Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Министр осталась довольна
ДОСЛОВНО
    Спасите ДК! Спасите село!
О ВАЖНОМ
    Про «ку-ку» и не только
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Награды за достойную работу
НАШИ ЛЮДИ
    Оптимизм – её лекарство!
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Я праправнук знавшего Варлаама…
    А входили в тройку крупнейших…
ПРОБЛЕМА
    Кулусутай хуже Мурманска?
КРИК ДУШИ
    Верните школу
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
    «Шумит, не умолкая, память-дождь…»
ТелеМАНИЯ
    Эта вечно весенняя «Весна». Часть 2
МУЖСКОЙ УГОЛОК
    Ремонт «салонной» иномарки: где лучше?
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    С дымком!
ВЫХОД В СВЕТ
    «Весенний променад»
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    История длиною в век
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Вместе мы – сила!
    Нашему Улан-Цацыку – 90 лет!
ПРОШУ СЛОВА!
    «Чернобыльцы» просят помочь
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    «Нам песни слагать в дни торжеств и минуты печали…»
Выпуск № 11 от 13.03.2018 г.
Нашему Улан-Цацыку – 90 лет!
В июне предстоит большое празднование юбилея села. Приглашаем всех уроженцев. Кому интересно, обращайтесь по телефону 8-924-503-41-32. В июне же селу Булум, тоже нашего Оловяннинского района, исполняется 80 лет. Готовится к изданию книга. А пока полистаем страницы истории…
    Первое поселение вблизи реки Турга на месте нынешнего поселения Улан-Цацыкское образовано в 18 веке монгольскими кочевыми племенами тунгусов и бурят-монголов. Самое первое документальное упоминание и описание этих мест есть у путешественника С.П. Крашенинникова. Так он описывает эти места в своём дневнике летом 1735 года: «Ехали через Тургу речку, где стойбище тунгусов. У которых взяли переменных тунгусских лошадей, а русских лошадей и подводчиков отпустили, но только взяли с собою 10 человек из русских для впрягания лошадей понеже тунгусы, так как братские и протчие иноземцы лошадей впрягать необычны, да и лошадей их, понежь на них никогда хомута не бывало, взапрегать в телегу очень трудно. Тунгуской народ ничем не разнствует от братских, только одним именем. Те – братские, а сии – тунгусы называются. Язык, платье, вера, житие и обычаи у обоих народов, однако только сей народ богатей и воистей оного. Всякой из них, колчюги, куяки и панцыри имеют. Живут такожде не на одном месте, но перекочевывают. Переменивши лошадей ехали через Шоктуй (Соктуй) речку, то есть сухую Туру, и у Джиран Чжунгурук (Цункурук) Частых озёр лошадей кормили. От Турги в 28 верстах. Того же дня ночевали у речки Борзи от Частых озёр 29 вёрст. Здесь лошадей свежих взяли» (орфография сохранена. – Прим. авт.).
    Согласно исследователю Г.Ф. Миллеру по реке Турге и в Тургинской долине жили и кочевали тунгусские племена дуликагиров, долотов, намятов, улятов, челкагиров.
    Об этих местах есть упоминание и путешественника П.С. Палласа от 1772–73 гг. «К вечеру доехали небольшими горами до речки Турги, которая течёт к Онону, а начинается (Турга) из вытекающих из гор небольших речек, промеж сей реки и Онон-Борзи лежащих. Здесь мы на «комарахъ» ночевать остановились. Шестого числа ехал я от Турги нарочитыми горами, из которых кои, что влево ведут к реке Онон, и называются Шаранай: сперва начинаются ровным местом, на котором имеются три маленьких озерка Гурбанъ-Нооръ; потом верст через пятнадцать проходит река Бырка, в Онон текущая».
    По указу императора Александра I от 29 июня 1806 года взамен земли, изъятой у бурят – кочевников хоринского народа для государственных нужд, им предоставили землю, удобную для скотоводства, в эту сторону от монгольской границы. 11 марта 1807 года были для них отмерены ближайшие земли – 105 тысяч десятин от местности Адун-Челона (хребет Эрмана), район Шерловой горы до южного склона горы Шаранай, по правую руку от реки Онона.
    По уставу 1822 года оседлые инородцы были включены в государственные крестьяне и пользовались всеми правами последних, относительно и землевладения. Кочевые инородцы сохраняют занимаемые каждым поколением земли, причём местное начальство должно отмежевать земли каждого племени. Эти земли охраняются от самовольного занятия их русскими и от кочевий других племён. Каждое племя может распоряжаться отведённой ему землей согласно господствующим обычаям и вправе заниматься на отведённых землях земледелием, скотоводством и промыслами.
    Но по-настоящему распоряжаться выделенными землями кочевники стали только с 1839 года, после образования Агинской и Урульгинской степных Дум в составе Нерчинского округа. А после волостной реформы в крае 1901 года и упразднения степных Дум на этих землях образуется Шундуинская инородная управа, Шундуинская волость.
    В Шундуинскую волость с центром в с. Шивия входили: Шундуинское (Шундуя), Шивиинское (Шивия), Усть-Караксарское (Караксар), Хара-Быркинское (Хара-Бырка), Больше-Соктуевское (Большой Соктуй), Быркинское (Бырка), Эдортуевское (Эдортуй) отдельные общества.
    Кочевавшие по Тургинской долине многие кочевники, тунгусы и буряты, начиная с 1860-х годов, стали вести оседлый образ жизни. На зимних хотонах (улусах), где стояли до десятка юрт, появились деревянные избушки и землянки, были загорожены поскотины. Первое название этого поселения из нескольких улусов – Верхне-Тургинский булук («булэг» – группа). Из доклада комиссии за 1900 год (Верхне-Тургинский булук в момент исследования, 28 августа 1897 года, состоял из 10 летних хоттонов (улусов)):
    1) Куку-Даву – в пади Соктуй, впадающей в реку Тургу;
    2) Соговоръ – на левой стороне Турги, выше Соктуя;
    3) Наярский – на правой стороне Турги, близ границы с тунгусами;
    4) Усть-Улятуевский – в устье сухой пади Улятуй, впадающей в Тургу с правой стороны;
    5) Усть-Быркинский – с правой стороны Турги;
    6) Усть-Урту-Кундуевский – на правой стороне Турги, ниже устья Бырки;
    7) Быркинский – на реке Бырке выше устья пади Алакой;
    8) Верхне-Алакойский;
    9) Нижне-Алакойский;
    10) Тутхалтуевский.
    «Самое большое расстояние между крайними улусами – около 12 вёрст, до Агинской Думы около 140 вёрст, до Цугольского дацана 40 вёрст, до окружного города Читы 290 вёрст. Во всех названных улусах зарегистрировано 159 хозяйств кочевых (юридически) бурят и тунгусов. Эти домохозяева составляют податную общину, так как объединяются совместным отбыванием междудворной (депшурной) гоньбы».
    По результатам комиссии о поземельном устройстве населения Забайкальской области, 23 апреля 1901 года был принят закон, где выработано определение, что «у кочевых инородцев к селению приравнивается совокупность домохозяев, постоянно проживающих на определённой части земель сельского общества и имеющих в пределах её как зимние, так и летние стойбища». Всё это относится и к Верхне-Тургинскому булуку. Ещё раньше, а именно 8 июня 1898 года, уже был царский указ «О видах на жительство для инородцев».
    Места эти привлекли кочевников наличием многих постоянных родников, рек, озёр, земельными угодьями, пригодными для пастьбы и разведения скота, а также проходящей недалеко соляной дороге от Борзинского солёного озера. По этой дороге возили соль на Нерчинские заводы и в село Шаранай на Онон.
    Название поселения Верхне-Тургинский булук просуществовало до революции 1917 года. Жителям этих мест досталось как от белых, так и от красных. Белые заставляли вступать в армию Семёнова и Унгерна, в случае отказа избивали, отбирали скот. В феврале 1918 года в связи с боевыми действиями в районе станций Даурия и Маньчжурия большевики стали требовать от бурят, живших по улусам, лошадей, одежду, мясо и, в случае отказа, отбирали это силой. Когда семёновцы отошли от Оловянной к Борзе, 200 семей бурят не успели откочевать. Красные за их участие отбирали деньги, скот и т.д., людей избивали, некоторых пытали. Верхне-Тургинский булук весь разгромили, осквернили Цугольский дацан, из Агинского дацана забрали телеги, у мирян – скот и лошадей целыми стадами. Вместо денег давали квитанции из штаба. Партизаны Лазо и Каландарашвили даже в конце 1920 года грабили бурят, отбирали скот и имущество. Оперативные сводки семёновцев пестрят сведениями о грабежах продовольствия, скота, имущества красными.
    Поэтому большая часть жителей этих мест эмигрировала в Китай и Монголию. Оставшиеся поселения существовали как бурятские хошуны (то же, что и булук). Начиная с 20-х годов, на землях Верхне-Тургинского булука стали создаватся ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли): «Нурын», «Хоогтын», «Дугандобын»; население было полностью бурятским. Осенью 1928 года на месте этих трёх объединений образовывается бедняцкое хозяйство. На сходе был избран совет, председатель и дано название – сельхозартель «Улан-Сэсэг». Возглавил хозяйство Амбуев (Вамбуев) Бабу, помощником был Жанчижап. На этом же сходе Юндэн Нимаев предложил назвать поселение Улан-Цацык («Красный цветок»). «Красный» – в честь Красного Октября, ну, а цветком – потому что в те годы вокруг села было очень много саранок (лилии кудреватой). Так появилось название села.
    С 1930 года в стране началась коллективизация и расселение тунгусов и бурят-кочевников из этих мест. Первого председателя сельхозартели и некоторые семьи выселяют. Часть семей эмигрирует в Китай (Внутреннюю Монголию). Артель с новым председателем Цыреновым Юндэном и большинством семей вместе с имуществом и скотом осенью 1933 года переселяется за реку Онон, в Кункур, Судунтуй, Зугалай, Хара-Шибирь. К концу 1933 года здесь осталась только одна семья.
    Весной 1934 года сюда приходят кавалерийские части 1-й Колхозной кавалерийской дивизии (с 1936 года – 22-я кавалерийская дивизия им. А.М. Горького). Небольшая часть 1-го (с 1936 г. – 13-го) конно-артиллерийского кавполка размещается на месте недавно образованного села Улан-Цацык. Часть семей вернулась обратно в родные места, стали работать подсобными рабочими в кавалерийском полку. Также жителями этих мест стали семьи, пришедшие с кавалерийскими частями.
    Весной 1938 года кавалерийские части, дислоцирующиеся от Адун-Челона до села Турги, преобразуются в Забайкальский военный конный завод. По приказу Управления военных конных заводов ЗабВО от 27 мая 1938 года, все эти части образуют Забайкальский военный конезавод №132. Штаб располагался в селе Антия Оловяннинского района, а небольшая часть конезавода сразу перебазировалась в местность Булум (недалеко от Антии). В декабре 1939 года штаб, весь начальственный состав и военнослужащие из Антии переезжают в Булум. В момент создания конезавода на этом месте было чистое поле, заросшее травой, и несколько небольших пашен жителей Большого Соктуя. Можно сказать, что поселение Булум основано с образованием Забайкальского военного конезавода Красной Армии №132. В этом году Булум отмечает 80-летний юбилей.
    Созданный конезавод разместился по сёлам: Большой Соктуй, Булум – отделение № 1, Антия – № 2, Улан-Цацык – № 3. Последнее становится овцечастью Забайкальского военного конного завода №132, сюда из разных мест (с Адун-Челонского совхоза, пади Уксахэ, Эдортуя, Ононского военхоза) приходят отары овец вместе с семьями чабанов. Потомки этих семей и сегодня проживают в селе Улан-Цацык.
    С началом ВОВ Забайкальский военный конезавод №132 беспрерывно поставлял на фронт лошадей для кавалерии С.М. Будённого. Лошади были как будённовской породы, так и других производителей, поставляемых с Кавказа.
    В 1954 году хозяйство приняло овцеводческое направление – образовывается овцесовхоз «Забайкальский». В ноябре 1957 года образован Булумский сельсовет, куда вошли сёла Булум, Антия, Улан-Цацык. В 1958 году овцесовхоз преобразован в одноимённый совхоз. Улан-Цацык как отделение совхоза просуществовал до 1981 года.
    В 1981 году 3-е отделение становится самостоятельным совхозом «Улан-Цацыкский» со своим сельским советом. В 1992 году совхоз преобразован в сельхозартель «Улан-Сэсэг», которая существует и сегодня. Начиная с 1991 года, на землях совхоза создано больше 20 КФХ, почти все они ликвидированы, остались единицы.
    Вот такая давняя история возникновения сельского поселения Улан-Цацыкское, образованного на месте тунгусского стойбища. И до сего дня здесь постоянно проживали коренные жители этих мест, вышедшие как из братских (бурятских) племён, так и тунгусских – дуликагиров, долотов, намятов, улятов, челкагиров. Поэтому можно с уверенностью сказать, что нашему поселению больше 282 лет.
    
    Александр Андреевич Номоконов, житель села Улан-Цацык, по материалам Оловяннинского районного архива, ГАЗК, ГАРБ, Комиссии Куломзина, рассказам сторожилов и др. источников.
Яндекс цитирования