Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Прилетел вдруг волшебник в голубом вертолёте
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Люблю село, людей, свою работу…
КОЛОНКА ЧИТАТЕЛЯ
    Методы купюротерапии
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    Улыбка согревает, улыбка лечит
1941-1945
    Срочный репортаж не дописав…
ТелеМАНИЯ
    Киносуеверное… дело в общем …верное!
ЗАПОВЕДНОЕ ЗАБАЙКАЛЬЕ
    Таёжник-железнодорожник
НУ И НУ
    Как Евдоким Кузяев пить бросил
ЗНАЙ НАШИХ!
    Поющая душа
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    С добром к миру
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Вольная забайкальская поэзия
    Литературная гостинная
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    От рыбалки до прайм-тайма, или Сказка о добром читинском «телевампире»
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ
    О людях, книгах и истории
Выпуск № 37 от 13.09.2016 г.
От рыбалки до прайм-тайма, или Сказка о добром читинском «телевампире»
– Никита, а Первых у вас свежий? – Да, Игорь Геннадьевич, берите, его только что привезли. Для человека, не варившегося в котле под названием «телевидение», фраза покажется дикой. А означает она, что корреспондент программы Иван Первых привёз со съёмок оперативную информацию, и её собираются выдать в эфир. Филиал ВГТРК «Чита» дарит читателям «Земли» очередную виртуальную экскурсию по студии самой крупной телекухне Забайкалья. Добро пожаловать в программу «Вести-Чита»!
Помню свой первый рабочий день на студии ГТРК «Чита», будто был он вчера. Мне казалось, что я попала, как минимум, в другую страну. Например, в Белоруссию. Слова вроде бы звучат знакомые, а смысла понять не могу. С порога: «Где твоя рыба? Ты как поедешь на съёмки без рыбы?». А зачем, спрашиваю, мне рыба? Мы кого-то кормить будем? Шеф-редактор смеётся: «Вот неопытная, текст твой предварительный, спрашиваю, где?» 
    Через пару минут оператор: «Удочку берём?». Думаю, раз про снасти заговорил, значит, речь опять про мою многострадальную «рыбу», не на рыбалку же собрались. Отвечаю, не понадобится, я «рыбу» уже написала. Тот пожал плечами: «Петлю вязать будем? «Американку» включаем? Мохнатку берём? Лайфы пишем?» На мою растерянность смилостивился: «Ладно, по коням, буду поливать всё подряд, звук на пушку запишу. На монтаже разберёшься». 
    Не разобралась, потому что монтажёр тоже поставил меня в тупик. Протягиваю ему видеокассету, а в ответ: «А штаны где? Забыла?» Незаметно осматриваю себя: да, нет же, всё на месте. Тот только хмыкает и продолжает: «Что у нас? БЗшка или ВМЗ? Варить файл будем или так соберём болванку на коленке?» Хватаюсь за голову: куда-то я не туда пришла, ввек не разгадать этот «птичий» язык. Но день-два и – разобралась, а на третий привыкла и сама начала ловко жонглировать всякими «консервами», «кирпичами», «пасхальными и молочными планами» и прочими словечками. Без знания «местного» языка не прижиться. Остаются на корабле под названием «Вести-Чита» лишь люди, горящие профессией и влюблённые с первых минут в свою телерадиокомпанию. И именно такие ежедневно корпят над выпусками передачи «Вести-Чита»: нанизывают, словно бисеринки, новостные сюжеты и любопытные информации, сплетая из, казалось бы, скучной рутинной жизни российской глубинки интересное информационное полотно.
    Волка кормят ноги. Телевизионщика тоже. И речь здесь не только о корреспондентах. Обо всех, кто связан с информационной программой. Английский поэт и культуролог Мэттью Арнолд как-то сравнил: «Журналистика – это та же литература, только на бегу». Так и получается. Шесть выпусков программы в день. Почти все в прямом эфире. Обновление информации в каждом – как минимум, 50%. ГТРК «Чита» вещает на 31 район, 338 населённых пунктов, 905 545 человек, а это 83% от общей численности населения края. 
