Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Прилетел вдруг волшебник в голубом вертолёте
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Люблю село, людей, свою работу…
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Методы купюротерапии
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Улыбка согревает, улыбка лечит
1941-1945
    Срочный репортаж не дописав…
ТелеМАНИЯ
    Киносуеверное… дело в общем …верное!
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Таёжник-железнодорожник
НУ И НУ
    Как Евдоким Кузяев пить бросил
ЗНАЙ НАШИХ!
    Поющая душа
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С добром к миру
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    От рыбалки до прайм-тайма, или Сказка о добром читинском «телевампире»
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ
    О людях, книгах и истории
Выпуск № 37 от 13.09.2016 г.
Киносуеверное… дело в общем …верное!
Чёрный кошан перебежал дорогу... Тьфу-тьфу-тьфу! Рассыпалась соль... Тьфу-тьфу-тьфу! Женщина навстречу с пустыми вёдрами... Тьфу-тьфу-тьфу! Разбитое зеркало и ещё много чего, среди которого лидирует «весёленькая» цифра «13», против которой одного «тьфу-тьфу-тьфу» маловато. А уж если 13-е, да не дай Бог, пятница... К счастью, сегодня вторник 13-е, а потому в относительной безопасности поговорим о приметах и суевериях. Особых. Профессиональных. Кинематографических.
Киношники – одни из самых суеверных людей в мире. Приметы и связанные с ними привычки сценаристов, режиссёров, операторов, актёров, имеют немаловажное значение в создании будущего шедевра. И так, первый съёмочный день…
    
«Посудная» суперпримета №1
    Первое, что непременно обязаны сделать отечественные киношники – разбить тарелку. Обязательно! Любую. Треснуть её, круглую, о штатив кинокамеры – всё равно, что разбить бутылку шампанского об нос нового судна, спускаемого на воду – на счастье! Осколки группа разбирает на память. В чём глубокий смысл этого ритуала и кто его ввёл, неизвестно, но традиция эта исключительно русская, строго выполняется.
    Крайне неприятно, если посуда с первого раза не разбивается – очень плохой знак для будущего фильма. Вот один из ярчайших примеров: перед началом съёмок картины «Сталкер» Андрея Тарковского, тарелка выскользнула из рук ассистента и упала невредимой на пол. Итог: более половины отснятого в киноэкспедиции материала фильма, при проявке ушла в брак. В результате картину пришлось переснимать по новой и вместо экранизации повести Стругацких «Пикник на обочине» с массой захватывающих комбинированных съёмок появилось иная, философская лента, имеющая к литературному первоисточнику отдалённое отношение.
    Тарелка, брошенная на пол в первый день съёмок комедии Л. Гайдая «12 стульев» (на роль О. Бендера был утверждён актёр А. Белявский) тоже не разбилась. Гайдай побледнел: «Теперь фарта не будет!» И через несколько дней, просматривая дубли, обнаружил, что рядом с глыбой таланта С. Филиппова в роли Кисы, Белявский, как главный герой, вообще не смотрелся – из ведущего стал ведомым. Режиссёр немедленно приостановил съёмки и решил сменить исполнителя – случай в отечественном кино почти беспрецедентный! Комбинатора в конечном итоге сыграл А. Гомиашвили.
    Особый ритуал первого съёмочного дня есть и у японских киношников – они ничего не бьют, а расписываются друг другу на веерах.
    
«Ну… за кино!»
    Ритуал с тарелкой имеет и своё продолжение, но об этом знают лишь старые, матёрые кинематографисты: в последний съёмочный день члены группы в том же составе должны принести кусочки тарелки и склеить их на банкете в честь окончания работы. Но и у застолий киношников есть свои традиции: ни в коем случае нельзя выпивать за фильм, пока он не снят. Нельзя также произносить тосты за картину и её судьбу до тех пор, пока не состоится премьера. Но вот отметить первый съёмочный день (или последний) – не запрещено.
    Многие кинематографисты отмечают ещё и «сотый кадр»: с каждым отснятым 100-м эпизодом «для удачи» проставляется сначала режиссёрская группа, потом операторская, за ней – актёрская, гримёрная, осветители. Нарушение традиции грозит неприятностями во время последующего съёмочного процесса, что проверенно не единожды.
    
И никаких семечек!
    Одним из самых страшных грехов на съёмочной площадке являются семечки – мол, работа будет проделана впустую. Рассказывают, что когда кто-то из группы на фильме Дмитрия Месхиева был уличен с пакетиком семечек, режиссёр отменил смену, а виновника уволил. За лузганье на съёмках жестоко карали и классики отечественного кино, режиссёры Иван Пырьев, Михаил Козинцев, Александр Птушко.
    Классик-комедиограф Г. Данелия, снимая фильм «Не горюй!», ужасно злился на свою двоюродную сестру, актрису Софико Чиаурели, за то, что на съёмочной площадке та постоянно грызла семечки. И несмотря на то, что Чиаурели прекрасно справилась с ролью, больше он её в свои фильмы не приглашал.
    А вот актёр Андрей Панин в эту примету не верит и на съёмках картины П. Лунгина «Свадьба» (2000) его с семечками не раз просили уйти с площадки. Но в итоге он всю группу на них подсадил. А результат? «Свадьба» получила множество наград, в том числе и в Канне.
    
Хлопушка, праздники и «зоны кинориска»
    Лишний раз хлопать в кинохлопушку не стоит, проверено на опыте не одного режиссёра. Съёмка лишних дублей гарантированна на все 100%.
    Для русских киношников существует железное правило: не стоит снимать в большие православные праздники – Пасху, Троицу, Рождество. В советское время частенько на эту примету не обращали внимания, но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности – в подавляющем большинстве случаев все материалы снятые в эти дни уходили прямиком в корзину.
    Наиболее осторожно должны проводится съёмки в помещениях настоящих церквей и на территориях монастырей. Здесь нельзя не только сквернословить, но и просто ругаться, а съёмка любого фильма – дело, в общем-то, нервное… «У нас была сцена у одного московского монастыря, – вспоминали участники группы фильма «Адмирал». – Сложно припомнить более трудную смену: за её время дважды ломалась камера, лопнула линза в объективе, а потом ещё и лампы в осветительных приборах начали лететь».
    
Звук и помазок
    Каждый разумный киношный звукорежиссёр, будь то русский, европеец, или «голливудец», пока идёт работа над крупным проектом, держится на максимальном удалении от парикмахерской. Считается, что стрижка и бритьё – главное зло качественного звука в ленте.
    
Заморочки режиссёрские…
    Почти у каждого режиссёра во время работы над фильмом имеются индивидуальные суеверия, приметы и «талисманы». Так, Эльдар Рязанов считал своим долгом, хотя бы на несколько секунд, обязательно мелькнуть в эпизоде каждого своего фильма, иначе успеха у картины не будет. Георгий Данелия почти во всех своих фильмах, даже в крошечных кадрах обязательно снимал Евгения Леонова, считая его личным «счастливым талисманом». Была у Данелии ещё одна непременная «фишка» – ставить в свои ленты народную песню «На речке, на речке, на том бережочке...» Леонид Гайдай на выбор натуры для съёмок всегда ездил с одной и той же сучковатой палкой, а во всех своих фильмах обязательно снимал кошку и собаку.
    Юрий Чулюкин, «папа» «Девчат», во время каждой съёмки наматывал на мизинец левой руки кусок киноплёнки «на счастье». Валерий Огородников, известный по фильму «Взломщик» (1987 ) с участием рок-музыканта К. Кинчева, во время съёмок всегда носил одну и ту же кепку и снимал её только в конце рабочего дня. А когда актёр поражал его своей игрой, как знак восхищения, давал её поносить до следующего съёмочного дня.
    
...и актёрские
    Если получили гонорар за съёмку и потратили его на обновки или украшения, то надевать всё это до премьеры нельзя! В противном случае фильм не продержится на экранах столько, сколько ожидалось, или вообще провалится.
    Также актёры носят под одеждой булавки от сглаза, пока не начнутся съёмки. Не говорят даже с близкими о новой роли, держат пальцы крестом перед командой «Мотор!» и по возможности отказываются от ролей убийц, всякой нечисти, считая, что сыгранное может изменить и их собственную жизнь. Главное исключение – актёр Александр Филиппенко – любитель негативных персонажей: с блеском исполнил и Смерть, и Кощея Бессмертного, злодеев и убийц, сам умирал в фильмах и даже дважды снялся в экранизации «проклятого» романа «Мастер и Маргарита».
    Кстати, далеко не каждого актёра заставишь лечь в гроб. Но если без такого жуткого кадра никуда, то себе под голову в домовине нужно обязательно положить бутылку водки. После съёмок следует отдать эту бутылку коллегам, чтобы выпили за ваше здоровье. А сам из неё ни-ни. «Злодейка с наклейкой» примет вместо вас на себя все беды и неприятности.
    А пока не выключали камеру, «умерший» актёр должен посмотреть в объектив, улыбнуться и показать язык, тогда с ним точно ничего плохого не случится.
    В общем, тьфу-тьфу-тьфу, чур меня, всех вас, друзья, и все фильмы!
    Сергей БАЛАХНИН, иллюстрации автора
Яндекс цитирования