Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Вы говорите, «цифра»?
1 ОКТЯБРЯ - ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА
    На душе всё те же двадцать…
С МЕСТА СОБЫТИЯ
    А в деревне – город!
И Я ТАМ БЫЛ...
    Своим трудом
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Маленькие сёла тоже жить хотят!
    В череде хороших перемен
ТелеМАНИЯ
    Теле-цифропереходу посвящается…
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Воском по кривошее
ВСЕХ КАСАЕТСЯ
    Храму – быть
ПО СЛЕДАМ ПУБЛИКАЦИИ
    «И я те звёзды видел!»
ВЫХОД В СВЕТ
    «Вайнах» и «SOTKA» приглашают
ЧАДО газета для детей и молодежи
    Информ– компот
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    Зверьё моё. И твоё!
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Это волшебное слово «вода»!
ЗДОРОВЬЕ
    Кинезитерапия в действии
ФАЗЕНДА
    Вырастил – сохрани!
КОПИЛКА ОПЫТА
    Меди чуток, азота глоток
Выпуск № 40 от 01.10.2019 г.
Теле-цифропереходу посвящается…
До того момента, когда «цифра» окончательно оккупирует все телеэкраны, победив безоговорочно капитулировавший «аналог», осталось всего 13 суток. Произойдёт это утром 14 октября. А потому накануне этого исторического события самое время повести речь о «цифре», «аналоге», ибо то и другое затрагивает интересы всякого любителя кино- и телематографа.
Синема и ТВ: вечная битва

    Кино обычное и «домашнее» (то есть телевидение) – вечные, непримиримые конкуренты и… союзники. С 1930-х годов прошлого века у плёночного чуда, живущего на скорости 24 кадра в секунду, появился опасный соперник, заключённый в громоздкие ящики с маленькими чёрно-белыми экранами, – телевидение. С этого момента началась жестокая борьба конкурентов за главный приз – зрителя.
    Кино – это большой экран, перешедший в широкий формат, буйство цвета, сменившее чёрно-белое изображение, и современный максимально реалистический, многоканальный звук.
    Телевидение – очень небольшой и даже крохотный, по сравнению с кино, экран телевизора с чёрно-белым изображением и плоским «пластмассовым» звуком. Спустя десятилетия ТВ обрело цвет, добилось стереозвучания, стало многоканальным, круглосуточным, спутниковым и даже, в борьбе за зрителя, начало производить собственное телекино.
    
Первородный ТВ-грех

    Однако, несмотря на все свои достижения, телевидение по-прежнему оставалось мелкоформатным младшим братом кинематографа. Экран телевизора, хотя и значительно увеличился, от размеров спичечного коробка в 1930-х годах до современных полутораметровых (и более) панелей, но по-прежнему страдал двумя «первородными пороками-грехами», от которых кинематограф был избавлен в принципе: проблемой чёткости изображения, его стабильности и невозможностью передать больше двух каналов звука. Чтобы проще понять суть проблемы, немного о технической стороне.
    
Анатомия ТВ

    Как известно, картинка на экране телевизора рисуется электронным лучом, испускаемым трубкой кинескопа. Этот луч – не что иное, как обычный, так называемый аналоговый радиосигнал, дополненный телевизионным кодом и отправленный с передающей телестанции или спутника-ретранслятора. Сигнал принимается домашним телеприёмником и попадает в трубку кинескопа. Его луч со скоростью света рисует горизонтальные строчки, и каждая представляет собой часть изображения. В отечественных телевизорах и ряде зарубежных аналогов таких строчек на экране было 625 (в США на 100 меньше). Вместе, прорисованные электронным лучом, они складывали полноценное изображение. В упрощённой схеме примерно так работает аналоговое телевидение, которое мы смотрели до последних лет.
    
Первородный ТВ-грех (продолжение)

    Несмотря на приемлемое качество, телевизионная картинка нередко подвергалась помехам-искажениям, с которыми сталкивался каждый из нас: изображение «кривело», двоилось, а то и троилось, покрывалось «снегом», дёргалось и т.д. Причины были самые разные: от вспышки на Солнце до работающего пылесоса и кривой комнатной антенны. Борьба с помехами, свирепая, беспощадная и, главное, почти бесполезная, была неизбежным злом, сопровождающим аналоговое ТВ.
    
Размер имеет значение!

    На протяжении всей своей истории телевидение, мечтая хоть как-то приблизиться к своему конкуренту – кинематографу, стремилось увеличить формат экранов. И увеличивало. Результаты были неутешительными – вместе с экранами увеличивались строчки и составляющие их элементы – крохотные точки, которые ныне называют пикселями. Картинка получалось настолько грубой и «страшной», что владельцев телевизоров с большими экранами нередко ждало разочарование «домашним кинотеатром» широкого формата. Похожую картину можно наблюдать, если смотреть на фотографию в газете. На расстоянии 30–50 сантиметров всё достаточно чётко, но стоит начать приближать газетный лист, как фото начинает распадаться на хаотичный набор точек.
    Не помогло и появление плазменных и жидкокристаллических экранов мониторов и телевизоров, сменивших строчки «классических» телеприёмников на миллионы точек-пикселей, которые должны были позволить выдать сверхчёткое изображение с эффектом более 1000 строк! Представьте, какой реальной могла бы быть «картинка»! Однако, телевещание, как и основная часть телевизоров у населения, оставалось аналоговым и физически не могло выдать более стандартных 625 строк, да ещё не подверженных внешним помехам.
    
«Жадный метраж»

    Ко всему прочему аналоговое телевидение, вещавшее в метровом диапазоне радиоволн, могло предложить зрителю не более 12 каналов. Остальные телестанции были вынуждены работать в так называемом дециметровом диапазоне, где телевизионный сигнал был гораздо слабее, быстро затухал и мог охватить территорию немногим более одного города, да и то не всегда.
    
Прощай, «аналог»! Да здравствует цифро-революция!

    Телевидение, казалось, достигло своего тупика. Но на пороге XXI века, с приходом компьютеров и высоких технологий, в кинематографе, а затем и на телевидении произошла самая настоящая «цифровая» революция. В 2002 году режиссёр Джордж Лукас снял первый в мире художественный фильм («Звёздные войны. Эпизод II: Атака клонов»), где вместо киноплёнки изображение кодировалось компьютером в цифровой код, а затем, после монтажа, в декодированном виде, без малейших дефектов, переводилось для проката в кинотеатрах на плёнку. Изображение было просто идеальным, почти как сама реальность.
    
Анатомия ТВ – «цифры»

    Телевидение получило не только новую технологию, но и новый, революционный цифровой формат. Принцип его отчасти напоминал киношный, только, в отличие от фильма, который демонстрируют в кинотеатре, качественное изображение без потерь требовалось доставить каждому зрителю на дом. Для этого снятое студийными и репортажными камерами изображение переводится компьютерами в цифровой код. Если надо, то монтируется. Затем изображение сжимается от 5 до 15 раз по сравнению с аналоговым и отправляется специальными передатчиками (или по кабелю) в эфир. Получение сигнала осуществляется телевизорами, оснащёнными приёмными цифровыми устройствами. Полученная информация декодируется в обратном порядке, и на экране появляется гораздо более качественное, по сравнению с аналоговым, изображение.
    
Цифро-достоинства…

    Основные достоинства цифрового телевидения – прежде всего, улучшенная «картинка», полученная на экране абсолютно без потерь. Глядя ТВ нового поколения, зритель окончательно может забыть о «снеге», смазывании, двоении картинки.
    Затем звук... Он передаётся уже не двухканальным, стереофоническим, а максимально реалистичным, пятиканальным – как в кинотеатре. Поскольку цифровой телесигнал занимает в несколько раз меньше места в эфире, то в прежнем диапазоне, где размещался всего один канал, ныне размещаются от шести (как минимум) до десяти!
    
…и цифровещатели

    Тут сразу обращаю ваше внимание, уважаемые друзья, что в России полностью являются бесплатными лишь первых два пакета каналов, или как их ещё называют, мультиплексов, куда входят федеральные вещатели или приравненные к ним.
    О первом пакете с десятком «классических» каналов всем давно известно. Во второй же (запущен в 2012 году, у нас начал работу в полном масштабе с лета 2014-го) мультиплекс, к которому часть забайкальцев (в основном горожан) уже достаточно привыкла, входят: РенТВ, Спас, СТС, Домашний, ТВ-3, Пятница, Звезда, Мир, ТНТ, МузТВ.
    Готовится к запуску по всей стране и третий мультиплекс (в Москве и населённых пунктах, расположенных в радиусе 100 км от столицы, он уже функционирует).
    За рубежом, в США, Европе и ряде «продвинутых» стран Юго-Восточной Азии, цифровое вещание начало уверенно теснить «аналог» ещё с середины 90-х годов. В России полная «телецифровизация» планирует финишировать на днях – работа аналогового вещания с 14 октября сего года полностью завершается.
    На этом бы, пожалуй, и закончить наш сегодняшний разговор о революционном кино- и телеформате, но возгласы-вопросы читателей уже слышатся заранее (особенно старшего поколения): «Как же быть с нашими старыми «нецифровыми» телевизорами? Насколько правда, что цифровое ТВ широкоформатно? Когда заработает третий мультиплекс и сколько в нём будет каналов? Изображение в цифровом телевизоре будет каким-то особенным: сверхреалистичным, сверхчётким, почти объёмным?» и т.д., и т.п. Стоп, стоп... Коли так, тогда продолжим «цифро-аналоговый» злободневный кинотелеразговор в следующей «Телемании».
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования