Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ЭКОНОМИКА И МЫ
    Что нам несёт июль грядущий?
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Мосты над пустырями
ИХ ПРИМЕР - ДРУГИМ НАУКА
    Крестьянский азарт на Васильевском хуторе
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
    Тергень: не вымираем и не собираемся!
ПРОШУ СЛОВА!
    О скором съезде казаков
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Но чё, моя, как съездила-то?
РЕПОРТАЖ НЕДЕЛИ
    Лапы и хвост – их документы!
1941-1945
    Два солдата
ТелеМАНИЯ
    БензоКоролева, колонка и кино. Часть 1
ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ТОНКОРУННОЙ – 60!
    Этапы большого пути
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Легенды о зубастой
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Пустыня Гоби? А почему бы и нет!
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С Верой, Надеждой и Любовью
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Вопрос юристу
ФАЗЕНДА
    Экспериментальная дача
    Капельный полив в огуречной теплице
Выпуск № 25 от 21.06.2016 г.
БензоКоролева, колонка и кино. Часть 1
Лето. Дорога. Мчат автомобили. Неутомимые и железные. Впрочем, им, как и людям, требуется время от времени передохнуть и подзакусить чего-нибудь... углеводородного (о вкусах не спорят). Авто сворачивают к маленьким дорожным островкам-монархиям, где их ожидают короли и королевы, готовые щедро угостить колёсисто-моторного гостя. Свернём на такой и мы...  Сегодня в «Телемании» самая популярная бензоколонка и её Королева.
Боевой режиссёр с юмором
    Вся эта ныне знаменитая бензиново-комическая и лирическая киноистория началась на киевской студии им. Довженко ровно 55 лет назад. Заканчивался период так называемого «малокартинья» (ориентировочно датируется 1943 – 1954 гг., «рекордный» год – 1951-й – было выпущено в прокат всего четыре отечественных фильма). Советскому зрителю, не так давно пережившему войну и тяжёлые послевоенные годы, срочно требовалось красочное, весёлое зрелище. Не очень опытный режиссёр, за плечами которого была пара не слишком значительных фильмов, в прошлом фронтовик, командир миномётной батареи, Николай Литус всё же поставил перед собой творческую задачу – снять современную, с элементами эксцентрики, комедию. 
    Многих коллег Николая удивляло, как серьёзного человека, фронтовика постоянно тянуло работать в «несерьёзном» жанре? Однако мало кому было известно, что постоянно рискуя жизнью, воюя с гитлеровцами, Литус читал в перерывах между боями вовсе не книгу «Как закалялась сталь» и им подобные, а сочинения Зощенко. Именно юмор поддерживал молодого солдата...
    
Бензосценарий жизненный
    Со сценарием повезло сразу – с подачи редактора студии Литус получил нечто с забавным, оригинальным названием «Королева бензоколонки». Автором произведения оказался сатирик популярного в то время на Украине юмористического журнала «Перец» (аналог всесоюзного «Крокодила») Пётр Лубенский. Сюжет, как это нередко бывает, сатирик взял из реального случая. Писатель ехал по делам из Киева. Решил заправить авто, но у бензозаправки оказалась огромная «пробка» – очередь машин. Вдобавок заправка была окружена толпой возмущённо орущих и матерящихся водителей. Лубенский проник в толпу и увидел, что заправщики, явно пребывающие в объятьях зелёного змия, преспокойно режутся в карты, а вместо здоровых мужиков меж колонок носится как угорелая какая-то девчонка, заливая бензин клиентам. (Надо заметить, в то время, колонки были максимум, полуавтоматическими и обслуживались спецперсоналом заправочной станции.) Этой нелепой и смешной сцены наблюдательному, талантливому сатирику вполне хватило, чтобы вдохновиться и написать сценарий комедийного фильма.
    
Добрыйвечер… на ринге!
    Поскольку сценарий о похождениях юной бензозаправщицы Людмилы, которую писатель окрестил смешной фамилией Добрыйвечер, был получен режиссёром Литусом в штатном литературном отделе студии, то он уже не нуждался в утверждении руководства, а потому был без особых проблем запущен в производство. Забавно то, что смешную фамилию Добрыйвечер сценарист, скорее всего тоже взял из жизни. Оказывается в Одессе, в 1920-х годах существовал довольно известный боксёр с той же фамилией! Когда на соревнованиях его объявляли, весь зал, хохоча отвечал: «Здрасте!» У Доброговечера была оригинальная стойка: руки внизу и никакой защиты. Он здорово танцевал на ринге, маневрировал, и в него трудно было попасть. Добрыйвечер был отличным бойцом, и его любила одесская публика. Но вернёмся к фильму...
    
«Бензокастинг» человеческий…
    Сразу начался отбор актёров для будущей комедии. Все они, за исключением главной героини, были утверждены сразу и даже без кинопроб. Начальником бензозаправки Панасом Петровичем стал известный украинский актёр-юморист Андрей Сова. На роль томно-габаритной, склочной буфетчицы Рогнеды Карповны утвердили Нонну Копержинскую, уже блеснувшую в комедии с участием молодого Олега Борисова «За двумя зайцами». Попом- батюшкой, «непривыкшего к «полумерам», любящим выпить «два по «сто» и мечтающего стать диктором, был назначен будущий Морозко – актёр Александр Хвыля. Эксцентричными руководителями-бюрократами, товарищами Борщом и Лопатой, стали В. Мягкий и Николай Яковченко – большой юморист и оригинал (об этом чуть позже), в будущем особо «засветившийся» в отечественном ужастике «Вий».
    С исполнительницей главной роли – Людмилы Добрыйвечер – ситуация была иной. Режиссёр был категорически против приглашения известных актрис – Литус хотел открыть свою «звезду» среди молодых и малоизвестных. После долгих поисков на главную роль была приглашена 20-летняя прибалтийская актриса, блондинка Терье Луйк. 
    
…и «колоночный»
    Основная часть съёмочной натуры «Королевы» была найдена под Полтавой, возле маленького городка Пирятин – там режиссёр с оператором обнаружили шикарную по тем временам АЗС. Каково же было разочарование киношников, когда выяснилось, что из-за соображений противопожарной безопасности ни о каких съёмках с массой осветительных и прочих электроприборов не может быть и речи. Пришлось декораторам неподалёку строить ещё одну, «искусственную» бензозаправку – в натуральную величину, со всеми технологическими подробностями.
    
Бензокоролева I-я Дерзкая и два режиссёра
    Съёмки «Королевы бензоколонки» начались в июле 1961 года. Несмотря на замечательный актёрский состав, работа проходила в нервозной обстановке. Людмила Добрыйвечер – Терье Луйк, несмотря на очарование и талант, оказалась дерзкой дамой: её постоянные споры и вмешательство в сценарий нередко доводили всегда спокойного Литуса до белого каления. Режиссёр терпел, но вскоре был вынужден признать – актриса перестаёт справляться с ролью. 
    В конце августа отснятый материал (почти четверть картины) был отправлен на проявку и просмотр в Киев. Литус был крайне расстроен увиденным: комедия превращалась в «проходную» лирическую драму. Представителям худсовета студии настолько не понравилось происходящее на экране, что съёмки «Королевы» были прекращены. Весь отснятый материал был списан в «творческий брак» и уничтожен. Актрису Луйк отстранили от работы (с той поры Тери Луйк больше не снималась в кино), то же грозило и неопытному режиссёру, но затраченные на постановку деньги, надо было как-то возвращать. Руководство студии обратилось к проверенному мастеру Алексею Мишурину, за плечами которого был опыт не только режиссёрской, но и операторской работы в полутора десятках фильмов. 
    «Алексей, гоните вон этого бездарного неумёху-халтурщика Литуса и вытягивайте картину», – сказали новому режиссёру «Королевы». Однако Мишурин не стал гнать неопытного коллегу, справедливо решив не ломать ему дальнейшую кинокарьеру. Так «Королева» обрела целых двух режиссёров. 
    
Бензокоролева II-я Талантливая
    Первое, что сделал Мишурин – пригласил уже ярко блеснувшую в «Неподдающихся» и в «Девчатах» Надежду Румянцеву. Литус же был не слишком доволен возрастом «звезды» – Надежде было уже 33 года, а играть предстояло 17-летнюю девушку. Впрочем «опальный» режиссёр фильма вскоре сменил недовольство на милость, узрев незаурядный талант перевоплощения актрисы. «Буксиром» за собой Румянцева «подтянула» ещё двух знаменитостей – своих «неподдающихся» знакомых: Юрия Белова, ставшего Славкой (элегантным водителем элитного междугородного автобуса) и Алексея Кожевникова, которого «назначили» на роль влюблённого в кинематограф и в Людочку Добрыйвечер, чумазого водилу-романтика Тараса.
    Съёмки той классической версии картины, которую мы знаем, начались полностью с «нуля» летом 1962 года.
    «...Ваш муж арестован!» или побег Румянцевой. Правда о фантастическом автобусе Kieв – Ялта. Букет цветов как оружие. Как киношники пустили бензин «налево». Скандал с фитюлькой. Милиционер – каскадёр. Каралэва бэз адекалона. Товарищ Лопата и жгучая тайна пустых пузырьков. Чарли Чаплин и бензоколонка. Триумф «безыдейного» фильма и сумасшедший доход... Продолжение истории появления знаменитого «летне-авто-бензинового» комедийного киношедевра в следующей нашей встрече.
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования