Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
И Я ТАМ БЫЛ...
    Под крылом Белой лебёдушки
СИТУАЦИЯ
    Бардак в решете
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
    Школа уходит под землю – остановить!
НАБОЛЕЛО
    Шум, гам, тарарам
ГОРЯЧАЯ ПОРА
    В кассу кто последний?
СОБЫТИЕ НЕДЕЛИ
    Здоровье – дороже золота
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
    Упор – на овцеводство
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    И только память, только память
ТелеМАНИЯ
    Морской дьявол и великая морская кинолегенда
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Как «связать муху»
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дедушкина куртка
НУ И НУ
    Баньку оленеводу
ВЫХОД В СВЕТ
    Может, в кино вечерком?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Тяпки в сторону
СОБЫТИЕ
    Пятая «Семейская круговая»
ЛЮДИ И СУДЬБЫ
    Правда о прокуроре-самозванце
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Соседи, что нового?
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Возвращаясь к публикации
    Пай, мой и… не мой
ПРОБЛЕМА
    ЖКХ душит
ПРОШУ СЛОВА!
    Шахтёр без доплаты
О ЧЁМ ГОВОРЯТ
    К родным истокам
ФАЗЕНДА
    Гибискус: особенности ухода
Выпуск № 33 от 14.08.2018 г.
Морской дьявол и великая морская кинолегенда. Часть 2
Почти шесть десятилетий назад русские творцы удивили весь мир, начав создавать необычный фильм в естественных для его главного героя условиях – под водой... Сегодня «Телемания» продолжает рассказывать историю появления легендарной, культовой картины – экранизации романа А. Беляева «Человек-амфибия».
В её глазах – солнце, в его – море

    В феврале 1961 года главный режиссёр проекта Владимир Чеботарёв приступил к отбору актёров на главные роли. Второму режиссёру, Геннадию Казанскому, и всем ассистентам он поставил немного «улетевшее» и несколько абстрактное условие: в глазах Гуттиэре должно быть солнце, а в глазах Ихтиандра – море.
    После большого конкурса, в котором приняли участие более пятисот человек, в один прекрасный день по студии «Ленфильма» ходило 15 предварительно отобранных Гуттиэре и 12 Ихтиандров. Окончательный выбор пал на очаровательную семнадцатилетнюю Настеньку Вертинскую, которая только что сыграла Ассоль в «Алых парусах». С главным героем было чуть сложнее. Отобранные Ихтиандры были все, безусловно, здоровыми красавцами, но в их лицах отсутствовали черты неземного, наивного и чистого, а в глазах не было того самого «моря», нужного позарез.
    
«Победу» за Ихтиандра

    Однажды из Абхазии на пробы привезли очень красивого парня, который к тому же прекрасно плавал. Однако режиссёр колебался. Чувствуя это, дядя пловца пообещал: «Если ты возьмёшь нашего Георгия, то завтра у тебя под окнами будет стоять новенькая «Победа». А ты и твоя семья станут для нас самыми дорогими гостями». Но корысть не победила – из Москвы на «Ленфильм» привезли студента ГИТИСа Володю Коренева. После первых же дублей стало понятно – это Ихтиандр. Единственный и неповторимый.
    
Два злодея Педро

    Роль знойного негодяя Педро Зуриты должен был исполнять очень популярный в то время актёр Ефим Копелян, солидный мужчина с проникновенным голосом, богатой фактурой, да вдобавок – личный друг Чеботарёва. Вопрос о его участии фактически был решён. Но вышло иначе.
    Как-то во время одного из перекуров к оператору «Амфибии» Эдуарду Розовскому и Мирону Тимиряеву подбежал Михаил Козаков с горящими глазами: «Мужики, выручайте, дозарезу нужны деньги! Согласен на любую пробу...» Операторы понимающе переглянулись и повели «издержавшегося» Козакова к режиссёру, уломав его попробовать актёра на роль Зуриты, заранее сознавая при этом бесполезность затеи. Начали снимать... Неожиданно появилась интрига! Дуэт Копелян + Вертинская был предсказуем: старый нелюбимый жених и молодая красивая невеста. А Козаков и Вертинская – это уже интересно! Сюжет приобрёл новые краски. Актёра утвердили.
    
Суперкостюм «морского дьявола»

    Пока режиссёров и операторы занимались, как это сейчас говорят, кастингом, художники группы решали сложнейшую задачу – создавали оригинальный, ставший подлинным украшением фильма, костюм человека-амфибии. Основу его представлял комбинезон из эластичной ткани по типу той, из которой производили плотные женские колготки. На комбинезон нашили вручную (!) по одной (!) более 10 000 тысяч чешуек! А сами чешуйки были вырублены из... старой киноплёнки! Чешуйки окрасили в перламутровый цвет и отполировали до зеркального блеска, как и шлем с плавником, и склеенные в одну ласты.
    
Чёрное под Карибское... вручную

    После нескольких месяцев «подводной» практики в бассейнах Ленинграда группа в мае 1961 года выехала на «натуру». Начались съёмки. Чёрное море, в отличие от сценарного Карибского моря, весьма бедно на подводную флору и фауну, поэтому, чтобы создать видимость многообразия подводной живности южных вод, операторы придумали пристыковать к камере специальное приспособление – садок и запускать в него заранее выловленную рыбу. Получалось подобие природного аквариума. Причудливых медуз и водоросли склеивали в цехах студии из поролона. Кораллы конструировались из веточек... инжира. Из пластмассы мастерили раковины, жемчуг. В кадре всё смотрелось на удивление натурально.
    
Как правильно «утопнуть»

    Большая часть подготовительного периода ушла на обучение актёров азам водолазного дела: погружению, работе с аквалангом. Одна из захватывающих сцен фильма – спасение Ихтиандром тонущей Гуттиэрре. Чтобы Вертинская вполне реально «тонула», под тонкую ткань купальника незаметно укрепили 10 кг свинцового груза. Актриса делала несколько вдохов из акваланга, который находился у спускавшегося рядом помощника оператора, и только после этого «тонула», опускаясь на глубину в 15 метров. Камера останавливалась. На дне Вертинской давали дохнуть из акваланга. Камера включалась вновь, подплывал Ихтиандр и выносил Гуттиэре на поверхность. Сделали первый дубль. Вроде всё получилось нормально. Но оператор стал кричать: «Почему при подъёме у Насти воздух изо рта идёт? Быть такого не может! Она же утопла». Оператор, не будучи специалистом-подводником, просто не мог знать, что если бы актриса не выдыхала воздух, то получила бы баротравму лёгких. Ситуацию разъяснили консультанты-подводники. «Тогда пусть Ихтиандр голову Насти у себя под мышкой держит», – предложил режиссёр. Так и сняли.
    Но во время работы над эпизодом, в котором героиня фильма проплывает через отверстие в скале, Вертинская едва не утонула по-настоящему. Подходящей скалы на дне не нашлось – пришлось изготавливать макет. Когда на суше делали отверстие, забыли убрать небольшие каркасные штыри. В одном из дублей, проныривая через это отверстие, актриса зацепилась купальником за штырь. С ужасом стала пытаться выбраться. Извивалась всем телом – тщетно! Ситуация – хуже некуда: глубина большая, акваланга нет. Когда в глазах стало темнеть от недостатка воздуха, уже на грани паники Настя рванулась изо всех сил, сорвала с себя купальник, вылетела голая на поверхность и потеряла сознание. Вертинскую еле откачали. Упрямства и энтузиазма девушке было не занимать – очнулась и – снова на глубину.
    
Приключения «амфибии»

    По сюжету злодей Зурита заставляет «амфибию» прыгать в воду за жемчугом. На актёра надели металлический пояс, от которого шла длинная цепь весом более 40 кг. Конец цепи держал матрос, стоявший на палубе. Коренев прыгнул в воду. Цепь вырвалась из рук матроса, и если бы не быстрая реакция оператора Розовского, её перехватившего, актёр просто не смог бы подняться на поверхность.
    В другой раз на глубине почти 30 м снимали сцену погружения привязанного к якорю Ихтиандра. Уже на дне двоякодышащий парень стал вырываться, согласно сюжету, из пут. Всё шло отлично. Ассистент подал загубник акваланга Кореневу, тот дохнул и... воздуха не было. Аппарат отказал. Тогда находившийся рядом подводник-профессионал немедленно скинул с себя акваланг и подал актёру. Коренев даже не понял, что произошло, и, спокойно дохнув, продолжил работу. Аквалангист же на одном вдохе, без декомпрессионных остановок вышел на поверхность. Ценой кессонной болезни он спас исполнителя главной роли. Кореневу о произошедшем рассказали только после всех съёмок – боялись, что кураж пропадёт.
    
Сами себе каскадёры

    Надо заметить, что все подводные трюки актёры в основном выполняли сами, и только самые сложные доверяли опытным каскадёрам – чемпионам СССР по подводному плаванию Анатолию Иванову и Галине Шереповой. Исключение составлял, пожалуй, только Козаков-Зурита. Будучи очень осторожным, Михаил старался избежать любого риска и всегда требовал дублёра. Даже прыгнуть в воду с двухметровой высоты, и то не мог (или не хотел).
    
Киноакванавты и чужие голоса

    В общей сложности за время съёмок режиссёр-постановщик Владимир Чеботарев провёл под водой 260 часов, а главный оператор Эдуард Розовский – все 400! Кроме того, на артистов и создателей фильма были заведены профессиональные водолазные книжки...
    Любопытно, что во время монтажно-тонировочного периода главным его героям режиссёры не доверили говорить собственными голосами. Ихтиандра озвучил актёр Юрий Родионов, а Гуттиэре – актриса Нина Гуляева.
    
«Дьяволо-морское безумие»

    Премьера «Человека-амфибии» состоялась в 1961 году в главном кинотеатре страны – «Россия». В давке за билетами трещали и вылетали стёкла витрин. Зал был забит под завязку. Картина произвела эффект внезапно разорвавшейся бомбы по всему СССР. Творилось, как писали некоторые издания того времени, «настоящее дьяволо-морское безумие». К нему вскоре присоединилось и зарубежье – абсолютно уникальный на тот период времени подводный фантастический блокбастер советского производства был немедленно закуплен десятками стран. Уже на следующий год на самом престижном в мире международном фестивале фантастических фильмов в Триесте (Италия) картина «Человек-амфибия» получила высший приз – «Серебряный астероид».
    Министр культуры СССР Е. Фурцева пророчила, что фильм «Человек-амфибия» зрители забудут уже через месяц, но прошло уже целых полвека, а романтическая история Ихтиандра и его возлюбленной Гуттиэре по-прежнему волнует сердца зрителей, и море хранит его тайну.

    P. S. «Морской дьявол» из Поднебесной. В самом конце лета 2018 года кинематографисты Китая планируют начать съёмки ремейка советской картины 1961 года. В новой киноверсии романа А. Беляева будут сниматься китайские актёры, но в состав группы будут включены и звёзды российского кино. Интересно, что в представлении китайских киношников Ихтиандр станет... девушкой, а Гуттиэре – парнем. В ремейке будут также использоваться хиты советского композитора Андрея Петрова, звучащие в оригинальной картине. Знаменитая песня о морском дьяволе теперь зазвучит и на китайском языке. 
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования