Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Адреса добрых дел!
    Лучший в стране отец-семьянин
НАШИ ЛЮДИ
    Персоны года
КАЛЕЙДОСКОП
    Как год уходящий запомним
СДЕЛАНО В СССР
    «Вся моя душа в птицефабрике»
ТелеМАНИЯ
    Новогодне-волшебное и кино-теле-чародейское
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Не косенький, а пучеглазенький!
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Достойный юбилей
ЗНАЙ НАШИХ!
    История одной коллекции
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
    Вольная забайкальская поэзия
ГОРОСКОП
    Астрологический прогноз на 2017 год
ОТКРОВЕННО О ЛИЧНОМ
    «Я за тобой, как за стеной…»
ФАЗЕНДА
    Кукареку! Пора за стол!
Выпуск № 52 от 27.12.2016 г.
Новогодне-волшебное и кино-теле-чародейское
Вот и дождались! Уже мчатся последние деньки-эпизоды 2016-го сезона грандиозного земного и солнечно-космического сериала под названием «Жизнь». Каждому зрителю известно, что самое интересное и необычное в любом сериале чаще происходит именно в финале-развязке. Финальный выпуск «Телемании» в этом году – не исключение.
…Белая тройка лошадей, новогодняя ночь, волшебная палочка и чудо любви. Гостиницы на курьих ножках и скатерти-самобранки. Профессоры-маги, ведьмы-практикантки и администраторы-колдуны. Скорые поезда и домовые-вагонные. О себе они могут сказать: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», поскольку все действующие лица этого мира самые настоящие чародеи!
    То же можно сказать и о тех, благодаря кому мы, зрители, каждую новогоднюю ночь попадаем в вихрь удивительных музыкальных приключений, где зимняя сказка тесно переплелась с реальностью. Писатели братья Стругацкие и режиссёр Константин Бромберг – киноволшебники, что сумели «наколдовать» 34 года назад такой фильм, без просмотра которого ныне уже почти не мыслима встреча Нового года. Сегодня в «Телемании» кино-теле- «Чародеи»!
    
Сказка для младших научных сотрудников
    Однако вся эта сказочная, почти святочная история началась за четыре года до кинокарьеры её режиссёра – Бромберга, первый фильм которого «Длинный день Кольки Павлюкова» вышел на экраны в 1968-м.
    В 1964 году в сборнике «Фантастика-64» была опубликована первая часть повести Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (сказка для младших научных сотрудников), которая представляла собой приключения молодого программиста Саши Привалова, устроившегося в НИИ, работники которого занимались исключительно магией и волшебством на строго научной основе, с применением компьютеров, ядерных ускорителей, антигравитаторов вкупе с шапками-невидимками, сапогами-скороходами, диванами, меняющими реальность, змеями-горынычами и т.д.
    Совершенно нехарактерная для СССР, сказочно-научная фантастика сразу привлекла читателей, а на следующий год самостоятельным изданием вышли все три части повести.
    Оригинальное произведение, написанное в стиле ультрасовременной сказки, вызвало небывалый ажиотаж у публики. Весь стотысячный тираж был моментально раскуплен, а в библиотеках за книгой занимались большие очереди. Поскольку «Понедельник» был переиздан только в 1979 году, а желающих прочитать повесть не убывало, по стране начали ходить версии «самиздата», отпечатанные на пишущих машинках неизвестными фанатами. В «самиздате» появилось и продолжение «Понедельника» – повесть «Сказка о тройке» с теми же героями. Сказку никто не рискнул издать нормальной книгой. Правительство Л. И. Брежнева увидело в хлёсткой фантастической сатире «Тройки» кое-какие намёки на существующую власть.
    Минуло всего «каких-то» 16 лет со дня литературной премьеры «Понедельника», когда в квартире Бориса Стругацкого раздался телефонный звонок. Голос в трубке представился как режиссёр Константин Бромберг. Помолчав, добавил: «...Это тот, что «Приключения Электроника» снял. У меня к вам, Борис, и к Аркадию есть предложение...»
    
О киноневезучести братьев
    Поскольку Стругацкие были всегда неравнодушны к кинематографу, они согласились взяться за сценарий необычного проекта, заказ на который шёл от руководства Центрального телевидения страны. Надо заметить, что писатели на тот момент, несмотря на свою популярность в литературе, были не слишком везучими в кино. Сценарий «Бойцовый кот возвращается в преисподнюю», написанный в 1974 году, был запрещён к производству под двумя предлогами: «надоел экспорт революции» и авторы того, что продвигали идеи сионизма!». В результате по киносценарию Стругацкие написали... повесть «Парень из преисподней». Знаменитый «Пикник на обочине» на экране настолько отдалился от оригинала, что стал совершенно самостоятельным произведением «Сталкер» Тарковского. Повезло лишь повести «Отель «У погибшего альпиниста», экранизируя которую режиссёр Г. Кроманов бережно сохранил почти все детали первоисточника, включая название, отчего фильм только выиграл и даже получил главный приз престижного Международного фестиваля фантастических фильмов в Триесте (Италия) – Серебряный астероид. И вот выпадал ещё один шанс –с «Понедельником»...
    
Сказочная «операция «Ы»
    В конце ноября 1981 года Стругацкие положили перед Бромбергом готовый сценарий фильма под рабочим названием «Чародеи». Написанное являло собой переведённую на киноязык вторую часть повести «Понедельник начинается в субботу», что называлась «Суета сует». В ней рассказывалось о похождениях программиста Привалова, оставшегося в новогоднюю ночь дежурить в Научно-исследовательском институте чародейства и волшебства (НИИЧАВО), битком набитом всяческой сказочной нечистью и не менее сказочными магическими предметами. Были в сценарии и элементы сатиры, высмеивающей отдельные недостатки учёной (и псевдоучёной) братии НИИЧАВО, а значит намекалось на вполне реальных представителей науки СССР.
    Режиссёр прочёл и остался... крайне недоволен. Во-первых, сценарий мог просто не пройти цензуру. Во-вторых, «Мне нужна весёлая, современная сказочно-новогодняя история с любовью, песнями, танцами, – сердито сказал Бромберг: Скорей мюзикл, а вовсе не сказочная версия «Операции «Ы». Стругацкие растерянно переглянулись: ситуация повторялась – литературный первоисточник вновь бесконечно отдалялся от экрана.
    
НИИЧАВО в НУИНУ
    Сценарий пришлось срочным порядком полностью переделывать по указаниям режиссёра. В результате, была создана совершенно иная история, в которой только использовались некоторые персонажи и имена сотрудников НИИЧАВО (который и сам превратился в НУИНУ - Научный Универсальный Институт Необыкновенных Услуг).
    Новая версия сценария «Чародеев» пришлась по вкусу не только Бромбергу, но и руководству ЦТ, всё более настойчиво требующего скорейшего начала работы. «Новогодний» кино-телепроект в январе 1982 года был запущен в производство на базе Одесской киностудии.
    
Чародей, объявший необъятное
    Любопытно, что первые съёмочные дни «Чародеев» снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, Виторган играет на трубе, а веснушчатая сестрёнка Вани весело поёт «Три белых коня», Александра Абдулова заменяет дублёр. Все крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова категорически отказывалось утверждать телевизионное руководство (до этого был так же отвергнут Михаил Боярский). Когда же его, наконец, одобрили, выяснилось, что актёр не только играет в театре, ежедневно репетирует, но и снимается в четырёх картинах одновременно – «Факты минувшего дня», «Ищите женщину», «Предчувствие любви» и «Суббота и воскресенье». «Чародеи» были уже пятым фильмом! Актёр явно собирался «объять необъятное» и поставить рекорд занятости среди своих коллег по цеху не только в СССР, но и далеко за рубежом. Абдулов сообщил «чародейской» съёмочной группе: «Могу сниматься только ночью». Что и делал время от времени.
    
Ведьма очаровательная и… ведьмистая
    На роль красавицы Алёнушки пробовались многие популярные актрисы, но остановились на очаровательной 24- летней Александре Яковлевой, известной к тому времени благодаря своей дебютной роли в первом советском блокбастере-катастрофе А. Митты «Экипаж». Яковлева обаятельна, стройна, красива. Но характер... Характер у Александры был непростой. Бромберг в самом начале съёмок вздохнул с опаской: «Ведьму-то она, разумеется, сыграет, а вот Алёнушку...»
    Не конфликтовала Саша только с режиссёром и главным оператором – от них зависело, сколько её, неотразимой, будет в кадре и красивая ли она получится. Особенно Александра раздражала съёмочную группу своим многочасовым гримом – начинала работать с гримёром задолго до начала первых дублей, но всё равно не успевала. Это могло свести с ума кого угодно, тем более актёров, которые всегда дорожат своим временем. Валентин Гафт, игравший влюблённого в Алёну Игоревну, товарища Аполлона Митрофановича Сатанеева, замученный до предела различными выходками и капризами киноведьмы (и не только с приставкой «кино-») в один прекрасный день не выдержал и действительно согласно фамилии своего персонажа, осатанел: «Всё к чёрту, мне это надоело! Сниматься с этой ... Яковлевой больше не буду!» Бромберг был крайне расстроен непримиримой конфликтной ситуацией, но сумел выкрутиться – больше половины картины снимали отдельно Гафта, отдельно – Яковлеву, а соединяли «гремучую» парочку при помощи монтажа. На озвучивание актёры тоже приходили порознь. Но в картине всё-таки был один эпизод, где озвучивать отдельно было невозможно, тогда режиссёр решил рискнуть и пригласил Гафта вместе с Яковлевой. На протяжении съёмочного дня Бромберг ходил между актёрами как возле мин повышенной мощности и даже команды подавал как можно тише и... реже. А в конце работы Саша, как ни в чём не бывало, бросилась на шею Гафту, и они... расстались друзьями. Что ж, сказочные женщины и ведьмы, они все такие.
    ...Сметана и тайны большой миссии говорящего кота Василия. Опасные выстрелы на съёмках: жертва в снегу. Джон Траволта и «Чародеи». Герои фильма и книги жили в реальности! «Самое приятное – ездить на шее друга»: откровения чародея. Киношники под оком инопланетян… Продолжение рассказа об истории появления самого главного новогодне-волшебно-музыкального фильма СССР читайте в «Телемании», что выйдет в наш «Земной» газетный «эфир» традиционно, во вторник, на десятый день грядущего 2017-го! В финале, дорогие фанаты и поклонники кино-телематографа позвольте пожелать вам в наступающем Новом году удачи, здоровья, радости, счастья и, конечно же, новых фильмов!
    Сергей Балахнин, иллюстрации автора
Яндекс цитирования