Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Балалаечная классика
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Онкологический диспансер: курс на развитие
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
    «Больной» район
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Нашествие нищих и музыкантов
АКТУАЛЬНО
    Микрочип для бурёнки
ЗНАЙ НАШИХ!
    Дом, в котором живёт счастье
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    По дороге декабристов
КАЛЕЙДОСКОП
    Новая схема для мусора
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    В защиту главы Маргариты Кожокарь
ЛЮБИТЕ ИСТОРИЮ
    Как в Сретенске появились евреи
ТелеМАНИЯ
    Теле-дальновидение III рейха
СЕЛЬСКИЙ ЧАС
    «Поговори со мною, под городской луною…»
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Согчен дуган – «неопалимая купина»
ПО ЗОВУ ДУШИ
    «А сердце в Читу, всё в Читу, всё в Читу возвращается…»
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостинная
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Хозяин таёжных речек
МЕСТА ЗАПОВЕДНЫЕ
    Волшебная вода
ФАЗЕНДА
    Паутинный клещ
Выпуск № 33 от 16.08.2016 г.
Согчен дуган – «неопалимая купина»
Главный соборный храм Агинского дацана после пожара отстраивают всем миром: ещё немного, ещё чуть-чуть
Неважно, каким и скольким небесным защитникам молишься, побывать в храмовом комплексе в пяти километрах от столицы округа надо: за большими воротами, и даже ещё раньше, бег жизни замедлен, всё выпавшее на долю кажется справедливым стечением сущего и воспринимается так же, как серый накрапывающий дождь, что мерным спокойствием, как истый буддист, провожал нас во время экскурсии по территории дацана.
    Целью поездки в Амитхашу было, конечно же, узнать, как продвигаются восстановительные работы в Согчен дугане. (Пожар в здании 1883–1884 годов постройки случился ночью 27 мая 2014 года из-за короткого замыкания электропроводки, перехлёста проводов в юго-восточной части здания. Местные монахи в столь обыденное объяснение, кажется, не очень верят. Но и о злом умысле по отношению к самой миролюбивой религии на Земле думать тоже странно. Так или иначе, но святыня была почти уничтожена огнём).
    Издалека представлялось, что без главного храма деятельность дацана если не прекращена, то приостановлена. Возможно так и было бы, иди речь о другой конфессии. Здесь же всё по-прежнему. Только в большие праздники сотни верующих пока не могут, как раньше, собраться под гостеприимной крышей дугана. 
    Но семьями приезжают в дацан буряты (и не только). За молебном во здравие, за советом астролога, за консультацией знахаря тибетской медицины. За тем самым верным ритмом движения и мысли, который не позволяет короткому человеческому веку рассыпаться на сотни ненужных стремлений и дел. 
    На простых, совсем деревенских крылечках и скамьях посетители дожидаются очереди у домиков лам. А те, отрешённые, красными одеждами расцвечивая день, улыбаются дождю и чему-то одному им ведомому. 
    Бьёт в подставленные посудины ледяная струя священного источника. Свадебные кортежи спешат за благословением молодым. Нежные невесты и бравые женихи раскручивают религиозные барабаны, оставляют богам подношения. 
    Играют на траве черноглазые ребятишки. Миролюбиво помахивают хвостами зубастые псы (тоже, видно, заглянули за отдохновением!). На дорожках следы и «лепёхи» степенных крупнорогатых «паломников». Бежит по лугу, красуясь, вороная лошадка. В вышине вопят во всё горло вороны, не нарушая впрочем, общей гармонии – тут рады всем.  
    И по-прежнему ламы читают сутры для обретения долгой жизни, богатства, защиты от невзгод, нахождения лучшего перерождения...
    С Цыдып-ламой, пресс-секретарём дацана, да ещё с парой журналистов из Латвии направляемся туда, где стучат топоры, гудит бетономешалка, – к Согчен дугану, шедевру бурятского зодчества, памятнику культуры федерального значения с более чем столетней историей, возрождаемому из обожжённых руин.
     
Всем миром
    – Целыми остались только каменные стены. Всё деревянное, можно сказать, полностью сгорело. Северная часть ещё более или менее была сохранена, потому что ветер дул с севера, с учётом того поливали и пожарные расчёты. Остальная часть здания пострадала очень сильно. К счастью, все культовые предметы, бесценные книги и т.д. удалось спасти. Минут сорок, пока второй этаж полыхал (пожар начался сверху), мы выставили несколько окон и всё вынесли, – рассказывает Цыдып по пути, и после этого представшее перед нами кажется чудом: сегодня дуган, посвящённый Будде Шакьямуни, практически восстановлен. 
    Перед бурятской нацией, умеющей беду побеждать единством и радоваться тоже всем вместе, «русскому Ивану», часто непомнящему родства, впору снять шапку. Однако пламя, взметнувшееся над дацаном, взволновало людей многих национальностей и вероисповеданий. Благотворительные концерты уже осенью 2014 года прошли в Чите и Улан-Удэ. На призыв о помощи откликнулись люди из всех уголков страны и из зарубежья, а агинчане – молодцы, умело организовали работу, первым делом создав попечительский совет, куда вошли самые уважаемые, именитые жители округа; во главе совета – чемпион Паралимпиады, гордость Аги лучник Тимур Тучинов. При дацане открыли специальный счёт для пожертвований. Он и сейчас открыт, потому что средства для восстановления храма нужны огромные – на всё про всё требуется 187 миллионов рублей (из них 40 миллионов на общестроительные работы и почти 150 – для восстановления уникальной резьбы, полностью уничтоженной огнём). Администрация округа регулярно публикует подробные (до копейки) отчёты о структуре поступлений и трат.
    Более 30 миллионов рублей было выделено в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)». Особую в этом роль отводят Баиру Жамсуеву и Иосифу Кобзону, на территории округа не нужно прибавлять к этим именам должности, не станем и тут. 
    Около 19 миллионов собрали, что называется, всем миром; из этих средств в том числе была оплачена проектно-сметная документация, дело это по сегодняшним временам очень затратное, тем более в историческом здании. Не обошлось и без других процедур, неведомых нашим рукастым, строившим на века предкам: тендер на проведение восстановительных работ выиграла московская организация, а субподрядчиками наняла улан-удэнцев – ООО «Лотос». В 2015-м начались восстановительные работы (до того нужно было ещё расчистить территорию, почти на год законсервировать, укрыть от дождя и снега, что сохранилось после пожара). 
    Что любопытно, когда двести лет назад дацан строился (см. Истфакт), строители были русскими, оттого влияние православной культуры отмечалось в архитектуре буддийского храмового комплекса. Ныне Согчен дуган восстанавливают улан-удэнцы (нация воспитала собственных зодчих), и всё же в строительных бригадах – интернационал (буряты, русские, таджики, китайцы...). Есть в этом особый смысл единения народов, ведь и буддизм не имеет национальности. 
    Встреча с латвийцами Игорем Мейденом и Светланой Марковой в Агинском это лишний раз подтвердила. Оказывается, и в Риге дацаны есть и последователей Будды там немало. Европейцев привлекает в основном буддистская философия, главным образом – отношение к жизни и ко всему живому. Кстати, среди студентов Агинской буддийской академии (находится на территории дацана) латвиец есть!
    ... Но вот мы уже подошли к строительной площадке. 
    
Лотосы из пепла
    – Основной объём работ проведён. Три этажа построены. Сейчас черёд резьбы по дереву, – уточняет Цыдып-лама, ловко ныряя под строительные леса, за ними, в тёмном, черновом пока помещении первого этажа, трудятся резчики. Никакой гари не осталось в помине (да и откуда в практически заново построенном здании!) – только запах свежего дерева. 
    Кроме специалистов ООО «Лотос», этот кропотливый труд взяли на себя и местные самородки. Работают по старым эскизам, рисункам, фотографиям. Дело ответственное, кропотливое, почётное. Любовно и ловко, с кажущейся лёгкостью, режут по дереву характерный орнамент Станислав и Роберт, искусные мастера. Деревянные лотосы потом украсят карниз (вон сколько готовых досок уже лежат в сторонке...). 
    Ещё не украшены, но и так хороши, 60 колонн дугана. Реликтовые деревья диаметром 60 сантиметров понадобились для восстановления колоннады. Одна сосна – одна колонна!
    Когда убирали сгоревшее, под старыми колоннами нашли монеты царских времён (традиция закладывать их была во все времена). Монеты вернули на место, прибавив к ним сегодняшние «деревянные».
    Обогревался зал грандиозного сооружения с помощью четырёх тепловых пушек (их включали за день-два до того, как верующие собирались в Согчен дугане). В дацане очень сложно (да и необязательно) держать постоянный температурный режим, потому что Хуралы проводятся только шесть раз в году. В Согчен дугане, например, в зимний период только 15-дневный молебен проходит во время встречи нового года по Лунному календарю. Тогда в дацане собираются до 10 тысяч человек! Даже Согчен дуган не в силах вместить столько. Народ приезжает со всех окрестных деревень, толпа внутри и снаружи здания до наружной арки. Считается, что во время одного из обрядов сжигается весь негатив, накопленный за год. Конечно, каждому хочется оставить эту «сажу» в уходящем году.
    Строительством ведётся «по-старому» – то есть так, как строили больше века назад, ведь к восстановлению памятника культуры требования особые. Никаких пластиковых окон – как раньше, стекло и дерево. Современных нововведений минимум. Так, на площади ждут своей очереди мешки с изовером (пойдёт на утепление пола и потолка). В большие праздники здесь собирается столько народу, что был случай – пол в одном месте провалился, лага не выдержала. При восстановлении дугана решено было сделать пол из двойного бруса (сплошным брусом 18 на 18 в два ряда).
    Да ещё из усовершенствований – деревянную часть здания покрыли специальной защитной пропиткой  от гнили и огня. Потому что: «Не дай бог ещё раз такое», – выводит группу на улицу Цыдып-лама. «Не дай бог?» – смеёмся мы. 
    – Так я же с вами по-русски говорю, – смеётся наш замечательный экскурсовод. – На бурятском-то не поймёте. 
    И уже серьёзно рассказывает, что есть выражение на бурятском, в буквальном переводе означающее, что огонь – хорошо, по крайней мере лучше, если например, что-то в воде потонуло.
    Но пусть Согчен дуган больше ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Летом 2017 года, если погода будет благоприятной, внутри, снаружи здания за дело примутся маляры и художники. Осенью работы планируют полностью завершить.


Год 1811-й...
    Агинские буряты восьми хоринских родов пригласили тайшу Галсана Мархаева для определения места строительства дацана, который будет именоваться Агинским дацаном. Перед тем как Мархаеву выбрать место строительства Агинского дацана, ему приснился сон, где он услышал звуки молебна, смех хувараков и лай собак, из-за чего тайша остановил свой выбор именно на местности Булактуй.
    Для строительства дацана были приглашены русские каменщики и плотники. На освящение в 1816 году пригласили Ринчин-ламу, шэрээтэ Дырестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», ныне Джидинского района Бурятии. Вероятно из-за того, что этот дацан сохранял нейтралитет, во время существующего в то время соперничества между Гусиноозёрским (Тамчинским) дацаном, новой ставкой Хамбо ламы и влиятельным Хилгантуйским дацаном «Балдан Брайбун». 
    Ринчин-лама освятил дацан и дал ему название Дэрестуйского дацана «Лхундуб Дэченлинг», только поменяв местами словосочетание, в итоге: «Дэчен Лхундублинг», что с тибетского означает «Обитель спонтанной реализации великого блаженства».
    В начале 60-х гг. XIX в. была учреждена монастырская книгопечатня, которая со временем стала признанным центром издательской деятельности Забайкалья. Была издана практически вся необходимая для изучения и обучения в монастырях каноническая учебная литература по богословским дисциплинам (философии, логике, астрономии, астрологии, тантризму, винае, медицине и т.д.), а также обрядовая литература. Печатные книги-ксилографы, лучшие по качеству печати, чёткости и красоте, составляют гордость многих востоковедных библиотек мира.
    Все годы в дацане велась в том числе научная деятельность, имевшая большую социальную значимость. Так например, в 1895 году в Агинском дацане строится новый Манба-дацан, настоятелем становится Ринчин-Самбу Данжинов. Эмчи-багша составил рецептурные справочники-жоры, чтобы заменить импортное лекарственное сырье растительного происхождения аналогичными ингредиентами из забайкальской флоры... 
    Много-много других славных имён и деяний вписаны в историю дацана, но в 30-х годах он был закрыт, настоятели и ламы репрессированы. На территории размещалась даже воинская часть. Только в конце 80-х годов достояние было возвращено местной религиозной организации, с 1990 года велась ремонтно-реставрационная работа по воссозданию храмов, и только в 2004 году, впервые после семидесятилетнего перерыва, был проведён обряд, и двери дацана вновь открылись для верующих.
    По информации сайта Агинского дацана

    Материалы подготовила Елена Сластина, автор благодарит за помощь пресс-службу Агинского дацана
Яндекс цитирования