Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Вместе весело шагать…
ДОСЛОВНО
    «И пусть вы были маленькими очень…»
ЮБИЛЕЙ
    8 мая на торте 90 свечей!
ПРОБЛЕМА
    Верните наши земли
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    «Мы сталь варили для Победы….»
1941-1945
    Этот день мы приближали, как могли
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    …Да упокоится душа твоя с миром…
ТелеМАНИЯ
    «Вечный Сталин» Часть 2
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Гидротехники начались… с овцеводства!
ПИСЬМО В НОМЕР
    О наболевшем
ПРОШУ СЛОВА!
    Ни электричества, ни связи
ВЫХОД В СВЕТ
    Оперетты, мюзиклы и русский шансон
КУЛЬТУРА
    Хор шагает по Чите
О ЛЮДЯХ ХОРОШИХ
    Незабываемые встречи
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Вот тебе и «warum»*!
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Дом, который построил сам
Выпуск № 19 от 08.05.2018 г.
«Вечный Сталин» Часть 2
Продолжаем рассказ о тех, кому довелось быть Сталиным при жизни «оригинала».
Сталин… с гарантией

    Вскоре после выхода фильма «Ленин в 1918 году» (реж. М. Ромм, 1939), где Михаил Георгиевич Геловани исполнил в четвёртый раз роль Сталина, актёр стал «официально» представителем вождя на экране, по существу, его «двойником». На все будущие девять фильмов в своей кинокарьере он приглашался режиссёрами только на эту роль, поскольку созданный им образ был «гарантом» успеха и «документальности» художественной картины. Геловани был тем самым Сталиным – с мудростью вождя, его величием и простотой в общении, стальной волей и исключительным обаянием – со всем тем, за что его и любил народ.
    «Сибиряки» (1940), «Валерий Чкалов» (1941), «Оборона Царицына» (1942). И главные картины сталинской эпохи и «сталинской» кинокарьеры Михаила Геловани, созданные режиссёром М. Чиаурели, знавшим толк в масштабных лентах: «Клятва» (1946) и «Падение Берлина» (1949).
    В начале 1946 года, работая над «Клятвой», режиссёр Чиаурели вместе со Сталиным обсуждали кандидатуры актёров. Режиссёр очень хвалил Геловани: «Талантливый актёр, Иосиф Виссарионович. Всегда старается ярко воплотить ваш образ. Готов вашу жизнь прожить, чтобы проникнуться вами». «Интересное желание... – сказал Сталин. – Если товарищ Геловани так уж очень хочет, могу помочь. Пусть начнёт проживать мою жизнь с туруханской ссылки? А?» К счастью, кинопробы Сталину понравились, и он о своём предложении забыл.
    
Выше тов. Сталина нельзя!

    У Сталина-Геловани был единственный «недостаток» – ростом он был заметно выше своего персонажа. Киношникам приходилось идти на различные ухищрения, чтобы «унизить» его в кадре. Однако больше сложностей возникало у коллег Геловани – актёров, которые были ещё выше по росту. Однажды известный оператор Роман Кармен заглянул в один из съёмочных павильонов «Мосфильма», где шла работа над картиной «Падение Берлина», и увидел такую сцену: Геловани-Сталин неторопливо прохаживается перед камерой, а за ним  на корточках (!) следуют... Молотов с Ворошиловым – актёры Штраух и Грибов. «Миха, в чём дело-то?» – ошарашено спросил Кармен. Чиаурели молвил шёпотом: «Никто не имеет права быть выше товарища Сталина».
    
Не только на экране

    Популярность Геловани в народе, особенно после войны и выхода на экраны ленты «Падение Берлина», была невероятной. Некоторые его принимали за «оригинал», хотя и знали, что это актёр, но как бы «вторая часть Сталина». С трепетом его начали воспринимать и многие коллеги-кинематографисты, а затем и госчиновники. Он настолько сроднился с образом генералиссимуса, что принимал у себя на квартире народных посетителей, обещал поручиться, вручал грамоты и даже улаживал семейные конфликты. Геловани в военном кителе сидел на стареньком диване, покрытом персидским ковром, и дымил трубкой (хотя в «нормальной» жизни курил только сигареты). Изредка его поручительства не действовали, тогда актёр впадал в ярость.
    Сталин встретился со своим любимым «двойником» всего раз – в начале сентября 1946 года, вскоре после выхода фильма «Клятва». Иосиф Виссарионович пригласил актёра к себе на дачу на обед. Во время застолья Геловани порядком захмелел, оживился и вместо того, чтобы спеть любимую сталинскую «Сулико», вдруг начал вскакивать перед каждым наполнением бокала и срывающимся от восторга голосом вещать здравицы: «За величайшего полководца», «…лучшего друга детей» и т.д. Иосиф Виссарионович был сильно разочарован. Когда обед закончился, и актёра увезли, сказал Чиаурели: «Обидно, Мишико... Очень обидно. Слабый, недалёкий человек – ваш тёзка, изображающий товарища Сталина. Хотя актёр неплохой».
    
Требуется русский Сталин

    Когда шла работа над «Падением Берлина», на «Мосфильме» приступали к съёмке ещё одной крупной картины – «Сталинградская битва». И здесь у Сталина возникли соображения, связанные с исполнением его именно полководческой роли в фильмах о войне – чисто грузинский актёр с «национальной ограниченностью» был не слишком уместен в образе вождя победной России. Сталин, скрепя сердце, так и сказал министру кинематографии И. Большакову: «У Геловани слишком сильный грузинский акцент. Разве он у меня такой? Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских».
    
Роль счастливая и роковая

    Михаил Геловани исполнил свою «фирменную» роль ещё в четырёх картинах: «Донецкие шахтёры» (1950), «Огни Баку» (1950), «Незабываемый 1919 год» (1951) и «Вихри враждебные» (1953).
    В марте 1953 года ушёл из жизни «оригинал» главного персонажа Михаила Георгиевича. Актёра перестали снимать. В театре для него не было ролей. После XX съезда КПСС, где был осуждён и развенчан «культ личности», ряд фильмов (вполне достойных) с участием Геловани-Сталина были изъяты из проката. Ленты нещадно кромсались или «затемнялись». Актёр остался без работы и превратился в изгоя, ставшего к тому же мишенью для злых анекдотов по типу: «Грузинского артиста Геловани после XX съезда спросили: «Что теперь делать будешь?» – «Рвать на себе волосы – Хрущёва играть буду».
    Геловани погрузился в глубокую депрессию и через три года ушёл вслед за тем, чей образ, который он по-своему любил, так и не отпустил его из цепких объятий... Но вернёмся в 1949 год.
    
Режиссёр, Кутузов, Нахимов

    Для участия в эпохальной картине режиссёра Владимира Петрова «Битва за Сталинград» был приглашён театральный режиссёр и актёр Алексей Денисович Дикий. Интересно, что Дикий в 1936 году возглавлял Большой драматический театр в Ленинграде, поставил 17 спектаклей, исполнил десяток ролей. В середине августа 1937 был арестован, а после осуждён и приговорён по статье №58 к пяти годам с отбыванием наказания в Усольлаге. Причина – политическая несостоятельность ряда актёров труппы БДТ и искажённая концепция пьесы М. Горького «Мещане», которую ставили к годовщине смерти писателя. Однако к осени 1941 актёр и режиссёр всё же вернулся к работе, но уже в эвакуированном в Омск театре им. Вахтангова, после возвращения из эвакуации – в Малом театре в Москве. Там и обратили на него внимание кинематографисты. Во время войны актёр успел сняться в главной роли в большой исторической картине «Кутузов» (1943), после победы – в главной роли в фильме «Нахимов» (1946). В биографической ленте «Пирогов» (1947) вновь исполнил роль адмирала Нахимова. За первые две картины Дикий получил две Сталинские премии первой степени.
    В 1947 году режиссёр Леонид Луков, снимающий фильм «Александр Матросов», рискнул пригласить некогда неблагонадёжного артиста на небольшую роль... Сталина! Роль удалась, и уже в картине И. Савченко «Третий удар» (1948), рассказывающем о легендарном штурме Сапун-горы и освобождении полуострова Крым от гитлеровцев, Верховным главнокомандующим вновь был Алексей Дикий... Сталин лично отсмотрел кинопробы Дикого для картины «Сталинградская битва» и одобрил кандидатуру.
    
Гранитный памятник

    Готовясь к роли, Алексей Денисович с некоторой долей иронии говаривал: «Я играю не человека, я играю гранитный памятник». Интересная деталь – на протяжении всех съёмок «Сталинградской битвы» Дикий произносил свой текст безо всякого акцента – на безукоризненном русском языке. Когда ему сделали замечание, актёр «взорвался»: «Идите...! Не учите меня быть Сталиным. Без вас знаю, как нужно». И знал! Сделал оригинальный психологический «финт» – всего пару раз в фильме произнёс с акцентом слово «каммуныкация». Этого с избытком хватило, чтобы впоследствии у зрителей создалось полное впечатление, что вождь весь фильм говорит с акцентом.
    В 1950 году Алексей Дикий получил Сталинскую премию первой степени. Пятую (!) в своей творческой жизни, став в общей сумме премиальных полумиллионером! После «Сталинградской» Дикий занимался только театром.
    
40 вождей и более

    В общей сложности, начиная с 1934 года и по наши дни, в разных странах снято более 130 (!) художественных фильмов, где фигурирует Сталин. И целый ряд сериалов. Образы вождя воплощены более чем сорока советскими, российскими, немецкими, польскими, югославскими, финскими, французскими, австралийскими, английскими, канадскими и американскими актёрами.
    Отдельно стоит упомянуть советского грузинского актёра Бухути Закариадзе и его блистательную роль Сталина в эпопее Ю. Озерова «Освобождение». В 1969 году, во время премьерных показов первых двух картин эпопеи, появление генералиссимуса на экране вызывало бурный восторг у зрителей. Ветераны стоя приветствовали экранного вождя аплодисментами.
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования