Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Долги, налоги и коллекторы
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    «Двадцать лет работаю главой…»
О ВАЖНОМ
    Без больших обещаний
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Цветочный рай Коршуновых
ПРОШУ СЛОВА!
    И всё же мы не согласны!
ОФИЦИАЛЬНО
    Ещё раз о бирковании
ПО ЗОВУ ДУШИ
    От «Улыбки» хмурый день светлей, или Как могзонцы пустырь в Диснейленд превратили
ЗНАЙ НАШИХ!
    Золотая колыбель
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    От комиссара бронепоезда до маршала
ТелеМАНИЯ
    «Война и мир». Полвека эпопее. Часть 2
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    «Я уехал из Забайкалья…»
СПРАШИВАЛИ - ОТВЕЧАЕМ
    Диализ: будет ли лучше?
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Матрёшек дружная семья
ВЫХОД В СВЕТ
    Русские забавы и быт эвенков
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
НА ЗАМЕТКУ
    Посвящается 80-летию Агинского округа
ФАЗЕНДА
    Хозяин, пить…
Выпуск № 32 от 15.08.2017 г.
«Война и мир». Полвека эпопее. Часть 2
Продолжаем рассказ о рождении киношедевра, легендарной картины русского мастера Сергея Бондарчука «Война и мир», чей заключительный, четвёртый фильм вышел на экраны ровно 50 лет назад.
Первые сражения

    1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую  экспедицию – в Закарпатье, в город Мукачево. В этих местах предстояло снять сразу два крупных сражения: 1805 года между русско-австрийскими (австрийцы в конечном итоге даже не вступили в бой) и французскими войсками: Шёнграбенское и Аустерлицкое. Ни одна киноэкспедиция в мире не смогла сравниться с русскими по количеству транспортируемого реквизита, который занимал 150 вагонов! К съёмкам сражения при Шёнграбене приступили только в конце февраля 1963 года. Работа велась в течение нескольких дней у села Куштановица. В массовых сценах было задействовано 3000 человек. Съёмки шли трудно. Операторам приходилось снимать по множеству дублей (иной раз по 30 – 40!), поскольку управлять такой массовкой было чрезвычайно сложно. Нередко люди за съёмочный день так выматывались, бегая туда-сюда по несколько сот метров, что к вечеру буквально валились с ног. 
    Когда совсем потеплело, и всё вокруг покрылось живописной зеленью, на футбольном поле стадиона в Мукачеве сняли эпизод, где русский и австрийский императоры проводят смотр своего 80-тысячного союзнического войска под Ольмюцем.
    
Величайшая кинобитва

    20 июля киногруппа отправилась во вторую, самую главную экспедицию всего проекта – в Смоленскую область, под город Дорогобуж, в долину Днепра, где предстояло снимать самую масштабную, вошедшую в анналы истории мирового кинематографа, баталию – сражение при Бородино. Выбранная натура по рельефу почти зеркально походила на реальное Бородинское поле.  Задолго до первых съёмок 12 тысяч (!) статистов (реальных военнослужащих) на протяжении двух месяцев вживались в образ. Каждое утро пере-
одетые в форму тех времён солдаты строились и шли в атаку, до деталей имитируя сигналы, построения и все приёмы ведения боя прадедов.
    Съёмка была назначена на 25 августа 1963 года – в этот день 151 год назад русские войска выстояли в труднейшей героической схватке с наполеоновскими ордами. 
    Поле боя разделили на секторы. В каждом – полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального командного пункта. Пиротехники подготовили к сражению дымовые шашки и взрывные смеси. Сапёры навели мост, построили «флеши Багратиона». Артиллеристы установили на пригорке пушки «батареи Раевского». По громкой связи и через рации раздалась команда «Мотор!» и – началось... 
    Полыхнуло огнём, загремело, задымилось. Заработало сразу несколько камер: на земле, в небе (с вертолётов). Камеры помчались по специальным канатным подвесным дорогам, дающим возможность снимать бой с «точки зрения» летящих пушечных ядер.
    За один непрерывный эпизод перед объективами развернулась сложнейшая многоплановая картина: под мостом промчалась конница (мост был наведён через «реку», пущенную пожарными из шлангов), бесновались пушки, в рукопашной схватке сомкнулись шеренги тысяч французов и русских. Этим рукотворным адом управлял не только режиссёр, но в первую очередь главный пиротехник группы Владимир Лихачёв, в его распоряжении было целое войско и солидный арсенал боеприпасов. На съёмку одного только боя под Бородино было потрачено свыше 10 тонн пороха, 
40 тонн керосина, 10 тысяч дымовых шашек! А сколько пушечных снарядов, «шрапнели», патронов! Несть числа…  К чести всех пиротехников, не произошло ни одного несчастного случая. 
    В общей сложности в съёмках битвы под Бородино приняли участие почти 13 тысяч 500 пеших солдат и 1500 специально обученных военнослужащих-конников. 
    Служивый из массовки (солдат-срочник) вспоминал, что тысячи солдат-статистов смогли убедиться, что съёмки кино, в частности, батальных сцен – дело тяжёлое, порой далёкое от романтики, а то и просто страшное. «Нам по громкой связи объявили, что будем снимать эпизод, в котором с французской стороны било около двухсот орудий, а с русской – сотня. Раздали холостые патроны для наших трёхлинеек. Предупредили, чтобы держали стволы повыше, и мы пошли вперёд под грохот барабана... Вдруг как шарахнет что-то сзади! Аж колени подкосились, и обожгло шею. Оборачиваюсь, а это рванул фугас, и над нами поднялся огненный гриб метров в десять... «Господи, нигде не укроешься: ни окопов, ни блиндажей», – мелькнуло в голове. А каково было нашим прадедам в настоящем бою?!» 
    Были и курьёзные моменты. Солдаты, участвовавшие в съёмках, писали домой: «Сегодня был жаркий бой у Шевардинского редута...» 
В ответ приходили удивлённые и тревожные письма: «Да как же это, милый, войны не объявляли, а ты сражаешься?»
    Обращаясь к актёру Борису Захаве, полностью вошедшему в образ великого полководца, солдаты иной раз на полном серьёзе козыряли и говорили: «Товарищ Кутузов, ночью холодать стало, нельзя ли одеяльцев подбросить?»
    
Мундиры, оловянные и… современные

    Для пошива десятков тысяч костюмов директор фильма привлёк Госплан СССР и Министерство лёгкой промышленности. Интересно, что для создания некоторых деталей военного обмундирования художники по костюмам пользовались раритетными коллекциями... оловянных солдатиков, отлитых в 20-х годах XIX столетия и взятых «напрокат» у одного ленинградского любителя старины. Впрочем, на общих планах за точностью деталей не гнались – массовка была одета в советскую армейскую полевую форму, за исключением белых штанов, белой ленты через плечо и чёрного кивера поверх пилотки. 
    
Бал Наташи и… оператора

    4 ноября группа вернулась в Москву, где до середины июня 1964 года продолжила натурные и па-
вильонные съёмки. Среди множества сцен и эпизодов особой роскошью и размахом отличался «Первый бал Наташи Ростовой». Съёмки велись в самом большом мосфильмовском павильоне № 1 с участием массовки в полтысячи человек. Огромная декорация представляла собой абсолютную копию Большого зала Екатерининского дворца.
    Реквизит имел различное происхождение. Большую часть дорогой бижутерии создала знаменитая чешская фирма «Яблонекс». Несколько московских и ленинградских музеев предоставили огромные люстры, каминные часы, фонари-миракли, подсвечники и т. д. Для полного зрительского «погружения» в атмосферу бала главный оператор фильма Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих ассистент. Этот необычный творческий приём с той поры вошёл во многие учебники мира по операторскому мастерству.
    
Бондарчук умер... 
 
  В июле, едва завершились съёмки «Первого бала», у Бондарчука от нервного перенапряжения случился тяжёлый сердечный приступ.  Работу пришлось приостановить до сентября, но далее Министерство культуры СССР своим распоряжением вообще прекратило съёмки фильма. Оправившегося после болезни режиссёра обязали «под ключ» смонтировать и озвучить две первых серии эпопеи – «Андрей Болконский» и «Наташа Ростова», для участия 18 июня 1965 года в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля. Отснятого материала был вал. Кинематографисты торопились. Работа шла в крайнем напряжении, когда Бондарчук… умер. На четыре минуты. Выскочил в буфет, взял стакан кефира – и упал. Клиническая смерть. 
    
…и воскрес! 

    Спасли врачи «скорой». Однако режиссёр не стал долго отлёживаться, как рекомендовали медики. На ноги трудоголика поставила любимая работа. Оба первых фильма были готовы вовремя и взяли на МК главный приз. В июле 1966 года картины вышли на широкий экран, став бесспорными лидерами проката, а Вячеслав Тихонов и Людмила Савельева признаны лучшими актёрами года. 
    
Москва горит, Канны рукоплещут

    С августа возобновились съёмки третьего и четвёртого фильмов. Осенью снимали один из грандиозных эпизодов эпопеи – «Пожар Москвы». Пять пожарных команд в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера. Однако и здесь группа пиротехников Лихачёва не подвела – Москву эффектно «сожгли» без единого инцидента.
    В конце декабря комиссии Госкино был сдан третий, наиболее зрелищный баталиями фильм – «1812 год». Именно эта картина в апреле 1966 года вызвала на самом престижном кинофестивале мира, в Каннах, просто сумасшедший ажиотаж (если не «психоз»), хотя и демонстрировалась вне конкурса. Зрителей в зал набилось столько, что часть из них вынуждена была стоять на ступеньках, поскольку все сидячие места были заняты – случай для Канн просто беспрецедентный. А съёмки «Войны и мира» продолжались...
    
Мегабюджет, мегадоход и «Оскар»

    Наконец, в начале августа 1967 года была закончена работа над финальной, четвёртой лентой – «Пьер Безухов». Именно тогда и были подведён финансовый бюджет. Великая кинокартина обошлась великому СССР в великую сумму – свыше 90 миллионов рублей. А с учётом ряда расходов, которые понесло Минобороны (курс доллара в те годы составлял 92 копейки), – свыше 100 миллионов. В пересчёте на 2017 год (с учётом роста курса доллара) – свыше 710 миллионов (!). Самый дорогой проект за всю историю кинематографа.
    А доходы с проката только по СССР (!) составили по нынешнему курсу более двух миллиардов «зелёных»! 
     Временные затраты были тоже солидны. В общей сложности на производство «Войны и мира» ушло около 7 лет. В 1969 году титаническая работа получила особо престижный кинематографический приз – тот, к которому яростно рвалась, но так и не смогла пробиться американская версия киноромана от 1956 года, – золотую статуэтку «Оскара». А затем ещё массу призов (включая престижный «Золотой глобус») и дипломов. Масштабная картина Бондарчука вошла в книгу рекордов Гиннеса, как самый дорогой фильм в мире и лента «с самым большим количеством задействованной массовки (120 тысяч человек).
    Историческое полотно великого киномастера и его товарищей во славу русского оружия, русской души и Родины по сей день остаётся ярчайшим произведением – окном, соединяющим XXI век с героической эпохой «Войны и Мира».
Яндекс цитирования