    Всё, что произошло сегодня, забайкальцы должны увидеть именно сегодня. Новости – не соления, их к столу надо подавать свежими. Поэтому и приходится сотрудникам отдела информации часто (особенно перед очередным выпуском) по студии передвигаться бегом. Коллеги по цеху шутят: «Можно в эстафетах без подготовки участвовать». Благо, коллектив преимущественно молодой. И новейшая аппаратура позволяет выдавать в эфир информацию «с колёс». Но всё же с предварительной подготовкой.
    Сюжеты сами их «родители» (корреспонденты) называют бабочками-однодневками. Оно и понятно: век новости короток, скисает быстрее, чем молоко на солнышке. А внимания к себе требует едва ли не столько же, сколько тематическая передача. Ведь несмотря на небольшой хронометраж (в среднем сюжет длится полторы-две минуты) по сути это тот же фильм. Со своими героями, сюжетной линией, завязкой, кульминацией, развязкой. И чтобы телезритель увидел интересный репортаж, расследование или очерк, автор тратит немало сил. И каждый день для него – отдельная маленькая, но насыщенная жизнь. Точкой отсчёта служит тема, которую придумал продюсер. Далее журналисту необходимо продумать ходы, заставить своих героев жить, а не играть в кадре, стать единым целым с оператором, чтобы воплотить задуманное в жизнь. 
    Информационное телевидение – искусство синтетическое, командное. Здесь каждый человек – всё равно, что винтик в большом механизме: одно звено выпадет, и всё развалится. Поэтому и результат готового сюжета зависит не только от корреспондента. Во многом и от оператора, и даже от монтажёра. 
    К слову, сложнее всего сюжет смонтировать! Точнее, попасть на монтаж. Как только приближаешься к, казалось бы, пустым аппаратным, откуда-то появляется народ, который занимал очередь к монтажёру задолго до тебя. Монтажёр – человек на студии всем нужный, редкий, его надо беречь. Получается, правда, не всегда. То сюжет километровый напишешь, то придумаешь хитрый ход (ты-то, раздуваешься от гордости, думаешь, вот какой я молодец, чего выдумал-то, а ему, бедолаге, твою идею ещё и в жизнь воплощать!), то оператор подкачает – так снимет, что и взять-то нечего. Сразу видно – без вдохновения. 
    Программа «Вести-Чита» – визитная карточка ГТРК. А ведущий – её лицо. Ему же достаётся, наверное, самая большая ежедневная инъекция информационного адреналина. Любой из них расскажет: «Пять секунд до эфира. Сердце колотится – вот-вот выпрыгнет. Каждый раз, как в первый. Глаза бегают по суфлёру, мозг активно запоминает подводки к сюжетам, ухо внимательно слушает команды режиссёра: «Мотор, поехали, в кадре!» Три секунды дикого волнения: «Здравствуйте! В эфире информационная программа «Вести-Чита». Сегодня в выпуске...» Всё, отпустило. Вещание пошло, заплясали картинки, титры, звуки – ведущий расслабился. Трудно, да. Но большинство из команды «Вести-Чита» не готов в один миг встать и уйти за проходную студии навсегда: ГТРК «Чита» если уж зацепила, то на всю жизнь. 
    Вот ещё одна распространённая здесь легенда. По коридорам телецентра бродит телевампир. Кого укусил – того отсюда уже не выгонишь. Не пугают сотрудников ни ненормированный рабочий день, ни невысокие зарплаты, ни постоянное напряжение, ни частые командировки. Да сколько ещё таких «ни»... Видимо, правда, вампир существует.
    И он же, наверное, подливает сотрудникам «Вестей» в кофе какой-то эликсир вечной работоспособности. Помните, как в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика»:
    – Цементный завод.
    – Я!
    – Уборка улиц.
    – Я!
    – Песчаный карьер.
    – Я!
    Так и здесь: корреспонденты программы готовы браться за любую тему и в любое время суток. Неважно, сколько сюжетов уже в «висяке» (в работе); неважно, что писать придётся в выходные. Зато жизнь наполнена до краёв. Вот за этим мы и идём работать в программу «Вести-Чита». Кто ещё, как не сотрудники главной информационной передачи Забайкалья, могут окунуться с головой в сегодня региона, а потом всё услышанное и увиденное передать зрителю. Сложив воедино все вестевые бабочки-однодневки, мы создаём большой многотомник под названием «Антология. История многоликого региона по имени Забайкальский край».
    Любовь Чистякова, продюсер информационной программы «Вести-Чита»
Яндекс цитирования