Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Актуально
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Главное – общение
УГОЛКИ ЗЕМЛИ РОДНОЙ
    Нижние Ключи: детей бы учить да песни людям петь
ЗДОРОВЬЕ
    Время испытания на прочность
    Зубочистки – в печь!
1941-1945
    Фронтовое письмо
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Напутствие от «ребёнка войны»
ТелеМАНИЯ
    Пираты: романтика и правда жизни. Часть 2
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Полностью оправдан
ВЫХОД В СВЕТ
    Шьём дэгэл
НАШИ ЛЮДИ
    Пчела, сиди дома!
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    За большое человеческое сердце
СОВЕТУЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ
    Бизнес, позволь тебе помочь
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Забайкальская вольная поэзия
    Литературная гостиная
ФАЗЕНДА
    Луговой мотылёк особо опасен!
Выпуск № 24 от 16.06.2020 г.
Пираты: романтика и правда жизни. Часть 2
Сниматься с якоря... Свистать всех наверх! Команда, ставь паруса! Отходим... Продолжаем плавание через туманы и рифы, сто тысяч морских чертей им в глотку, литературно-киношных выдумок и фантазий писателей-режиссёров о джентльменах удачи, корсарах, флибустьерах – к правде (или около того) пиратской и её «романтике». Йо-хо-хо! На абордаж! А теперь пусть на грот-мачте спляшет…
    
…Весёлый Роджер!

    Сегодня многие читатели и зрители полагают, что Весёлый Роджер являет собой исключительно чёрный флаг с ухмыляющимся черепом и перекрещенными костями или саблями (как тут не вспомнить «Пиратов Карибского моря»). Любопытно, что задолго до «золотых» веков пиратства сей чёрный стяг с частями человеческого скелета использовался на морях-океанах и даже крупных судоходных реках в мрачных, но достаточно мирных… медико-эпидемиологических целях – служил сигналом, что на борту (или в портовом городке) эпидемия чумы. Со временем чёрный флаг с черепом и косточками монополизировал суровый морской криминал «берегового братства».
    Однако на самом деле целый ряд известных пиратов имел свои уникальные флаги, отличавшиеся как изображением, так и цветом: синие, чёрные, с изображениями красного петуха, скрещенных шпаг, песочных часов и даже барашка. Что же касается «классического» Весёлого Роджера, то такой флаг впервые был отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века. А вообще-то водрузить такой стяг значило здорово приблизить свою шею к виселице.
    Откуда же пошло прозвище «Весёлый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно – «Красный Знак»). Будучи переведённым обратно на английский, он превратился в «Jolly Roger» – «Весёлый Роджер». Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени слово «roger» значило «мошенник» или «вор». Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».
    
Тайна 15-ти и сундука мертвеца

    Упомянув о классическом пиратском стяге, как не вспомнить залихватское:
    Пятнадцать человек на сундук мертвеца,
    Йо-хо-хо, и бутылка рому!
    Пей, и дьявол тебя доведёт до конца,
    Йо-хо-хо, и бутылка рому!..

    Эту классическую пиратскую песню широкий круг читателей впервые «услышал» из уст Билли Бонса в трактире «Адмирал Бенбоу» в романе Стивенсона «Остров сокровищ», а затем на палубе шхуны «Испаньола» от одного из главных героев книги – старого одноногого пирата Джона Сильвера, где часть команды дружно подпевала своему предводителю: «Йо-хо-хо...» Некоторое время считалось, что пара куплетов в романе – вымысел Стивенсона. Однако в конечном итоге выяснилось, что эта песня была действительно «народной» пиратской, была популярна у английских моряков в XVIII веке, имела семь куплетов и несколько вариантов. Называлась она... «Страсти Билли Бонса». О самом пирате, которого Стивенсон сделал героем своего романа, в песне ничего не говорилось, и вполне вероятно, именно он был автором её слов. Не менее интересно и то, что песня основана на вполне реальных событиях XVIII века, произошедших в Карибском море, в районе Кубы, на крохотном островке под названием... Сундук Мертвеца!
    На пиратском корабле «Месть королевы Анны», которым командовал капитан Эдуард Тич по прозвищу Чёрная Борода, вспыхнул мятеж. Однако капитан подавил бунт и 15 особо активных мятежников, среди которых был квартирмейстер (командир абордажной команды) Уильям Томас Боунс (Билли Бонс), решил высадить на необитаемый остров под названием Сундук Мертвеца (небольшая пологая скала с небольшими кустарниками в группе Виргинских островов). Каждому из пиратов-ренегатов вручили по бутылке рома, видимо, для того, чтобы позабавиться – всем пиратам было известно, что ром не утоляет, а усиливает жажду. После чего корабль Тича спокойно уплыл восвояси. Каково же было удивление Тича и его подельников, когда, вернувшись через месяц к острову, не имевшему источников пресной воды и сколь-нибудь пригодной пищи, они увидели истощённых, но живых всех 15 бывших мятежников. Пираты выжили тем, что собирали росу, разбавляли её морской водой и пили. Питались убитыми змеями, морскими черепахами и крабами. Все 15 человек были прощены атаманом и взяты на борт.
    
Тайна «йо-хо-хо» и...

    Что же касается разудалого припева песни «Йо-хо-хо...», то для слуха русского (и вообще славянского) читателя и зрителя он похож на бравирующий, хохочущий возглас пиратов. В реальности «йо-хо-хо» у английских моряков того времени соответствовало нашему: «Эй, ухнем...» или «Раз, два, взяли!». В общем, когда команде судна требовалось разом приложить какие-либо физические усилия. Вот так...
    
Чёрная метка

    В целом ряде знаменитых «пиратских» романов и кинофильмов обвиняемому в нарушении устава, правил, порядков и обычаев Берегового братства пирату (или группе пиратов) вручается страшный пиратский знак – «чёрная метка» (англ. Black Spotдословно – «чёрное пятно»). Это был кусочка чёрной бумаги (Джону Сильверу пираты вручили кусок обложки Библии) или карты с нарисованным сажей чёрным пятном. При передаче такой чёрной метки сажевое пятно отпечатывалось на ладони обвиняемого пирата, тем самым помечая его... На самом деле чёрная «повестка» на «суд» джентльменов удачи – вымышленный пиратский атрибут. Придумал термин и понятие «чёрная метка» всё тот же легендарный Стивенсон в «Острове сокровищ», а уж далее его подхватили другие «пиратские» романисты и кинематографисты, затем внедрив в жизнь «пиратскую». В реальности у пиратов морей и заливов Карибского бассейна роль «чёрной метки» исполняла простая игральная карта – пиковый туз. Её показывали лицам, подозреваемым в предательстве. Она «говорила», что человеку грозит смерть или его не хотят здесь видеть.
    
Чёрная повязка

    В любом романе или фильме, посвящённом романтике жизни джентльменов удачи, непременно имеется герой (а то и не один) с чёрной повязкой на глазу. Без оной вроде бы и пират – не пират. Выходит, что чуть ли не в каждой команде корабля был одноглазый корсар? Бывало, конечно, в битвах и пьяных портовых драках вышибали пирату «иллюминаторы», но это случалось не чаще, чем у обычных любителей выпить и подраться. Получается, джентльмены удачи носили чёрные повязки на здоровых глазах? Зачем? Для форсу или для испуга ограбляемых на морской акватории купцов и прочего богатенького люда? А вот нет! Оказывается, во время абордажных боёв пираты разделывались с командой жертвы на палубе, а затем сигали во внутренние помещения корабля, где было довольно-таки темновато, для завершения работы. Перескочив внезапно после дневного света в глухой полумрак, пират на несколько секунд становился почти слепым, и пока зрачки глаз, как положено, расширялись, адаптируясь к темноте, джентльмена удачи покидала удача, ибо бедолага протыкался холодным оружием противника или дырявился «горячим». Вот потому ряд пиратов и пристраивал перед боем «занавеску» на один из «иллюминаторов», чтобы в нужное время вступал в работу заранее привыкший к темноте глаз. Впрочем, некоторые «пиратские» историки подвергают эту версию использования чёрной повязки сомнению. Скорей всего, она была нужна пирату при проведении сугубо мирных погрузочно-разгрузочных работ в трюме, чреватых для работников различными производственными травмами, в том числе и органов зрения.
    Имеется версия, что повязка нужна для ориентации на морях-океанах (тогдашние приборы – секстанты – не имели в комплекте тёмных защитных стёкол, и штурманы были вынуждены нередко глазеть через прибор на солнце). Со временем зрение одного из глаз начинало садиться...
    Есть по поводу пиратской повязки «железная» версия – её для смачного, непередаваемого колорита просто навязали пиратам художники, включая «отца» внешнего образа пирата – американца, художника, иллюстратора и писателя Говарда Пайла (1853–1911), писатели и кинематографисты. И стереотип стал вечным...

Правда о романтике пиратской

    В финале – о «романтической» жизни джентльменов удачи... Настоящих. В понимании восторженных, особенно молодых, читателей романов и зрителей, её просто не было. Да и судите сами: пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а вовсе не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Морских разбойников нещадно вешала сухопутная Фемида разных стран. Лишь немногие из них умерли дома в своей постели. Знаменитого когда-то Франсуа Л›Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге. Сэр Френсис Дрейк, хотя и добившись реабилитации, удостоившись королевских наград за боевые заслуги перед британской короной и географические открытия, получив рыцарское звание, в конечном итоге получил пощёчину от собственной Фортуны – пустившись в одно из своих плаваний к берегам Америки, заболел и умер в мучениях от тропической лихорадки. Генри Морган, хотя и провёл свои последние годы в статусе официального губернатора Ямайки, был полностью «взят на абордаж»… ромом и умер от цирроза печени. Уильям Кидд, повздорив с собственным экипажем, спасаясь бегством, сдался английским властям, был отвезён в Лондон и там в 1701 году повешен, причём его тело провисело в железной клетке над Темзой… 23 года! В назидание корсарам о неминуемой каре. Эдвард Тич убит во время абордажной схватки, и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля. Стоит ли перечислять дальше?
    Иное дело – литературные и кинематографические произведения – полная свобода самой буйной авторской фантазии писателей-сценаристов-режиссёров! Вот и творится уже не первый век полный беспредел пиратской «романтики».
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования