Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Доронинскому – 310!
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Я – за преемственность
СРОЧНО В НОМЕР
    Народ или деньги?
НАШЕ ДЕЛО
    Когда детки малые, а проблемы большие
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
    За что обидели тружеников?
К СЛОВУ
    Как живётся сельскому пенсионеру Китая?
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Здравствуй, «Земля»!
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Нижняя Шахтама. Ганибесовы
ТелеМАНИЯ
    Главная кинобабушка
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дом священника и мальчик в серой рубашке
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Поймал? Отпусти!
ВЫХОД В СВЕТ
    Спорт и пешие прогулки
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Младшая сестра
ЗНАЙ НАШИХ!
    Артисты и баянисты Новотроицка
ДАТА
    Пять десятков вёсен, пять десятков зим…
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЗДОРОВЬЕ
    «Деревянный» курорт
ФАЗЕНДА
    Картофельные секреты внимательного огородника
Выпуск № 28 от 09.07.2019 г.
Главная кинобабушка
«Когда я был маленьким, то у меня тоже была бабушка...» –  ностальгически, патетически и драматически восклицал один из главных героев фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Но кроме двух родных бабушек у каждого советского ребёнка, рождённого в середине 1960-х и 1970-х, была и... третья! Не менее близкая и родная, живущая всегда рядом – на экране. Ей и её многочисленным персонажам можно было доверить все наши детские тайны, повеселиться и даже как следует пошалить. Недавно, в июне, самой главной кинобабушке СССР, чаще весёлой, реже строгой, но всем родной Татьяне Ивановне Пельтцер исполнилось бы 115 юбилейных лет.
Дело было при царе
 
    115 лет назад, а именно 6 июня 1904 года, Москву огласило классическое «у-ааа» – в мир пришла великая будущая кинобабушка «всех времён и народов». Однако страна этого поначалу как-то не заметила. Как впрочем и семейство русского режиссёра и актёра с немецкими корнями Ивана Романовича Пельтцера, где встретили крохотную девчушку и по вполне понятным причинам бабушку-старушку в ней не увидели. Нарекли малышку Танечкой. 
    О самых юных годах будущей звезды отечественного кино известно не слишком много. Разве только то, что отец Иван Романович, сам ставивший театральные драмы и снимавшийся в дальнейшем в фильмах («Белеет парус одинокий» (1937), «Медведь» (1938), «Большая жизнь» (1939)), с младых ногтей приобщил дочку к искусству. 
    
Как Таня была (с успехом)... Серёжей

    Уже в девять лет Танечка Пельтцер в роли Авдия была занята в спектакле «Камо грядеше». А за работу в следующей постановке – «Дворянское гнездо» – она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет Таня играла Серёжу Каренина с таким надрывом, что впечатлительных зрительниц-дам выносили из зала без чувств – так на них действовала сцена прощания Анны с сыном. Все спектакли ставил Иван Романович Пельтцер. Он стал для дочери первым и единственным учителем. А творческими университетами служили подмостки провинциальных сцен от Киева до Нахичевани. 
    
Театр, коммунист, Германия

    При определённых успехах творческая судьба Татьяны складывалась вовсе не так хорошо, как может показаться. В конце 1920-х она покинула театральные подмостки (как думала, навсегда), ибо познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в школе Коминтерна, и влюбилась без памяти. В 1927-м вышла замуж и в 1930-м молодые супруги выехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в компартию Германии и устроилась машинисткой в советское торговое представительство. 
    
Служебный роман и назад в СССР

    В то время в Берлине работал известнейший режиссёр Эрвин Пискатор. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова. Казалось, всё складывалось хорошо, но помешали новые чувства. Татьяна влюбилась в советского инженера, стажировавшегося в Германии. Скрыть роман было невозможно. Муж добился высылки жены обратно в СССР. 
    
Фрау Тейблер не любит Гитлера, но мужа...

    Помимо семейной драмы были ещё две причины. Первая – несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины, и вторая – к тому времени у руля Германии встал Гитлер. Речь будущего фюрера ещё до его прихода к власти фрау Тейблер-Пельтцер слышала в одной из берлинских пивных. С первой же секунды она искренне возненавидела нациста (причём в первую очередь – как мужчину).
    Прожив вместе в общей сложности четыре года, они с мужем оставались друзьями всю жизнь. Впоследствии Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, и когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у неё какое-то время. Вторая жена Ганса почему-то страшно ревновала мужа к ней, устраивала скандалы, запрещала переписываться. 
    
«Профнепригодная» Пельтцер

    Итак, вернувшись в середине 1930-х в СССР, Татьяна вновь взяла свою фамилию – Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне театр им. Моссовета). Но актрису, не имеющую абсолютно никакого профессионального театрального образования, её лишь зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там недолго, и в 1934 году её... уволили «за профнепригодность». 
    Куда было деваться 30-летней женщине без образования? Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (ныне завод им. Лихачёва). Главным конструктором на заводе был её брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: ещё учась в автодорожном институте, он был осуждён по 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года. В 1936-м брата выслали из Москвы. Татьяне Ивановне тоже пришлось уволиться. Она уехала в Ярославль и вернулась к «творческим истокам» – устроилась в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова. 
    
Управдом, молочница, банщица

    Проработав у волковцев четыре года, актриса вернулась в столицу – там открылся знаменитый Театр миниатюр, где Пельтцер вышла на сцену в замечательной компании Рины Зелёной, Натальи Нурм, Юрия Хржановского, Марии Мироновой и Александра Менакера (будущих родителей актёра Андрея Миронова). Это было весело и сложно – новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица... Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. «У них крепкие руки и доброе сердце», – говорила она. 
    
Прорыв на экран

    Пришли грозные сороковые, а вместе с ними первые пробы Татьяны Пельтцер в кинематографе. Но и в кино, как и в театре, у актрисы складывалось тоже не слишком гладко. Её дебют состоялся в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин и Фаина Раневская. Затем появилась в драме «Она защищает Родину». 
    Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» режиссёров Козинцева и Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Увы, этот фильм попал на долгие 11 лет «на полку» и вышел на экраны лишь в 1956 году, без особого успеха. А актриса, разменявшая, кстати, уже пятый десяток лет, тем временем вновь играла проходные эпизоды…
    
«Коньячная» актриса и звёздная «Свадьба» №2

    У зрителей, особенно современных, нередко бытует такой стереотип, что успешную карьеру в кино надо делать с молодости. В реальности хватает примеров, когда актёр или актриса добивается просто бешеной популярности (причём независимо от количества сыгранных ролей) в весьма зрелом возрасте: за 40, за 50 и старше. Жан Рено, «голопистолетный» Лесли Нильсен, «жандармо-инспекторо-жювный» Луи де Фюнес, «джеймсо-бондовый» сэр Шон Коннери, «баба-яговый» Георгий Милляр... Список можно продолжить ещё десятками известных имён, причём не только мужских, но и женских: Эмилия Мильтон (фрау Заурих из «17 мгновений весны»), Евгения Ханаева, Рина Зелёная, Стефания Станюта, Любовь Добржанская, Валентина Телегина, Екатерина Мазурова (бабушка Инночкина из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён») и т.д. 
    В такой ситуации даже пришлось изобрести любопытный термин – «коньячные» актёры. Почему? Да всё просто – чем больше звёзд у крепкого, благородного напитка с тонким вкусовым букетом, чем он старше, тем ценнее, лучше и, соответственно, дороже. К категории таких актёров можно с уверенностью отнести и нашу сегодняшнюю героиню.
    В 1947 году Пельтцер перешла в Московский театр сатиры, который стал на долгие годы её домом, главным театром её жизни. Она не затерялась в труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха. Играя много и увлечённо, Татьяна Ивановна, наконец, получила большую роль – Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Бориса Равенских «Свадьба с приданым», премьера которого состоялась 12 марта 1947 года (в дальнейшем постановка была показана с неизменными аншлагами 152 раза). В 1953 году режиссёром студии «Мосфильм» Татьяной Лукашевич при участии Б. Равенских спектакль был адаптирован для киноверсии, снят на плёнку и выпущен на экраны кинотеатров страны. 
    С этого момента к Татьяне Пельтцер (см. иллюстрацию-заставку – фото на «кадрике» №3) пришла первая всенародная известность. Актриса стала «коньячной» и популярной. С «выдержкой» в сорок девять лет! 
    
    «Здравствуйте, товарищ Пизнер!» Евдокия – «заслуженная» мать солдата, или Деревенская – «своя «в доску». О «наркоконфетах» и хулиганстве троллейбусном. Как Пельтцер для куража режиссёров «драконила». «Железная» кинобабушка с «чугунным» характером. Фаина и Татьяна – с «приколами по жизни». Картишки и прочие «фишки». Татьяна Ивановна – подруга... Ленина! «Я самая счастливая старуха!» Об этом и не только – в следующей нашей встрече к 115-летнему юбилею великой советской актрисы и самой главной кинобабушки СССР.
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования