Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
КОРОТКО О ГЛАВНОМ
    2020 в цифрах и фактах
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    СМИ на распутье
СИТУАЦИЯ
    Лес есть, но леса нет
И Я ТАМ БЫЛ...
    Чем богаты, тем и рады!
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Если нам все школы в «цифру» обратить
ТВОИ ЛЮДИ, ЗАБАЙКАЛЬЕ!
    Он был в ответе за всех
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Кто к нам с мечом пришёл?
ИЩУ ТЕБЯ
    Посмотрите списки…
ТелеМАНИЯ
    Камера! Мотор! Хлопушка…
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Вместо послесловия
ПРОШУ СЛОВА!
    Сказка в «Сказке»! Это Новый год!
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    И косточку, пожалуйста
    Читателям здесь всегда рады
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    О манулах, косулях
НАШИ ЗЕМЛЯКИ
    Через бурные потоки жизни
ФАЗЕНДА
    Старый Новый год
Выпуск № 1 от 07.01.2020 г.
Камера! Мотор! Хлопушка…
О съёмках застольно-кинематографических и тайнах кино-гастрономических
Ура! Вот мы и встретились с вами, уважаемые любители кинематографа, в совершенно новеньком году. Поздравляю! Поздравляю! Новогодние праздники вполне ещё с нами, и на всех «главных украшениях новогоднего стола» – экранах ТВ – наши любимые, традиционно «подаваемые» к такому случаю советские фильмы, где частенько присутствуют застолья, возлияния, аппетитности... В кино это всё выглядит так заманчиво, что у зрителя слюнки набегают. А за кадром?
    
Пролог вкусно-кинематографический…

    Помните, как в «Приключениях Буратино» смачно обедали в харчевне «Трёх пескарей» «тремя корочками хлеба» лиса Алиса, кот Базилио, а затем – мясом и горой спагетти Карабас-Барабас с Дуремаром? Пирушки были, что и говорить, смачные. «Бутафория!» – думало большинство зрителей. Но объедались актёры, а после окончания съёмок – и вся группа, взаправду: не пропадать же продуктам! Да-да! В советских фильмах почти вся еда, что фигурировала в кадре, была... настоящей! На всех студиях страны, что производили художественные фильмы, были свои кухни. Для съёмок специально готовили супы, салаты, горячие и холодные закуски, кондитерские изделия и т.д. Если съёмочная группа работала в другом городе (или в его окрестностях), съедобный реквизит закупали в местных ресторанах, кафе, столовых. Бутафория, причём очень искусно сделанная, использовалась только для тех блюд, которые требовали много времени на изготовление (к примеру, гусь с яблоками). За качество готовки – вкусовые и внешние данные – отвечали специальные люди.
    
...и (граммулька) кино-жидко-веселящий

    Что касается горячительных напитков, в кадре тоже всегда использовалась реальная тара с таким же реальным содержимым. Правда, при съёмках непосредственного употребления этого содержимого его всё же меняли: водку – на воду или минералку, тщательно перемешанную с целью удаления пузырьков; коньяк – на чай нужной густоты или тёмный виноградный сок (эти заменители требовали осторожно обращения, поскольку имели свойство при резких движениях предательски пениться); шампанское – на лимонад, и т.д. Впрочем, кинематографисты, особенно актёры-мужчины, были готовы рискнуть здоровьем, когда искусство требовало нетрезвых жертв, и проводили «творческие эксперименты» с настоящими крепко-спиртосодержащими напитками.
    
Первый «принявший на грудь»

    В 1961 году известный режиссёр Лев Кулиджанов приступил к съёмкам фильма «Когда деревья были большими». Несмотря на то, что фильм был драмой, автор пригласил на главную роль тунеядца и тихого алкоголика Кузьмы Ивановича Иорданова актёра, уже засветившегося в кино в амплуа комика, Юрия Никулина. В одном из сцен герой Никулина идёт «под газом» к речному парому, где работает его названная дочь Наташа (актриса Инна Гулая), и распевает песню. Сняли несколько дублей. Затем актёр предложил режиссёру: «А что если я поддам по-настоящему? Будет легче играть пьяного». Кулиджанов засомневался, но всё же поднёс Никулину водки, и тот драбалызнул полный стакан. С устатку, да ещё на голодный желудок! Актёру всё стало трын-трава: он распевал песни, ходил, активно борясь с притяжением земли, и едва не свалился с парома в воду. По признанию Никулина, ему казалось в тот момент, что он идеально играет своего пьяного героя. Но на следующий день, когда отсматривали материал, был в шоке: на экране шатался, усиленно изображая пьяного, абсолютно чокнутый небритый дядька с идиотской улыбкой, распевающий песню на каком-то совершенно непереводимом инопланетном языке. Увиденное, понятное дело, не понравилось ни режиссёру, ни Никулину (в фильм вошли ранее снятые дубли). Оба пришли к выводу: «Изображать пьяного и быть пьяным – это совершенно разные вещи».
    Первый творческо-алкогольный киноэксперимент в кино провалился.
    
Иронично, реалистично

    В Старый и «обычный» Новый год как не сказать о самом традиционном и «нетрезвом» фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Тем более что в нём был проведён второй эксперимент советского кино по реальной «алкоголизации» актёра. Дело было так... Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников 1975 года. Под лестницей в одном из холодных коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы. Всё это было как раз накануне дня рождения одного из его участников – А. Ширвиндта. И вспоминает он об этом каждый раз с огромнейшим удовольствием: «Для сугреву в «холодном подземелье» и пущей жизненности сцены все занятые в эпизоде пронесли с собой на съёмку по пол-литра и подменили ими реквизиторские бутылки с водой. Приняли...»
    Надо заметить, что пиво по замыслу режиссёра было не бутафорское, а настоящее и даже неразбавленное. Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъём, Ширвиндт, Белявский, Бурков и Мягков потребовали второго дубля, совершенно забыв, что при выпивании разных напитков ни в коем случае нельзя занижать градус. Надо ли говорить, что вся четвёрка не просто захмелела... После третьего дубля Рязанов учуял неладное – дух стоял на площадке ядрёный. Бешенство режиссёра не смог бы описать никто. Мягков даже прятался за кучей банных шаек, сваленных в углу коридора.
    На следующий день все, почти «свеженькие», явились на повторную съёмку и до её начала были подвергнуты тщательному «таможенному досмотру». Для верности Рязанов ещё раз откупорил все реквизиторские водочные бутылки и с пристрастием внюхался в содержимое, дабы самолично убедиться, что там действительно вода.
    Во время съёмки провинившиеся старались вовсю: шумели, орали, шатались – делали всё возможное, чтобы искупить вину и ублажить режиссёра. «Стоп! Снято!» – прозвучал, наконец, под утро усталый, но, как всем показалось, довольный голос Рязанова. Это дало актёрам силы подойти к нему и робко намекнуть, что, дескать, по их просвещённому мнению, материал, снятый вчера и сегодня, не смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня – потуги актёрского мастерства. Тот ответил, что ему, наконец-то, представится случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Актёры виновато удалились. А в картину таки вошли кадры, снятые именно в первую ночь! И это оказался не последний удачный эксперимент, но об этом чуть позже...
    
А на закуску…

    Интересно, что продукты, которые поглощают актёры в кадре, по замыслу режиссёров могут принимать самые неожиданные формы. В комедии «Соло для слона с оркестром» (ЧССР, СССР, 1975) актриса поедала свою роскошную шляпу, которая, как выяснилось, была изготовлена кондитерами. Главному герою оригинальной фантастической ленты «Город Зеро» (реж. К. Шахназаров, 1988) предлагалось съесть свою собственную голову, которая оказалась тортом.
    Не раз актёрам приходилось пожирать в разных фильмах и микрофоны, изготовленные из вафель, карамели и теста. В 1975 году в шокирующей и невероятно скандальной картине итальянского режиссёра Пьера Паоло Пазолини «Сало, или 120 дней Содома» актёры ели даже, простите за столь неаппетитный пример, человеческие экскременты. Изготовленные из шоколада, шоколадного теста и апельсинового мармелада отходы человеческой жизнедеятельности выглядели настолько достоверно, что у особо чувствительных зрителей вызывали активные протесты желудка с активными последствиями.
    
Ешь ботинок, подошву жуй!

    Однако самым первым, кто применил продукты в самом экзотическом для них виде на экране, был великий Чарльз Спенсер Чаплин в своей легендарной комедии «Золотая лихорадка». В 1925 году зрители приходили в состояние полного обалдения, видя, как оголодавший Чарли в хижине в горах Аляски пожирает свой собственный ботинок (точнее – подошву), а «корпус» ботинка жертвует своему товарищу-золотоискателю (см. фото). Чарли отделяет подошву, затем разрезает башмак и передаёт коллеге, а сам с аппетитом начинает наворачивать эту подошву, смачно облизывая выступающие из неё гвозди. А в качестве «гарнира» маленький золотоискатель аппетитно поглощает шнурки... Ну, как спагетти... Эта сцена до сих пор смотрится удивительно реалистично. А в то время многие зрители вообще приняли увиденное за чистую монету, в прессе были даже статьи-описания, как мистер Чаплин ради фильма съел настоящий ботинок. В действительности обувка была изготовлена из лакрицы, гвоздики – из леденцов, а шнурки – из туго смотанной естественной шкурки от сосисок (она изготавливается из бараньих кишок). Чаплин снимал эту сцену три дня и слопал десяток ботинок, после чего приторную лакрицу даже видеть не мог.
    
    В следующей «Телемании» продолжим киногурманию! В меню: с думой о вобле, или Лучшая рыба – это колбаса! Кондитерские изделия в космосе. Горючие вкусности. Данелия и полная «пивизация» съёмочного процесса. Водяра и голуби. Робот с лучком – объеденьице! Можно ли пивом сломать зуб? Когда икра чёрная – не икра, а… Счёт царского банкета и криминал. Кому жить, как говорится, нехорошо. Каша по-джентльменско-удачному. Тонущий в газировке (без сиропа). Ну и ещё много чего…
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования