Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Губернатора знай!
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    «Под синим небом Забайкалья»
ГОРЬКИЕ СТРОКИ
    «Мой внук – студент медучилища»
ПРОБЛЕМА
    А талонов к врачу на эту неделю нет…
ДАТА
    4 ноября – День народного единства
    Говорит и показывает Чита
КАК ЖИВЕШЬ, ГЛУБИНКА?
    Приметы Барановска
НАША ГОРДОСТЬ
    Комсомольцы XX века
ТелеМАНИЯ
    Мульт-оружие Третьего рейха (и не только).. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    На первом льду
ЗДРАСТЕ, СТРАСТИ!
    Дед
ВЫХОД В СВЕТ
    Поёт дудук
КАЛЕЙДОСКОП
    В золоте агинской степи
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    На любимой волне
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Александра, Александра…
ПРОШУ СЛОВА!
    Годы комсомольские мои
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ЭКСКЛЮЗИВ
    Покоритель северных широт
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
    О пенсиях и не только
Выпуск № 44 от 30.10.2018 г.
Мульт-оружие Третьего рейха  (и не только). Часть 2
Продолжаем разговор о малоизвестных страницах истории мультипликации – вражеской нацистко-германской, союзнической, отечественной, и её участия в войне.
Осьминожный kazachok

    Пришла весна 1944-го, и бомбы союзников посыпались на столицу Германии, а летом берлинские мультипликаторы были переведены подальше от бомбёжек – в Прагу, на студию «Баррандов». Карикатурист Хорст фон Мёллендорф там и создал последний, наиболее ярко выраженный нацистский мультфильм «Свадьба в Коралловом море» о любви двух маленьких рыбок, которые хотят пожениться, но за которыми охотится гигантский спрут. Многоногий и многорукий злодей похищает невесту-рыбку и прячет её, поскольку желает иметь невесту для себя. Чтобы очаровать блондинисто-арийскую красотку, спрут с мордой, наделённой семитскими чертами, наряжается в красные шаровары, обувает чёрно-красные сапоги, а голову венчает белой казацкой папахой и лихо отплясывает русско-советский «Kazachok». Все рыбки моря собираются вместе, чтобы одолеть русско-еврейское чудовище и освободить невесту, под которой, естественно и недвусмысленно подразумевалась Европа, находящаяся под пятой большевиков.
    
Добровольцы мультнацистов

    Местные (чешские) мастера «живых рисунков» с энтузиазмом помогали в «творчестве» гитлеровским мультспецам. «На немцев мы работали абсолютно добровольно, – вспоминал чешский мультипликатор Йири Себестик. – Это давало нам возможность остаться в Праге и не попасть в трудовой лагерь». Ныне, в XXI веке, практически никто из тех старых мастеров, кто занимался производством пропагандистских мультфильмов для Третьего рейха, не сожалеет о бурном творческом прошлом. «Вообще-то, мы снимали просто сказки, и работать было интересно», – в голос твердят ещё живые творцы, коим сейчас за 90 лет. Любопытно, что после войны к ответственности был привлечён только один из создателей мультипликационной антисемитской пропаганды.
    Хансу Фишеру Кезену, которому принадлежала студия, снявшая по заказу Геббельса три мультфильма, пришлось провести под арестом два года – пока союзники не выпустили его на свободу, не сумев доказать его причастность к нацистским преступлениям.
    После 1945-го большинство создателей мультипликационного кинематографа гитлеровской Германии благополучно перешли работать в рекламные агентства или на телевидение. Во времена холодной войны один из художников и операторов бывшей студии «Дойче Зайхенфильм» Ханс Хельд умудрился для нужд бундесвера переработать один из своих старых фильмов, это был «Еврейский носорог», с которым мы с вами знакомились в прошлой «Телемании». Только теперь вместо этого «негодяя» в мультфильме орудовал злой русский Медведь, и «западно-демократическое» правительство тогдашнего ФРГ весьма одобрило ремейк «шедевра» бывшего нацистского мультипликатора и с удовольствием не единожды выпускало его в телеэфир.
    
Мультики США: расизм и ненависть

    Разумеется, мультипликацию в качестве идеологического оружия использовали и США, и СССР. Первые даже перестарались в своём усердии. Лидеров и само население стран Оси (нацистский блок – Германия, Италия, Япония) показывали в гротескном, смешном, идиотском виде, что, в общем-то, естественно во время войны, когда врага надо не только опасаться и ненавидеть, но и посмеяться над ним. Любопытно, что целый ряд этих мультиков, начиная с конца 40-х годов и по сей день, запрещены к показу даже у себя на родине – в США. Дело в том, что работа голливудских аниматоров, где японская нация изображалась бандой кровожадных тупых дегенератов, оказалась настолько запредельно оголтелой, расистской продукцией, что какая-либо послевоенная её демонстрация грозила серьёзными проблемами с дружественной теперь Японией. Наиболее известным примером можно назвать фильм «Токио Джокио» 1943 года, где вражеские японцы как народ представлены тощими лысыми отвратительными типами, с большими ушами, зубами и в очках. Причём вся эта японская банда была ещё лицемерно вежливой и двуличной.
    Другой известный американский мультфильм «Молниеносный волк» (1942), представляющий собой интерпретацию сказки «Три поросёнка», явно оскорблял уже не одну державу. Волк в мультфильме – это Гитлер, поросята изображают страны Европы. Две из трёх свинок, самые глупые, не предприняли никаких усилий, чтобы защитить себя от волка, подписав пакты с серым, в котором он гарантирует им безопасность. Третья свинка формально тоже соглашается, но не доверяет Волку и не только строит кирпичный дом, но ещё и вооружается. Под самой умной хрюшкой явно подразумевался СССР.
    
Дональд кричит: «Хайль Гитлер!»

    Страдала штатовская военная мультпропаганда ещё одним серьёзным грехом. В 1942 году вышел на экраны один из самых пропагандистских мультфильмов «Диктаторы» (оригинальное название «Дональд Дак: Дактаторы» от англ. «duck» – «утка»). Фильм рассказывал, как началась Вторая мировая. Мир – гумно, а державы Оси – все утки. Союзники представлены птицей мира, голубем. Всё начинается с рождения утки Гитлера (см. рис.) и его первого вопля: «Зиг хайль!» Годы спустя он заставляет других уток и гусей сделать его лидером Нацистской партии так же, как и гуся Муссолини. Последней к ним присоединяется японская утка – адмирал Ямомото. Вместе они творят безобразия: ставят всех уток под ружьё, заставляют маршировать, орать «Хайль Гитлер!» и даже создают «гусьстапо» с бандой осведомителей-полицейских. Голубь пробует всё уладить миром с помощью слов, а когда это не помогает, то с помощью... мордобоя. При всех своих «плюсах» «Дактаторы», особенно для сегодняшнего времени, имели один, но очень жирный «минус» – совершенно безумное обилие нацистской символики и фашистских приветствий. А свастики и «балочные» кресты ныне не слишком жалуют как в США, так и Западной Европе. Появление в одном из кадров мультика чёрной утки-солдата, ведущей себя как негр с расистским стереотипом, только усугубило судьбу рисованного фильма, который запрещён сегодня ко всем эфирным и кабельным телепоказам.
    Подобную судьбу разделил и мультик студии Уолта Диснея «Лицо фюрера» (1942 ), где утка Дональд в своём ночном кошмаре работает на немецком оружейном заводе. Помимо всё того же обилия крестов и свастики (даже кактусы, столбы, цифры на будильнике в виде свастик!) Дональд читает за завтраком «Майн кампф» (см. рис.). Он ходит в повязке и кепке со свастикой, а также вопит, стоя за конвейером в цеху, едва ли не каждую секунду «Хайль Гитлер!», задирая крыло-руку в нацистском приветствии. Во время производственной гимнастики он даже сам изображает свастику (см. иллюстрацию-заставку)! По вполне понятным причинам «Лицо фюрера» вы вряд ли сегодня увидите по современному российскому телевидению… По крайней мере, эфирному.
    
О кремлёвских гремлинах-евреях

    Иные американские мультфильмы первой половины 40-х годов, несмотря на антифашистский характер и дружественное отношение к своему главному союзнику, никто не рискнул показать зрителям СССР и особенно его главе, Сталину. Яркий пример – мульт «Русская рапсодия» («Гремлины из Кремля», 1944). Здесь Гитлер, разъярённый поражениями своих лётчиков, решил сам лететь и разбомбить Москву лично. Но фюреру во время полёта начинают мешать забавные, с «еврейскими» носами, ушами и причёсками, маленькие человечки – гремлины из… Кремля. Напевая смешными голосами и делая всяческие «технологические» пакости под типично советскую музыку «Очи чёрные» и «Эй, ухнем!» крохотные «кремлёвцы» прямо на лету разрушают самолёт. Достаётся и фюреру: беднягу колют в зад кнопками, дубасят по ногам молотками и даже слегка пытают током. Когда же разгневанному Адольфу показывают маску Сталина, он в ужасе начинает... материться и орать от страха (см. иллюстрацию в финале статьи). Как бы высказался по поводу «кремлёвских евреев», да ещё гремлинов советский лидер, можно лишь догадываться...
    
Мульторужие СССР

    Разумеется, в годы войны сражалась с врагом не только американская, но и наша, советская мультипликация. Рисованных фильмов у нас было значительно меньше. «Стервятники», «Не топтать фашистскому сапогу нашей Родины», «Киноцирк» и специальный мультипликационный «Журнал политсатиры». Вот, пожалуй, и всё. Малочисленность отечественных агитмультфильмов объяснялась, во-первых, тем, что наша страна сражалась, в отличие от США, на территорию которых не упала за время войны ни одна бомба. Во-вторых, в СССР выходило немало количество «обычных» художественных агитфильмов. Что же касается идеологической мультипликации, то мишенью для русских были армии и представители военной верхушки Оси: Гитлер, Муссолини и Ямомото. Вполне понятно, что больше всего досталось фюреру, которого изображали то свиньёй, то волком, то взбесившимся псом. При этом ни один советский рисованный фильм не содержал ни малейшего намёка на разжигание межнациональной розни. Главным отрицательным героем неизменно был бесноватый негодяй с усиками и косой чёлкой. Не зря в то время Иосиф Виссарионович Сталин чётко подметил: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остаётся».
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования