в столице Дом культуры, зрительный зал и сцена которого служили кинопавильоном. Киношники были обеспечены всем необходимым для создания монументальной картины в двух сериях. И если с натурными съёмками особых проблем не было, то с павильонными...
    
Киноголь на выдумки хитра (за фасадом роскоши)

    Группе почти всё время приходилось работать исключительно ночью, поскольку днём электроэнергия шла на нужды эвакуированных заводов, работавших для фронта. Также возникли сложности со строительством декораций. Белокаменные царские палаты, роскошные королевские дворцы... Лёгкого дешёвого пластика, как и вакуум-формовочных машин, изготавливающих из него детали декораций, тогда не было и в помине. Для щитовой основы декорационной постройки – фундуса – использовалась фанера. Художник-постановщик картины Иосиф Шпигель был просто в шоке – на местной студии не оказалось даже фанеры! Сроки работы над фильмом были жёстко регламентированы. Что делать? Из чего строить интерьеры? Выкрутиться помогла смекалка Эйзенштейна. В Казахстане повсеместно растёт крупный кустарник – чий. Местные жители плетут из него маты, которые кладут на пол под кошмы. Режиссёр предложил набить на деревянные брусья вместо фанерного фундуса маты из чия, а потом просто заштукатурить. Результат превзошёл все ожидания: во время проката готового фильма за рубежом иностранные зрители, в первую очередь, киношники из Голливуда, никак не могли понять, как при, мягко говоря, скромных финансовых и технических возможностях военного времени Эйзенштейн и его коллеги смогли создать великолепные по красоте и реальности декорации соборов, царских палат и королевских дворцов…
    
    Тиран на съёмочной площадке: «С бездарями не работаю!» Вторая часть «Грозного»: ложь и фальшивка? Мыслящий «комиксами». Многотысячный триумф гения. Этот опасный дьявольский цвет. Гнев Сталина, опричники и ку-клукс-клан. Смертельный сиквел. Загадка третьей части. Великое и жестокое противостояние... Об этом – во второй части истории рождения мирового киношедевра С. Эйзенштейна и его соратников.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования