Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Фельдшер найден
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Предприниматель года – 2017
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Виват кукурузе и кормовым
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Попутного ветра, «Синяя птица»!
ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
    Туристический тупик – это за Байкалом?
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
    Человек на своём месте
1941-1945
    Кавалеры особо почитаемого ордена
ТелеМАНИЯ
    «Ребята, давайте жить дружно!» В кадре – кот Леопольд
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Об ОСАГО, штрафах и смертельных ДТП
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Можно ли есть рыбу из Кенона?
ВЫХОД В СВЕТ
    Проверим грамотность?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    «Светить всегда, светить везде»
ДУМЫ НА МЕЖЕ
    «Кто будет после нас…»
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Не на словах, а на деле
    Ах, эта встреча!
ОПЕРАЦИЯ "ПАМЯТЬ"
    Двести огненных дней
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Вольная забайкальская поэзия
    «Калина красная, Калина вызрела...!»
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Зимние заботы монгольских скотоводов
ФАЗЕНДА
    Выращивание рассады
Выпуск № 9 от 27.02.2018 г.
Зимние заботы монгольских скотоводов
Сейчас степняки заняты привычной им работой: пастьбой отар и гуртов в продуваемой насквозь ветрами морозной степи. Я приехал сюда, когда обычные будни и тишина сменились многолюдьем и дружной работой на зимних стойбищах. Дети и внуки, взявши в середине января длинные отпуска, приехали в родные места на целый месяц, оживив бедноватую на события здешнюю степь, простирающуюся за кордоном чуть южнее Торейских озёр.
Важнейшая цель приезда многочисленных гостей – подготовка к Цаган сару, то есть Сагаалгану и встреча основного монгольского Нового года в родной сторонке. К этому дню у всех монголов наводились идеальный порядок и чистота в доме, дворе, шилась новая традиционная одежда и готовилась праздничная еда. Это обязательно белая молочная пища, мясо и многое другое, в том числе «буузы», в эти дни каждая семья их заготавливала тысячами… 
    
Стойбище современного монгола-скотовода

    Сейчас стойбище – очень интересный симбиоз древнего и современного. Самое старое здесь – сама конструкция юрты, такая же, как и тысячу лет назад, и традиционные, исконно монгольские породы животных и монгольская пастушеская собака с «четырьмя глазами». Остальное уже имеет современные черты: юрта утеплена по-новому – сверху укрыта светлым толстенным брезентом, ниже два слоя войлока, лежащие на нарядном тонком материале. Полы в юрте деревянные с обязательным настилом из линолеума. В одной такой юрте я и побывал: очень тепло. Три мальчика, от четырёх до семи лет, нянчились с годовалым братиком. Все взрослые были чем-то заняты на улице. 
    Кажется, что большой работы у животновода в это время нет. Но это правда лишь отчасти. В монгольской степи нет леса, и семья из трёх поколений, в которую я попал, была занята уборкой во дворах и, заодно, заготовкой традиционного вида степного топлива, без которого при резко континентальном климате не прожить и дня. Электричество из-за больших расстояний в монгольской степи на стойбищах встретишь в редчайшем случае. Но в каждой юрте работает телевизор и кое-какая другая бытовая техника, они работают от панелей солнечных батарей и ветряков. Кажется, солнечным батареям степняки отдают большее предпочтение – их больше. Как сообщили скотоводы, у них на каждой стоянке пробурены скважины, воду добывают насосами с конным тяглом либо двигателем внутреннего сгорания. Также на каждой стоянке имеются трактора, у кого-то мощнее, а у кого совсем маленькие. Они-то и выручают для заготовки небольшого зимнего запаса сена. 
    
Монгольский очаг

    Очаг в современной монгольской юрте представляет собой небольшую забеленную печурку из кирпича с двумя-тремя горизонтальными обводными оборотами вокруг топливника. Топливо загружается, как правило, сверху через большое круглое отверстие, закрываемое крышкой или чаще котлом-казаном. Эти котлы иногда являются настоящими произведениями кухонного прикладного искусства. Они очень изящны по форме и размерам, идеально подходя для юрты. Отапливают жилища в здешней безлесной зоне республики только кизяком-«аргалом». В домашних очагах его используют круглый год. Углём, хотя его на душу населения добывается в десятки раз больше, чем в любой стране мира, отапливаются монголы редко, обычно это молодые семьи, у которых имеется водяное отопление от домашней кочегарки. Уголь для юрты не годится из-за едкого дыма. Другое дело «аргал». Дыма от него мало и запах даже довольно приятный от его основы – степного разнотравья. Одна беда – золы много. Печи для аргала монголы изготавливают во множестве вариаций. Придумана даже малюсенькая печурка с водяным котлом и раструбом сбоку для верхней загрузки. А добывается «аргал» степняками двумя способами: весной в степи или зимой во дворах. В конце апреля все жители степной Монголии выходят или выезжают в окрестные места, где пасся крупный рогатый скот, и специальными приспособлениями переворачивают найденные лепёшки вверх «подошвой», оставляя на день-два для просушки. В следующем выезде собирают их в кузова и увозят домой. По дороге можно встретить пожилых монголок на японских грузовичках, занятых этим важным делом. Сколько «аргала» собирают, для меня так и осталось тайной. Эти отходы жизнедеятельности домашних животных, что зимнего, что весеннего «производства», являются основой жизни в степи. При зимней заготовке «порции» надо умело сложить, чтобы к осени получился совершенно сухой кизяк-«аргал» – топливо и «хохир» – крошка для подстилки. 
     
Монгольская овчарка «банхар»

    Стойбища и скот в степи охраняет старинная монгольская собака породы «банхар», что означает «пушистый». Рядом исследователей указывается, что возраст породы уходит за 15 тысяч лет. Атавизм в виде двух светлых пятен над глазами у этой породы указывают на древность. Пятна эти защищали глаза от слишком яркого свечения солнца. Собак с «четырьмя глазами» практически нет нигде в мире, кроме Монголии. Собаки эти могут быть очень большими по размеру, они не боятся волков и потому их иногда называют волкодавами. Самые крупные «банхары» имеют много схожего с тибетскими мастифами и скорее всего эти две породы близки. В последнее время «банхары» очень модны среди собаководов, их считают очень умными, неприхотливыми, они не болеют чумкой. Уникальность породы ещё в том, что кожа и шерсть не имеют запаха и не аллергенны ввиду отсутствия жиропота. Говорят, что эти собаки очень преданны хозяевам, не опасны для детей, которых монголы просто обожают. Вообще, нигде, кажется, на планете кроме монгольского мира в государственных законах отдельно не прописывалось отношение к собакам. Ещё в своде законов Чингисхана указано, что за убийство сторожевой собаки ответчик обязан был заплатить двух быков.
     
Монгольские породы животных

    При экскурсии в монгольское стойбище показалось интересным, что хозяин ходил за отарой овец и коз пешком. Та стоянка находится на южном берегу высохшего Барун-Торея, озера на юге Забайкалья, вдающегося в Монголию на несколько километров. Берег был в высокой ветоши и в ветреную погоду на береговом увале было значительно тише, трава помогала укрыться отаре чисто монгольской породы овец и коз от пронизывающего торейского ветродуя-сквозняка. Сама отара, казалось, нисколько не боится любого ветра, плотный и длинный шёрстный покров овец и коз, большущих по размеру, даже издалека казался непробиваемой защитой от зимней стужи. Сам хозяин говорил, что грубая шерсть овец его отары ценится мало. Дороже шерсть мериносов от забайкальской тонкорунной породы, которых одно время держали в их госхозе. Но только лебезен меринос, в новых рыночных условиях этой породе не выдержать конкуренции с простой монгольской овцой. 
    Сейчас хозяин пасёт отару пешком, хотя кони у него есть. Где они, разузнать не удалось, скорее всего, они паслись в степи косяком. Зато в посёлке замечено довольно много привязанных то тут, то там коней. Лошади-монголки небольшого роста, но очень ладные. Один мальчишка скакал на таком коньке-горбунке из школы. Конёк шёл такой быстрой рысью, что школьника и на машине не догнать было на пустыре между микрорайонами приграничного поселения. Эта небольшая по размерам лошадь, как пишут учёные, по своему экстерьеру осталась такой же, как и во времена Чингисхана. Она близка к лошади Пржевальского. Хотя рост у монгольской лошади невелик, к пони она отношения не имеет. 
    Пишут также, что эта лошадь степняков очень неприхотлива, сообразительна и, главное, смирна. Дети монгольские, как рассказывают, на лошади ездят ещё до того, как научатся ходить. Сейчас в Монголии лошадь больше используется для традиционных гонок на длинные расстояния до 50 километров, реже для получения кумыса, а вот для тягла в ней нужда отпала. Также небольших размеров и монгольская корова. Она также как нельзя лучше приспособлена к тяжёлым климатическим условиям. Даёт очень мало жирного молока, как и все чисто мясные породы КРС, раньше служила хорошей тягловой силой, отмечено, что она, как и местная лошадь, исключительно вынослива. Мясо аборигенной породы очень хорошее на вкус, я его попробовал с «арсой» –  кисломолочным продуктом. Арса – это прозаическое блюдо, не для праздничного стола, готовящееся из «цагаа» и муки грубого помола, к мясу в зимнее время его подают очень часто. «Цагаа» в свою очередь квасят из «айрака», полученного из кисломолочного же «тарака». «Тарак» тоже кислый продукт из молока, но только не простокваша, для него нужна специальная закваска. Вот такая сложная процедура приготовления простого, на первый взгляд, кушанья «арса». 
    Все ингредиенты молочной «белой пищи» добываются в традиционном монгольском домашнем хозяйстве летом и ближе к осени. Так что заготовка её к Цаган сару начинается много раньше и на летнике и на зимнем стойбище. Видов «белой пищи» у монголов очень много, к ним можно отнести и молочную водку, у которой своя технология приготовления.
    Вот так, в немалом единении с природой, но на более современном уровне, живут сейчас монгольские животноводы, раньше называемые «аратами».
    
    Геннадий Болотов
Яндекс цитирования