Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ВПЕРВЫЕ
    «Последний из могикан…»
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    О субсидиях, семенах и регионализации
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Если заглянуть в Богомягково
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Населена роботами!
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Неженская профессия
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    За рулём автохозяйств
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    Калангуй
ТелеМАНИЯ
    «Ы» и другие приключения «Операции»
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Чтобы деньги водились
ВЫХОД В СВЕТ
    Из всемирной паутины – на сцену
МЫ ЖИВЫ, ПОКА ЖИВА ПРИРОДА
    Зачем убивать умного зверя? Ты умней
    Мы с тобой одной крови
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    По первому льду
НАШИ ЛЮДИ
    Человек-оркестр
ДАТА
    Тысячи тысяч
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ВЗГЛЯД
    Русский крестьянин и деревня 1882 года
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Новоселье на Апсатском разрезе
Выпуск № 44 от 29.10.2019 г.
«Ы» и другие приключения «Операции»
55 лет назад один худой и серьёзный очкарик родом из Свободного Амурской области, окончивший ВГИК, после двух достаточно серьёзных фильмов («Долгий путь» (1956) и «Трижды воскресший» (1960)) увлёкся абсолютно несерьёзным комическо-эксцентрическо-хохмическим жанром. Очкарик решил провернуть некую невиданно-небывалую операцию в истории отечественного кинематографа над всеми зрителями СССР, а затем и десятков других стран мира. И он её провернул, да так, что «подопытные» теряли дар речи и сквозь хохот в изнеможении лишь произносили: «Ы-ы-ы-ы…»
В начале был очкарик

    На дворе стоял 1964 год. Вдохновившись определённым успехом комедии, снятой по новеллам остроумного американца О. Генри «Деловые люди», Гайдай решил снять фильм на современную тему. В те годы в советском искусстве шёл активный поиск положительного героя, и творческий молодой режиссёр тоже решил включиться в этот процесс. Hа «Мосфильме» пылилась куча сценариев про такого героя, но Гайдай выбрал тот, который принадлежал перу Мориса Слободского и Якова Костюковского и назывался чрезвычайно заманчиво для режиссёра-комедиографа – «Hесерьёзные истории».
    
А очкариком был... Владик!

    В начале 60-х среди советской студенческой братии появилось особое «сословие», в которое входили те, кого родители не могли обеспечить прожиточными финансами, да и стипендия не делала «погоды». В стране господствовала эра студенческих подработок. Днём грызлись сопромат и теория относительности, а ночью разгружались вагоны и не только... Сценаристы много чего напридумывали и все свои замыслы о главном герое объединили в один персонаж – студента-интеллигента и очкарика Владика Арькова, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил.
    Литературная версия сценария включала две новеллы. В первой он перевоспитывал на стройке, где подрабатывал, некоего мрачного жлоба-хама, который с прохладцей относился к своей работе, был невежлив с дамами и т.п. Во второй новелле Владик устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт единственного сына любвеобильных родителей, дубинистого оболтуса Илюшу...
    
Тунеядец и полячка

    25 марта 1964-го худсоветом «Мосфильма» литературному сценарию было дано добро на разработку его режиссёрской версии (в этом варианте сценария уже чётко расписываются диалоги героев картины, отдельно – места действия съёмок, номера и крупность планов, их хронометраж, расход плёнки, использование техники и т.п.).
    Здесь сюжет новелл довольно круто изменился и приобрёл ту основу, что знакома нам по фильму. В первой новелле – «Hапарник» – Владик перевоспитывает тунеядца «пятнадцатисуточника» на стройке, во второй – «Весеннее наваждение» – влюбляется в период экзаменационной сессии в девушку Лиду (сюжет этой части будущей картины Гайдай подсмотрел в польском юмористическом журнале «Шпильки»). Поскольку двух новелл было явно маловато для полнометражного фильма, сценаристам было дано задание придумать третью, причём в ней необходимо было соединить нового героя, Владика, с уже популярной в народных зрительских массах благодаря короткометражкам «Пёс Барбос» и «Самогонщики» удалой троицей Балбес-Трус-Бывалый, с которой Гайдай пока не собирался расставаться.
    
«Операция… «У»?

    После полутора месяцев напряжённой работы на свет явилась самая «ударная» новелла-блокбастер о расхитителях социалистической собственности, которая поначалу (по ряду кулуарно-кинематографических слухов) называлась… «Операция «У». Но вмешался Случай! На следующий день после междусобойчика по случаю завершения написания сценария кое-кто из творцов-создателей, страдая известным синдромом, на предложение «подлечиться» при виде пол-литровой ёмкости с соответствующей жидкостью лишь отчаянно замотал головой. Киношник поморщился, скривился, и помятое лицо его смогло изречь лишь: «Ы-ы-ы-ы…» Смотрелось и слышалось это так смешно, что режиссёр изъял из названия новеллы угрожающе-хулиганистое «У» и поменял на «Ы», лишь подкорректировав произношение буквы – вместо мучительно-похмельного появилось интригующее, таинственное, такое, «чтобы никто не догадался».
    С конца мая начался подготовительный период картины с рабочим названием «Несерьёзные истории».
    
Владик – Ленин – Шурик

    1 июня начались кинопробы. В тот же день бдительное руководство «Мосфильма» спустило режиссёру указание немедленно изменить имя главного героя: «Ни о каком Владике не может идти и речи!» Оказалось, что Владиками в то время нередко звали Владленов, а Владлен – это ж сокращённо Владимир Ленин! «Вы понимаете?!!» Гайдай лишь ухмыльнулся и с лёгкостью перекрестил Владика в Шурика, а от фамилии студента вообще отказался.
    
Очкарик по образу и подобию своему

    Поскольку образ студента Владика-Шурика Гайдай писал с себя – и характер, и внешность, то и актёра стал подыскивать соответствующего. В одной только Москве он пересмотрел более полусотни кандидатов, среди которых были актёры, которые вскоре стали знаменитыми (см. фотопробы): №1 – Олег Видов, №2 – Всеволод Абдулов, №3 – Евгений Петросян (да-да, тот самый), №4 – Валерий Носик, №5 – Александр Леньков, а также Виталий Соломин, Евгений Жариков, Александр Збруев, Иван Бортник, Андрей Миронов...
    В итоге худсовет студии остановился на кандидатуре Валерия Hосика. Но рекомендованный режиссёру Hосик под выписанный Гайдаем образ явно не подходил. И тут в съёмочной группе кто-то произнёс фамилию молодого актёра Александра Демьяненко с «Ленфильма». Взглянув на его фото, режиссёр мгновенно обнаружил внешнее сходство с собой (см. фото) и помчался в Ленинград на личные переговоры с Демьяненко. Оба остались довольны друг другом. А Носику досталась небольшая, но «сочная» роль студента-картёжника.
    
Как Шурик-Демьяненко масть менял

    Поскольку Гайдаю страстно хотелось создать светлый образ главного героя, он стал осуществлять свою идею не только в переносном, но и в прямом смысле: актёра-брюнета... перекрасили в блондина! Впоследствии Демьяненко с ужасом вспоминал, как в течение двух лет его красили: беспощадно, безобразно, до волдырей на коже – красок тогда ещё не было, и тёмные волосы вытравляли гидроперитом. Боль при этом была ужасной. Искусство требовало от Демьяненко жертвы, и он приносил её стоически...
    
Про Федю – амбала... сентиментального

    На роль верзилы Феди пробовался поначалу... Владимир Семёнович Высоцкий! Потом Высоцкому предложили роль романтического прораба, и здесь ему тоже не повезло. В конце концов легендарный актёр и певец покинул проект.
    Стать жлобом Федей предложили Михаилу Пуговкину. Однако его забраковал художественный руководитель второго творческого объединения «Мосфильма», где велась работа над фильмом, Иван Пырьев. Посмотрев пробы, он авторитетно заявил: «Для этой роли такая бандитская физия, как у Пуговкина, не годится!»
    В итоге Пуговкину досталась роль романтического прораба, а на роль верзилы Гайдай привёз из Ленинграда (как и Демьяненко) Алексея Смирнова – актёра, несмотря на грубую внешность, доброго, стеснительного, отзывчивого и любящего японскую поэзию. Кстати, амбалом Федей могли стать Юрий Волынцев, Роман Филиппов и Станислав Чекан (актёры, впоследствии фигурировавшие в самых удачных лентах Гайдая).
    
Как «Лида» сниматься не хотела

    С выбором актрисы на главную женскую роль пришлось попотеть. Кандидатур из числа студенток и молодых актрис было не менее двух сотен. Одна из них даже и не переживала. Во-первых, она толком не знала, кто такой Гайдай. Во-вторых, особого желания сниматься у девушки даже не было: «делов-то», даже не полнометражный фильм, а новелла, да ещё и комедийная. Ей же хотелось чего-то драматического, серьёзного. Или возвышенно-романтического… Звали девушку Наташа Селезнёва. Именно на ней, улыбчивой, курносой, большеглазой, и остановился Гайдай, хотя у неё была серьёзная соперница на роль Лиды – молодая актриса Алла Будницкая (см. фото). А когда студентка Щукинского училища Селезнёва прочла сценарий новеллы «Наваждение», то загорелась желанием сниматься в необычной смешной лирической истории.
    Троица Вицин, Никулин и Моргунов была утверждена ещё до всех актёрских проб.
    Табуретка Шурика. Да здравствует нафталин! Как удивляются собаки. Тайна номера тачки Бывалого. Расследование загадки легендарного «Паровоза», который «Постой!» Операция «Ы» и ленинская революция. Гонорары за фильм и забавные ляпы… В следующей операции-расследовании «Телемании» под названием…
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования