Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Новости недели
    Акцент недели
    Семь раз отмерь, один раз закрой…
НА ТЕМУ ДНЯ
    Прорвёмся, но куда?
СРОЧНО В НОМЕР
    Батакан. Продолжение
И Я ТАМ БЫЛ...
    Кто мог – продал, кто хотел – купил
1941-1945
    Долгая дорога домой
    Испытаний было не счесть
    Мой фронтовик
    Этот день вы приближали, как могли...
ТелеМАНИЯ
    Девичьи тихие зори войны
ЧИТИНСКОМУ РАЙОНУ – 80 ЛЕТ!
    На благо Родины
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
ФАЗЕНДА
    «Обновки» для духовки
Выпуск № 18 от 09.05.2017 г.
Девичьи тихие зори войны
Великие русские женщины великой войны: партизаны, медики, разведчики, лётчики, снайперы, зенитчики... Одни 72 года назад встретили Победу, другие остались там, в вечности светлой надежды и в ожидании этого победного мая и его главного дня. Они остались в нашей памяти, песнях, картинах, книгах и фильмах. Сегодня, 9 мая, в великий праздник – День Победы, с которым я поздравляю всех вас, уважаемые друзья, самое время рассказать об одном из них. В «Телемании» киношедевр «А зори здесь тихие».
Повесть. Пьеса. Режиссёр…

    История фильма началась с 1969 года, когда в одном из номеров молодёжно-литературного журнала «Юность» начала публиковаться повесть писателя-фронтовика Бориса Васильева о подвиге пяти девушек-зенитчиц и их старшины «...А зори здесь тихие».
    Новое литературное произведение о героях прошедшей войны вызвало огромный резонанс у читателей. В самое короткое время повесть вышла отдельной книгой, которая стала одной из самых популярных в литературе 1960-70-х годов, рассказывающих о Великой Отечественной. Уже через год «Зори» можно было увидеть – повесть была инсценирована Юрием Любимовым в Москве, в театре на Таганке. Спектакли шли с неизменными аншлагами. Одноимённая пьеса идёт там до сих пор.
    Отечественный кинематограф в стороне остаться тоже не мог, и за идею экранизации прочно ухватился режиссёр Станислав Ростоцкий, подлинный мастер своего дела, автор популярных картин «Дело было в Пенькове», «На семи ветрах» и «Доживём до понедельника». Ему, в прошлом фронтовику, тема прошедшей войны была особенно близка, но главное – он стремился отдать дань памяти и уважения героизму женщин тех страшных сороковых. Медсестра, рискуя жизнью, вынесла его с поля боя в феврале 1944-го и несла на руках, тяжелораненого, несколько километров до госпиталя…
    
Начало

    В феврале 1971 года сценарная киноверсия повести Васильева была готова, утверждена худсоветом студии им. Горького и запущена в производство. Киногруппа, знавшая о войне не понаслышке, поскольку не менее половины её состава были так же, как и режиссёр, фронтовиками, занялась подбором на роли главных героев. Перед утверждением актрис на роль Ростоцкий проводил голосование среди своих коллег-фронтовиков за каждую девушку. Потому пять отважных девушек-зенитчиц, отправившихся на врага в лес со старшиной Васковым, и получились идеальными.
    
Рита Осянина

    Командиром отряда девушек, старшиной Осяниной – Железной Ритой, сбившей в фильме немецкий самолёт-разведчик, стала актриса Ирина Шевчук, мелькнувшая до этой роли в крохотных эпизодах фильмов «Гольфстрим» и «Приключения жёлтого чемоданчика». Ира с самого начала работы над фильмом старалась как можно глубже войти в образ своей героини, да так, что уже во время съёмок жила её жизнью. Шевчук прочла специальную медицинскую литературу и незадолго до съёмок сцены гибели своей Риты встретилась с военным медиком, который детально рассказал о последствиях осколочного ранения в живот от взрыва гранаты. Во время съёмки Ира так детально и реалистично представила, как она задыхается и мучительно умирает, что прямо в кадре потеряла сознание! Вся группа страшно перепугалась. Шевчук наконец пришла в себя, а её Рита погибла. Этот кадр вошёл в фильм.
    
Женя Комелькова

    На роль дерзкой красавицы-шутницы режиссёр утвердил единственную из девушек, кто уже имел опыт киносъёмок, – начинающую актрису Ольгу Остроумову (за неё так же дружно проголосовала вся киногруппа «Зорь»), которая снималась в 1968 году у того же Ростоцкого в известной картине о школе «Доживём до понедельника». Правда, Олю едва не отстранили от съёмок: русоволосую девушку выкрасили в рыжий цвет и сделали «химию», отчего волосы завились этаким мелким бесом, что явно не шло ни образу, ни самой Остроумовой. Первые кадры вышли нелепыми и даже вызывали смех. Увидев их, руководство студии стало требовать немедленно снять это «рыжее чудо-юдо» с роли. Режиссёр отреагировал оперативно: «Перестаньте её гримировать и оставьте в покое». Уже за неделю Оля умудрилась подзагореть на майском солнышке и «химия» начала сходить. С таким внешним видом зенитчицы Камельковой киноначальство согласилось.

Лиза Бричкина

    Молчаливую дочку лесника Бричкину, а затем бойца, которая погибает первой в группе зенитчиц, пытаясь доставить донесение старшины Васкова, и погибает самой страшной смертью – тонет в болоте, помощники Ростоцкого нашли в Ленинграде, в театральном институте. Прочитав сценарий, Елене Драпеко хотелось исполнить роль Женьки Комельковой, как наиболее близкой по характеру, но Ростоцкий вскоре убедил будущую актрису стать спокойной Лизой Бричкиной и даже обрести особый «окающий» вологодский говор. Перед съёмкой девушку подолгу гримировали – в первую очередь пришлось клеить на лицо не менее сотни веснушек, так, что каждый раз каждая должна была «сидеть» на своём месте, как на прошлой съёмке. Уже во время работы, когда группа выбралась на натуру, едва были сделаны первые сцены, отправлены в Москву, проявлены и просмотрены, Драпеко... сняли с роли. Причина?
    «По сценарию Лиза была бойкой девахой, румяной, кровь с молоком, титьки колесом, – смеясь, вспоминает актриса Елена Драпеко. – А я была второкурсницей, девочкой-тростиночкой и слегка не от мира сего. Занималась балетом, играла на скрипке и рояле. Ну какая у меня могла быть деревенская, лесничья хватка?»
    Ситуацию спасла жена режиссёра, Нина Меньшикова: она позвонила Ростоцкому и заявила, что он неправ. Режиссёр ещё раз отсмотрел материал, собрал группу и общим голосованием Елену решили оставить, но в «отместку» девушке вытравили брови и нарисовали уже не 100, а 200 веснушек и отменили её «окающий» говор.
    
Соня Гурвич

    На роль тихой отличницы университета, с томиком Блока в солдатском «сидоре», Сони, была утверждена студентка саратовского театрального училища Ира Долганова, причём девушка едва не упустила свой звёздный киношанс. Возвратившись после проб из Москвы в Саратов она, не особо веря в успех, даже не оставила на студии своего адреса. Через месяц директор училища поймал студентку Долганову на перемене – схватил за руку: «Срочно отправляйся в Москву!» Оказалось, что ей уже много раз звонили, сообщали, что она утверждена на роль, но завуч училища умышленно скрывала это от студентки.
    
Галя Четвертак

    Зенитчицей Четвертак стала Екатерина Маркова. Интересный и жёсткий факт: во время съёмок девушка едва не погибла, так же, как и её героиня. Каждый зритель помнит сцену в фильме, когда Галя выбегает из кустов с криком «мама!», и её в спину срезают выстрелы гитлеровских диверсантов. Режиссёр решил поразить зрителей реализмом – снять крупным планом спину Четвертак, которую вспарывают пули, а через раны начинает идти кровь. Для этой сцены приготовили небольшую доску, просверлили, где нужно, отверстия и к ним прикрепили пузырьки с искусственной кровью и пиротехнические микрозаряды. Получившееся «устройство» замаскировали под одеждой и закрепили на спине Марковой. В момент выстрела электроцепь замыкалась, гимнастёрку пробивали заряды, а затем текла кровь. Однако пиротехники не рассчитали – «выстрел» оказался настолько мощным, что гимнастёрку Марковой разорвало в клочья, а кровью окатило с головы до ног. От серьёзного увечья актрису спасла лишь доска.
    
Старшина Васков

    На роль главы боевой женской группы, старшины Федота Васкова пробовалось немало актёров, в первую очередь Вячеслав Тихонов, поскольку он был любимым актёром Ростоцкого, и Георгий Юматов, актёр-фронтовик, кандидатуру которого выбрал автор «Зорь» и сценарист фильма Б. Васильев. В конечном итоге на роль героического старшины был приглашён 26-летний актёр московского ТЮЗа Андрей Мартынов, поскольку его тайным голосованием утвердила вся съёмочная группа, включая установщиков декораций и водителей. Однако Мартынову предстояло «состарится» до более солидного возраста – лет сорока, для чего он отрастил усы, а для большей достоверности ещё приобрёл местный северный «окающий» говорок.
    Интересно, что никто из зрителей будущего шедевра даже не предполагал, что солидный, практичный, толковый Федот Васков, настоящий, всё умеющий русский мужик и воин, «за кадром» не умел ни бегать, ни стрелять, ни рубить дрова, ни строить, ни грести. При своей «надёжной» «мужиковатой» внешности Мартынов ничего не мог, и когда дело касалось по ходу фильма каких-либо физических действий, съёмки страшно затормаживались – у Андрея всё валилось из рук, ломалось. Игра в кадре разваливается на глазах.
    Режиссёра всё больше раздражал актёр-неумеха. Но Мартынов хотел сниматься и начал учиться работать. Всё лучше и лучше, пока однажды Ростоцкий почувствовал: «Слава Богу! Дело пошло...» Режиссёр с уверенностью теперь мог сказать: «Верю!» А когда старшина истошным криком: «Лягайт!» обезоруживал немцев, в кинотеатрах страны гремели аплодисменты герою…
    Съёмки фильма «А зори здесь тихие» начались в мае 1971 года. Кинематографисты выехали на натуру – в Карелию…
    Продолжение рассказа о рождении легендарной классической картины С. Ростоцкого в следующей нашей встрече.

    Сергей БАЛАХНИН, фото-коллаж автора
Яндекс цитирования