Они были первыми в своём жанре: музыкальными, «хипповыми», «стиляжными» и «ништячными». Когда их показывали по телеку, мы бросали всё и смотрели, смотрели, смотрели… Вся страна распевала песни-хиты. В XXI веке их не смогла затмить никакая голливудская анимация...
Великие мульт-рокеры и попсовики «Бременские музыканты» – два культовых шедевра отечественной мультипликации, коим исполнилось: первому уже 47 лет, а второму ныне стукнет 43 года! Сегодня о них, любимых, поскольку повод весьма подходящий – в эти ноябрьские деньки, в одном из читинских кинотеатров, они появились вновь. Правда, в несколько ином, более «криминальном» виде, с изменённой внешностью и сюжетом, в новом полнометражном российском мультике «Бременские разбойники». Что там и как, смотрите уважаемые друзья сами, а сейчас – о классике…
Началась вся эта музыкально-рисовально-знаменитая мульти-история создания приключений странствующих музыкантов с творческого... кризиса!
Инессо-страдания
Начинающий режиссёр-мультипликатор Инесса Ковалевская (будущий автор музыкальных мультшедевров «Как львёнок и черепаха пели песню», «Катерок», «Чучело –мяучело», «В порту») после довольно средних мультиков «Автомат» (1965 г.) и «Четверо с одного двора» (1967) мечтала снять что-нибудь этакое большое, музыкально-песенное, захватывающее и без единого слова прозы. Увы, муза явно не собиралась посещать режиссёра. Как-то в феврале 1968 года во время обеденного перерыва в кафешке студии «Союзмультфильм» к угрюмой Ковалевской за столик подсел поэт Юрий Энтин. Узнав об исканиях режиссёрши, Энтин хлебнув кофе, с ходу брякнул: «Тебе надо что-нибудь сказочное и незаезженное, скажем «Бременских музыкантов» братьев Гримм». «Что-то я не очень её помню», – удивилась Ковалевская. Поэт уже загорелся идеей: «Да не важно. Я тебе помогу».
Ужасная сказка
Однако, когда они внимательно прочли первоисточник, сказку Гримм, то пришли в ужас: сюжет был более чем бредовый: молодые хозяева выгнали на улицу четырёх животин пенсионного возраста. Мохнато-хвостатые бомжи решили пойти в Бремен, чтобы заделаться музыкантами. По дороге встретили какую-то старую каменную халупу с разбойничьей «малиной» внутри, залезли друг на друга, сделав акробатическую пирамиду. Разбойники, увидев такой «цирк» в ужасе разбежались. Осёл, пёс, кот и петух заняли помещение и стали жить на их награбленное золото. Всё! Почувствовав тяжёлый взгляд закипавшей режиссёрши, Энтин торопливо предложил: «Э-ээ… пошли к Ливанову, он переделает всё как надо».
Действительно у актёра, сценариста и писателя Василия Ливанова опыта было более, чем у Энтина. К этому моменту у него уже вышло несколько сборников сказок, которые хвалил сам Самуил Маршак.
Рождение
«Как известно, мы народ горячий», – произнёс вместо приветствия, входя в квартиру Ливанова, Энтин неизвестно откуда пришедшие в голову строчки. Ливанову понравилось: «Есть здесь что-то лихое, разбойничье». И через пять минут уже придумал новых главных героев: глупого Короля и неунывающего Трубадура. Примкнувший к группе композитор Геннадий Гладков обратил внимание на то, что в сказке непременно нужна «лав стори». Так решилась судьба Принцессы.
Вскоре из убогой сказки Гримм появилось нечто совершенно новое. От оригинала осталось только название. Сценарий был написан всего за неделю, и его сразу же понесли руководству «Союзмультфильма». В небывало короткий срок, всего через четыре дня (!), в марте 1968 года мультфильм запустили в производство.
«Фанера» в полночь
Сначала было решено записать фонограмму, а после уже рисовать героев. Роли распределили следующим образом: за Трубадура должен был петь Олег Анофриев, за Принцессу – солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, за осла, пса, кота и петуха Love Story остальные участники «Аккорда». Атаманша «собиралась» петь голосом... Зиновия Гердта. Фонограмму должны были записывать на «Мелодии». Поскольку все студии самой крупной музыкальной фирмы СССР были постоянно заняты, запись в одной из них назначили на двенадцать ночи.
Когда творческая команда явились к назначенному сроку, то обнаружила... одного Олега Анофриева, да и то он пришёл сказать, что записываться не может по причине простуды и высокой температуры. Вскоре позвонил весёлый Гердт и с извинениями сообщил, что был на вечеринке, не рассчитал силы и просил перенести запись. С такой же просьбой следом позвонили «аккордовцы». Ливанов, Ковалевская, Энтин и Гладков полезли на стенку: ни о каком переносе не могло быть и речи! В следующий раз «Мелодия» просто не предоставит студии. Упали в ноги «болезному» Анофриеву (благо голос его не хрипел). Тот развёл руками – попробуем. Далее решили писать фонограмму-мюзикл своими силами. Среди ночи Энтин давай названивать своим знакомым: поэту Анатолию Горохову (тот, что написал известные строки «Наша служба и опасна и трудна...») и певице Эльмире Жерздевой.
Трубадурствующие у микрофона
Анофриеву было предложено спеть и за Трубадура и за всех разбойников. Условие было одно: прикалываться, валять дурака, нести творческо-музыкальную ахинею. Олег тщательно обдумал все голоса своих персонажей. При записи разбойничьего хита «Бяки-буки» поинтересовался у режиссёра, какой ей видится Атаманша? «Ну, что-то вроде Фаины Раневской», – ответила Ковалевская. Под «Раневскую» Олег и спел. В конечном итоге Анофриев забыв про свою температуру, так разошёлся, что предложил спеть и за... Принцессу. Но в те годы было не принято озвучивать девушек мужским голосом. А жаль. Было бы ещё смешнее. В итоге Принцессой стала Эльмира Жерздева. Анатолий Горохов спел за всех бременских музыкантов (это ему принадлежит знаменитое ослиное «Йе! Йе-е! Йе-е!»). Внёс свою лепту в запись фонограммы мюзикла и Геннадий Гладков: пел в общем хоре и в песенке охранников. «Большо-ой секрет!» – восклицает глупый Король голосом Гладкова.
Вся запись будущей самой популярной советской музыкальной сказки были проведена в рекордно короткие для таких видов работ, сроки – всего за пять часов!
От скоморохов до ХИППАРЕЙ!
Теперь творческая группа взялась за визуальный облик героев мультика. Художник Макс Жеребчевский сделал несколько набросков героев в традиционной средневеково-сказочной манере. Режиссёру они не понравились: Трубадур был в дурацком скоморошном колпаке, Принцесса длиннющем кринолине... Ковалевская и Анофриев перерыли у знакомых массу иностранных журналов. Вдруг на глаза попалось фото светловолосого американского певца в джинсовых брюках клёш. Певец чем-то походил на Элвиса Пресли с причёской а-ля «Битлз». «Вот этот-то чувак нам и подойдёт!» Так Трубадур стал «хипповым» парнем.
Принцессу Ливанов целиком срисовал с жены Энтина Марины. Даже в сексапильное короткое красное платье наследницу престола одели «с плеча» Марины. В нём жена Энтина, когда-то выходила за поэта замуж.
Довольно долго возились с разбойниками. Рисовали их и косыми, и рыжими, и зелёными – всё было не то, пока редактор мультика Наташа Абрамова не принесла календарь с фотографиями популярной троицы: Вицина, Моргунова и Никулина. Ну, чистые же разбойники! Так и срисовали с Труса, Балбеса и Бывалого.
Удивительно, но и Атаманша имела вполне реального прототипа – балерину Вишневу из Театра оперетты. По совместительству жена режиссёра Вячеслава Котёночкина, создателя «Ну, погоди!», она и в самом деле иногда устраивала зажигательное танцевальное шоу на бочке. Однако большинство зрителей до сих пор видят в прототипе Атаманши актрису Нонну Мордюкову.
«Бременская» мегаплатина и детская марихуана
Пластинка «Бременские музыканты» вышла немного раньше мультфильма. Сумасшедшие тиражи диска в 28 миллионов экземпляров даже затруднительно обозначить. Диск считается «золотым», если количество проданных копий составляет 100 тысяч экземпляров (в США 500 тыс.), «платиновым» – 300 тысяч (в США 1 миллион).
Небывалая популярность мюзикла и вышедшего в первых числах июля 1969 года мультфильма стала всенародной. И если всё население СССР с упоением распевало хиты Гладкова и Энтина, то официальная критика и музыкальная номенклатура безжалостно их громила. Композитор Ростислав Бойко назвал мюзикл и мультфильм «марихуаной для детей», а известная театральная деятельница Наталья Сац с возмущением говорила, что Тихона Хренникова было продано всего 3 миллиона экземпляров – приближается развал страны! В Министерство культуры от чинуш разного ранга приходили гневные письма: «Как можно петь для детей про разбойников и покойников?!»
…Брежнев против Трубадура: бескровные репрессии и «кровные». Загадка второй части. Сыщик и ужас Анофриева. Стиляги и бременские мьюзикмены. Как Муслим стал «лучезарным». Страшная правда о том, что реально искал Гениальный сыщик. Мегаплатиновые хиты за мелочь. Кто она такая, что была «сякая». Об этом в следующей «Телемании».
Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора