Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Мосты Чита – Израиль
У ВСЕХ НА УСТАХ
    Пенсию – за горы?
НУ И НУ
    Китайцы с нами
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВЕННИКА
    Маньчжурские каникулы
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    Волонтёр – это звучит гордо!
    Нужна помощь и – скорая!
ХОЧУ СКАЗАТЬ
    Как повезло мне со свекровью!
    А где же памятник?
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
    Путину и Захарченко
ЗНАЙ НАШИХ!
    Не для себя – для других
1941-1945
    «… И из Эльбы коней напоили»
ТелеМАНИЯ
    В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие первое
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Посидим на котле
ПОДРОБНОСТИ
    Депутаты, плывите к нам в лодках…
ВЫХОД В СВЕТ
    Экофестиваль и отдых на озере
ЭТО ИНТЕРЕСНО
    Рукописи не горят…
ПО ЗОВУ ДУШИ
    В Хушенге продолжают строить церковь
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
ПРОШУ СЛОВА!
    Избирком, тебе слово
ФАЗЕНДА
    Не перезоли!
Выпуск № 26 от 26.06.2018 г.
В гости к прекрасному далёко. Хронопутешествие первое
Вот оно вовсю шагает, бежит, мчится, сбывшееся для всех школьников прекрасное летнее «далёко» – каникулы! Сегодня в «Телемании» история фильма, без которого немыслимы вот уже 33 года ни одни летние каникулы. Любимый и единственный, по-настоящему культовый фантастический фильм для юной (и не очень) зрительской аудитории – «Гостья из будущего»! Один из самых успешных кинопроектов за всю историю телевидения СССР – пятисерийная картина режиссёра Павла Арсенова. Борт «Телемании» трансформируется в кино-машину времени! Отправляемся транзитом через настоящее, в гости к «прекрасному далёко». Хронодвигатель запущен. ...Три. Два. Один. Старт! Вперёд... Э-э-э, простите... назад, в прошлое...
«Крёстный» и режиссёр
(хроносектор: осень 1979)

    Они ехали в одном поезде Севастополь – Москва», в одном вагоне, в одном купе. Оба возвращались со съёмок. У одного они были в самом разгаре – космические: со звездолётами, роботами, клонами, чужими планетами. У другого завершились: сугубо земные, лирические, драматические. Штатные режиссёры единственной в мире киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького Ричард Викторов («Через тернии к звёздам», 1980)  и Павел Арсенов («С любимыми не расставайтесь», 1979). Арсенов, за плечами у которого были драмы, трагедии и даже «авангардное» кино, просил у знаменитого кинофантаста Викторова совета, чем заняться дальше: «Понимаешь, Ричард, хочу теперь сделать этакое... необычное что-то... Ну, может, вроде твоих «Отроков во Вселенной»...» За разговором выяснилось, что есть общий хороший знакомый и коллега, писатель Кир Булычёв (настоящее имя Игорь Можейко). «Паша, ты его новую книгу читал? В прошлом году вышла. «Сто лет тому вперёд» называется. Продолжение приключений Алисы Селезнёвой из XXI века». Арсенов оживился: «Знаю...Читал первую книгу «Девочка с Земли». Очень понравилась...» – «Прочти продолжение и попробуй заняться. Космоса в ней почти нет, а потому с комбинированными съёмками будет чуть проще. Если что, помогу...» 
    
Кино по совету 
(хроносектор: январь 1980)

    Через некоторое время после поездки пока ещё не принявший окончательного решения по поводу новой картины режиссёр как-то встретился с учащимися одной из московских школ и задал вопрос: «Какой фильм вы бы посоветовали мне снять?» Арсенов получил 500 записок. Большинство просило снять фильм об Алисе Селезнёвой – экранизировать повесть К. Булычёва «Сто лет тому вперёд». «Видно, судьба. Чему быть, того не миновать», – подумал режиссёр и на следующий день с трудом отыскал в продаже книгу, прочёл и окончательно загорелся новой идеей. Встретился с автором повести. Ударили по рукам: Булычёв выразил готовность стать соавтором сценария. 
    
Сценарий: новые персонажи и… жанр? 
(хроносектор: зима 1981 – декабрь 1982) 

    Над сценарием под названием «Гостья из будущего» работали долго и кропотливо. Немало сцен и персонажей книги из-за особой технической сложности их съёмок было удалено. Но зато появились новые герои: робот-секретарь и уборщик Вертер из Института Времени, сотрудница этого же института, агент из будущего в XX веке – экзотическая красавица Лукреция, которую сценаристы затем переименовали в Полину и т.д.  
    Ныне мало кому известно, но «Гостья» могла стать фантастическим... мюзиклом! К фильму планировалось написать 12 песен. Даже для космических пиратов были написаны тексты. Но к счастью (или наоборот), Павел Арсенов передумал. В результате в картине прозвучала всего одна  песня, но такая, что на следующий день после премьеры её подхватила вся страна.
    
Дорогое «далёко»

    С самого начала уже было ясно, что его объём превосходит все мыслимые допуски хронометража обычного художественного и даже двухсерийного фильма, рассчитанного на прокат в кинотеатрах, а именно 5 часов 17 минут! Руководство студии разрешило авторам делать картину для  демонстрации на телевидении в пяти сериях, тем более, что Госкино и ЦТ уже подготовило официальный заказ на её производство. Сценарий «Гостьи» был готов к концу 1982 года. Прежде, чем его утвердить, государственные «продюсеры» ознакомились с его содержанием и... ахнули: Москва XXI века, космодром, Институт Времени, зоопарк с животными чужих планет (КосмоЗоо), летающий транспорт (флипы, флаеры), роботы, инопланетяне, космические пираты... Когда заказчики пришли в себя, они лишь сказали: «Финансы на ваше «Будущее» мы всё равно дадим, но не в таких «космических» масштабах. Если не хватит, будете выкручиваться сами, товарищ Арсенов...»  «Выкручиваться» товарищ Арсенов был готов. Сценарий был утверждён к производству в январе 1983 года, но режиссёр вдруг начал затягивать процесс подготовительного периода. Почему?
    
Без Алисы нет «будущего»

    Несколько раз перечитав повести о приключениях Алисы Селезнёвой (на тот момент Булычёв написал их три, включая основу сценария фильма – «Сто лет тому вперёд»), режиссёр пришёл к выводу: пока не найдена подходящая девочка на роль главной героини, о съёмках не может быть и речи. Алиса должна быть симпатичной, живой, умненькой и почти ничем не выделяться среди своих десятилетних сверстниц из XX века, за исключением загадочной улыбки и взгляда. В сценарии даже была фраза, сказанная одним из одноклассников гостьи из будущего: «Смотрит-то как! Не по-нашему...» Ассистенты режиссёра приступили к усиленным поискам Алисы. Длилось это не один месяц.
    
Коля, космопираты и «звёзды» 
(хроносектор: январь – март 1983)

    С соратником Алисы по борьбе с космическими пиратами за прибор, читающий мысли любых живых существ Вселенной, – миелофон, Колей Герасимовым из XX века, оказалось всё просто – анкета и данные московского школьника Алёши Фомкина были в картотеке студии. Талантливый парнишка уже успел сняться в сюжетах трёх выпусков «Ералаша». Остальные героями-детьми было тоже несложно – в течение двух-трёх недель они были найдены в школах столицы.
    Исполнители взрослых ролей нашлись скоро. Вячеслав Невинный и Михаил Кононов с восторгом приняли предложение режиссёра воплотить образы инопланетных злодеев Весельчака У. и Крыса. Сразу согласились поработать в необычном фильме и звёзды отечественного кино Георгий Бурков (врач Александр Борисович), Валентина Талызина (старшая медсестра), Наталья Варлей (спортивный тренер, чемпионка Марта Скрыль), Игорь Ясулович (сотрудник КосмоЗоо), Людмила Аринина (бабушка подруги Алисы – Юльки Грибковой), Елена Цыплакова, Владимир Носик... Особо Арсенов был доволен, когда на съёмки дала согласие главная «инопланетянка» СССР, фотомодель и актриса Елена Метёлкина, ярко засветившаяся в одной из главных ролей (инопланетный клон Нийя) в фантастической картине Р. Викторова «Через тернии к звёздам» – девушке с экзотической внешностью была предложена роль сотрудницы Института Времени Полины,  «курирующей» сектор XX века.
    
Из УгРо – в роботы

    Был среди взрослых кандидатур на участие в фильме Евгений Герасимов. За его плечами было 35 фильмов, где он исполнял в основном серьёзные драматические роли. Прославился Герасимов прежде всего одной из главных главной ролей инспектора уголовного розыска Рослякова в картинах «Петровка, 38» и её второй части «Огарёва, 6». Узнав, что на студии готовятся к съёмкам необычного фильма, Герасимов стал просить своего давнего знакомого Павла Арсенова дать ему какую-нибудь роль. Оказалось, что «серьёзный» актёр всю жизнь мечтал сняться в фантастической картине, а тут выпадал такой шанс... Когда режиссёр увидел фото- и кинопробы Евгения, то сразу понял – лучшего робота Вертера ему не найти.
    
Две Алисы

    После фотопроб более чем сотни кандидаток одна из ассистенток режиссёра зашла в 692-ю школу. И вдруг удача – сразу две Алисы! Первой оказалась Лена Рулёва из 5 «А». Девочке было предложено прибыть на следующий день к девяти утра на студию для фотопроб, но на завтра она слегла с ангиной и высокой температурой, о чём впоследствии очень переживала…
    Об этом мне поведала сама несостоявшаяся Алиса Елена Рулёва, с которой я обучался в одном из институтов Москвы. 
    Ученице параллельного класса, повезло больше. Именно её привела на следующий день на студию ассистент. Режиссёр вспоминал: «Как-то заходит ко мне одна из моих ассистенток и говорит: «Павел Оганезович, смотрите, кто у меня!» А там, из-под руки, выглядывает этакое изящное маленькое существо в школьном фартучке – глазищи синие, бездонные, большие. И сияют. Улыбка застенчивая и какая-то... неземная, что ли. «Да это же и есть Алиса!» – пронеслось у меня в голове. «Ты какого года рождения, девочка?» – спросил Арсенов. «Алиса» явно заволновалась и убавила себе… столетие… по ошибке: «с 1872-го». «Ну вот, ты у нас гостья из прошлого». Все рассмеялись. Наташа была пластична, невероятно обаятельна, естественна и не боялась камеры. А ещё была очень начитанная, любопытная, энергичная и любила играть в шахматы. В этот же день Наташа была утверждена на главную роль.
    В марте 1983 года киномашина времени Павла Арсенова стартовала…
    В следующем хронопутешествии: технологии изготовления машины времени по-советски. Стихи и страдания Вертера. 50 сантиметров Института Времени. Тахионный генератор, Эрнё Рубик и его «прибор» настройки генератора. Терминатор и Вертер по-итальянски  «Кино не смотреть!» – «жестокий» запрет режиссёра и его тайна…
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования