Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Писателю Кузакову посвящается
ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ!
    Обратный адрес: война
    Кавалер ордена Александра Невского
    Рядовой Федосеев
    И помнит Брянщина бойца-бурята…
    Разведчик Наум Гершенович
    История одной фотографии
1941-1945
    Чем дальше от войны, тем память всё сильней
    «Ура! Победа!»
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Рыбный дефицит
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Таёжный домовой
ВЫХОД В СВЕТ
    Весенний бум
6 МАЯ – ДЕНЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
    Рядовой пехотного полка
ВЫ ПИШИТЕ НАМ
    «А я хочу сказать о муже…»
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    IRON-party: Песнь огня и металла
МНЕНИЕ
    Япония рассуждает
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ РАДИО
    Давайте удивляться чудесам
ФАЗЕНДА
    Очень приятно, иссоп
НАША ГОРДОСТЬ
    Жизнь прожить – не поле перейти
ТелеМАНИЯ
    Война на экране: киносекреты и тайны
Выпуск № 19 от 07.05.2019 г.
Война на экране: киносекреты и тайны
Сегодня, в преддверии знаменательной и героической праздничной даты – 9 мая – Дня Победы, с наступлением которой я вас поздравляю, уважаемые друзья, мы продолжаем разговор об истории железных «артистов» отечественных кинолент – военной технике, а также секретах трюковых и комбинированных съёмок боёв Великой Отечественной. Сегодня – о самых горячих, смертоносных и взрывных «парнях».
Продолжение. Начало в №18

О «бабахнутых актёрах»

    Если проблема с танками (нашими и вражескими) в советском кинематографе была с блеском решена, то с орудиями, прежде всего, трофейными, ситуация, начиная ещё с 60-х годов, и по сей день остаётся сложной. Причина: большинство настоящих немецких орудий вскоре после войны были отправлены на переплавку, единицы, что остались для съёмок фильмов, вскоре пришли в негодность, другие «разбрелись» по музеям и мемориалам. Поэтому в кино нередко можно видеть советские пушки с «немецкими» расчётами.
    Надо заметить, что не всякое «игровое» орудие способно выдержать даже ослабленный заряд холостого выстрела. Поэтому стреляют в кино чаще всего при помощи пиротехнических патронов, соединённых с электрическим запалом и заряженных бездымным порохом. Стрельба такими патронами ведётся при съёмках кадров с крупными (до трёх метров) и средними планами (до 10–15 м), а также сцен, снимаемых в темноте. Однако в ясную погоду, особенно зимой на фоне снега, стрельба холостыми с бездымным порохом не даёт нужного зрительного эффекта: едва видимая вспышка, бабах и... всё. В этих случаях бездымный порох заменяют дымным или смесью магния с азотнокислым барием.
    Другая проблема киношных пушек – маломощные заряды не откатывают ствол назад, не подбрасывают орудие при выстреле. Здесь киноспецы-оружейники-пиротехники идут на различные ухищрения. Так, полную иллюзию боевого выстрела с отдачей можно добиться, залив в гаубичный ствол ведро воды. Но так способны «стрелять» орудия калибром свыше 122 мм. В остальных случаях приходится пользоваться устаревшими, но действующими орудиями послевоенного производства, максимально «гримируя» их под закопчённые, с вмятинами, царапинами, если надо, то и с пробоинами, фронтовые.
    Результат «творчества» орудийно-миномётных и авиабомбовых «актёров» – поражающие кинозрителя взрывы различной мощности на местах сражений. Это сегодня российские кинематографисты нередко прибегают к относительно недорогой и абсолютно безопасной компьютерной графике. Вспомните, к примеру, помимо «небольших» настоящих гигантский «цифровой» взрыв немецкой тонной авиабомбы на территории Брестской крепости в одноимённой картине А. Котта. А в золотую эпоху советского военного кино, скорее всего, рванули бы настоящий боеприпас, максимально соблюдая, конечно, технику безопасности.
    
Что в кадре взрывается?

    Для этой цели пиротехники изготавливали специальные заряды, оболочкой которых служил хлопчатобумажный или хлорвиниловый мешок. В мешок помещали взрывчатое вещество: дымный порох, аммонит, аммонал, динамон, тротил. Готовый фугасный заряд укладывали в заранее вырытую воронку. Концы электрозапала соединялись с проводами, идущими к пульту управления. Затем заряд засыпался просеянным, хорошо пылящим земляным грунтом, а если надо, то и прессованным снегом или комьями грязи и глины. В нужный момент взрыв в кадре «расцветал» во всей «красе».
    Лидерами по количеству взрывов в кино можно по праву считать фильмы «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину». В последнем было израсходовано пять тонн тротила (для сравнения: чтобы взорвать машину, достаточно всего двухсот граммов)! Однако чемпионом во взрывном киноделе является попавшая в книгу рекордов Гиннеса эпопея «Освобождение». В масштабной киновойне Ю. Озерова было задействовано в общей сложности свыше 20 тонн взрывчатки!
    В военных фильмах нередко приходится видеть, как люди подрываются на минах: на месте взрыва от поверхности земли отрывается клуб рассеянного дыма и пыли, в воздух летят земляные комья, а у основания взрыва вспыхивает пламя. Для имитации такого эффекта применяется смесь порохового заряда и аммонала с магнием и бертолетовой солью – именно последние дают вспышку и огонь.
    
«Актёры» мелкого калибра

    Говоря о киносмертоносных «актёрах», нельзя не упомянуть о «массовке», которая сопровождает каждый военный фильм: пулемётах, винтовках, автоматах, пистолетах.
    Чаще всего стрелковое оружие являлось точной имитацией настоящего и, если требовалось, могло стрелять. Впрочем, советские кинематографисты нередко пользовались и вполне боеспособным оружием, которым щедро и безвозмездно их снабжало Министерство обороны СССР. В таких случаях приходилось оформлять ряд специальных разрешительных документов.
    Копии личного стрелкового оружия могли быть не только металлическими, но и деревянными и даже... резиновыми, а затем и пластиковыми.
    
Когда пуля – не дура…

    Стрельба во время съёмок, как правило, ведётся холостыми патронами. Исключением можно назвать, вероятно, единственный фильм в мире, где по актёру, вернее, по актрисе Елене Кузьминой, стреляли... настоящими пулями! Это было в картине Михаила Ромма о советских военных разведчиках «Секретная миссия» (1950). Поскольку технические возможности цеха комбинированных съёмок студии не давали нужного «пулевого эффекта», а время, отпущенное на производство фильма, поджимало, режиссёр пригласил на съёмки снайпера-фронтовика. Кузьмина дала соответствующую подписку, и вскоре настоящие пули засвистали вокруг мужественной актрисы, «мчащейся» в декорации автомобиля «Опель». Снайпер стрелял так метко, что когда шесть пластиковых лобовых стёкол авто после съёмок шести опаснейших дублей сложили вместе, пулевые отверстия сошлись один к одному. Об этой уникальной сцене в «Секретной миссии» стоит как-нибудь при случае рассказать особо.
    
… и патрон – не дурак

    Модели автоматов, винтовок, пистолетов стреляют небольшими пиротехническими патронами. По ходу сюжета фильма может завязаться ближний бой, и тогда актёрам нередко приходится стрелять в упор. В таких случаях заряд патрона уменьшают и порох заменяют пороховой мякотью в количестве 0,5–1 г. При этом часть тела актёра, на которую направляется ствол оружия, защищается спрятанным под одеждой толстым куском кожи, резины или пластинкой из жести.
    В сценах с «обычным» попаданием пули в тело используются пиротехнические имитаторы (их киношники называют «посадками»), установленные на специально подготовленные на теле броневые пластинки с резервуарами, заполненными веществом, похожим на кровь. В зависимости от видов оружия (пистолет, пушка, крупнокалиберная винтовка или картечь) используются разные по площади посадки.
    
Водяные, прыгающие…

    Все видели не раз, как в фильмах пули молотят по поверхности воды. Чтобы создать такой эффект, используют электродетонаторы в бумажных гильзах, пропитанных парафином, которые затем погружают на необходимую глубину и в нужный момент «стреляют» при помощи системы тонких проводов. Эффект удара пули об воду идеален, и зритель даже не догадывается, что шарахнуло на самом деле под её поверхностью.
    При съёмке крупных планов детонаторы «бьют» с глубины 30–35 см, общих – с 15–20.
    
…и трассирующие

    Одними из эффектных сцен кинобоя смотрятся те, где огненными полосами вспарывают пространство трассирующие пули. Съёмка таких пуль производится на войсковых стрельбищах с использованием для этого крупнокалиберных пулемётов, ведущих огонь боевыми патронами. Этот же эффект может имитироваться с помощью световой конструкции в павильоне, как правило, в ночных сценах.
    А теперь с поля боя – в воздух!..
    В третьей части нашего рассказа – о комбинированных, трюковых съёмках в фильмах о войне и о тайнах работы крылатых «актёров».
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования