Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Пенсионный фонд: что изменится в 2018?
ПРИГЛАШЕНИЕ К РАЗГОВОРУ
    Десять лет на посту главы
ФОРМУЛА УСПЕХА
    От биржи контактов – к контрактам
    Многое можем, умеем, хотим
ЛЮДИ ЗЕМЛИ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ
    Юрина горка
    Военное детство длиною в жизнь
ЗНАЙ НАШИХ!
    Любовь земная
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Как ленинградка-блокадница забайкалкой стала
ТелеМАНИЯ
    Похождения джентльменов за удачей. Часть 2
ВЫХОД В СВЕТ
    Бои Великой Отечественной путешествия вокруг света
ЖИВЕТ ГЛУБИНКА
    Книжкин дом и мы – при нём!
ТЕПЛЫЕ СТРОКИ
    По-прежнему народный – военный комиссариат
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
ПОТРЕБИТЕЛЬ
    Не тормози… с проверкой тормозов!
ЗДОРОВЬЕ
    Удивительной красоты подснежник
Выпуск № 5 от 30.01.2018 г.
Похождения джентльменов за удачей. Часть 2
Продолжаем рассказ о рождении золотого шедевра отечественного кинематографа, криминальной истории, придуманной писарями-авторитетами Георгием Данелией и Викторией Токаревой, воплощённой в кадре режиссёром в законе Александром Серым.
     ...Съёмки «Джентльменов удачи» начались в декабре 1970 года, однако команде Серого мёрзнуть не пришлось, поскольку первыми запланированными съёмочными объектами являлись «Лагерь археологов», «Колония», затем все эпизоды, связанные с побегом. Киногруппа, не дожидаясь  лета, отправилась …к нему сама. Работу начали непосредственно на «месте преступления» – под Самаркандом. Поставили палатки учёных. Бутафоры вручили «археологам» великолепный шлем Македонского, затем драгоценный «артефакт» отняли и зарыли в землю. 
    
Как горбатого «лепили» 

    «Нечего тут горбатого лепить», – говорят в народе (то есть не надо выдавать желаемое за действительное). А вот режиссёру «Джентльменов» пришлось, в самом деле, его «лепить». В одном из местных колхозов добыли молодого смышлёного верблюда, которого окрестили согласно сценарию, Васей. Посадили на Васю Доцента с Хмырём, уздечку вручили Косому, и режиссёр скомандовал: «Мотор!»  За один дубль сняли общий план проходки Васи с рецидивистами. Когда же перешли к дополнительным крупным планам, выяснилось, что Евгений Леонов не может долго удерживаться верхом на верблюде – актёр постоянно соскальзывал с коврика-седла меж двух горбов. Время шло, а простой, казалось бы, кадр снять не получалось. Тогда Серый нашёл оригинальное решение и подозвал дрессировщика, прикреплённого к группе. Через пять минут на плечи дородного мужчины взгромоздился увесистый Леонов, на горбушку самого режиссёра взобрался сухонький долговязый Хмырь – Вицин. Синхронно раскачиваясь «под верблюда» дрессировщик и режиссёр,  обливаясь потом и скрипя зубами, прошлись перед камерой. Зато кадр в итоге получился настолько реалистичным, что зрители до сих пор не догадываются о подмене. 
    
«А говорил, порожняком пойдём...»

    Знаменитый эпизод «Побег в цистерне» снимали в два захода. Внутри бочки – в декорации на «Мосфильме», снаружи – всё там же, под Самаркандом. Однако в обоих случаях актёрам пришлось пережить не слишком приятные часы. Идея использовать настоящий цементный раствор отпала сразу, поскольку длительное купание в нём было попросту опасным. Долго размышляли, чем заменить цемент. На помощь пришли химики одного из столичных заводов безалкогольных напитков. В один прекрасный день на съёмки подкатила «цементовозка», наполненная с «цементным» раствором, от которого за версту разило скисшей брагой и луком. Раствор оказался хлебной закваской, сдобренной для вязкости тридцатью килограммами манной крупы и подкрашенной для правдоподобия зелёной луковой эссенцией. Отказаться от такого купания актёрам помешало лишь собственное желание продолжать сниматься в оригинальной остроумной комедии, и компания «рецидивистов», тихонько матерясь, полезла в «цемент». 
    Состав безопасного раствора оказался всё же не слишком приятным – слишком терпким и ещё более липким, чем «оригинал». После съёмок актёры отмывались под душем по целому часу. Как-то после одного из дублей оглядываются, а Вицина нет. Переполошились: «Где Гоша? Может, утонул?» Помчались к «цементовозке». Оказалось, что Георгий Михайлович продолжает сидеть в цистерне, потому что от кого-то узнал по секрету, что этот состав на 23-х лекарственных травах, и что это на 15 лет продлевает молодость.
    Интересно, что в реальную цистерну во время натурных съёмок один из рецидивистов – Крамаров – влезть так и не решился, поскольку страдал клаустрофобией. Серому пришлось прибегнуть к хитрости уже во время монтажа картины. В фильме зритель увидел, как из цистерны выбираются Леонов, Вицин, а когда очередь доходит до Крамарова, в кадре появляется верблюд – так режиссёр скрыл отсутствие актёра.
    
Худой примус, пожар и...

    В январе 1971 года съёмочная группа перебралась в столицу. Дом, в котором поселились джентльмены удачи, был вовсе не декорацией, а вполне реальным строением, причём действительно предназначенным под снос. Жильцов там уже выселили, и поэтому без особых проблем киношникам разрешили его спалить. Съёмочная группа настолько увлеклась, что едва не сгорела заживо. Пожарные после первого же взрыва «совсем худого примуса» буквально за шкирку выволокли творцов из пылавшего здания. Хорошо, что хоть эпизод успели снять. 
    Любопытно, что спустя всего несколько дней после этого, работяги, трудившиеся на разборке дома, обнаружили в его фундаменте самый настоящий клад. Даже подрались из-за находки. Но кто-то позвонил в милицию, клад конфисковали, а драчуны вообще ничего не получили.
    
Зарядка «по-джентльменски»

    Дачу «барыги» профессора снимали в феврале под Москвой, в Серебряном Бору.
    На улице стоял мороз в минус 17 градусов, а режиссёр настаивал на натурных съёмках эпизода про физзарядку. И тогда троица «рецидивистов» серьёзно забастовала, не желая бегать полуголыми по морозу. Доцент, Хмырь и Косой, пошептавшись, предложили Алибабе (Муратову), вопреки желанию режиссёра, оставаться в тёплых фуфайках. Но вышла промашка: актёр пришёл на съёмки фильма позже всех и как-то не успел до конца сродниться с коллективом, хотя уже и вжился в образ своего героя. Поэтому по команде «Мотор!» Раднэр Муратов всё-таки разделся и первым выскочил на мороз. Ну, а дальше сработала актёрская ревность – разделись все… Правда, потом они отомстили Алибабе – Крамаров подкрался к нему и тут же, перед камерой, стал тереть снегом… Муратов от неожиданности завопил. Ну, а Вицин, чтобы веселее было, стал натирать самого Косого, тогда заорал и Крамаров. В итоге этот незапланированный дубль вошёл в фильм.
    
Косой и «шампусик»

    Шампунь, который выпил вместо спиртного Косой, был самым настоящим. Крамаров с перекошенной от отвращения физиономией и полным ртом пены вызвал такой смех у сидевшего рядом Вицина, что у него самого вылетела изо рта картофелина, которую актёр с трудом жевал всухомятку. Реалистичный дубль при монтаже сразу вставили в фильм.
    
Про слона, Ялту и блатного Гену

    Съёмки «Джентльменов» в общей сложности составили всего три месяца и закончились в конце февраля 1971 года. Всю музыку к фильму написал композитор Геннадий Гладков. Многие удивлялись, как он умудрился сочинить главную, такую неожиданную, «блатную» тему? Оказывается, композитору помогли воспоминания детства, когда юный Гена общался с самыми настоящими блатарями. 
    Песня в «Джентльменах», как известно, звучит всего одна – «Проснись и пой». Но мало, кто в курсе, что для фильма было написано ещё две. Песню «Ялта» исполнил под гитару Савелий Крамаров. Она должна была звучать после его сакраментальной фразы: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом и – в Ялту...» Другую, «Про слона», на мотив «Собачьего вальса» исполнил хрипато-придушенным голосом Вицин. Песня должна была прозвучать в эпизоде, когда Косой на даче профессора млеет в кресле-качалке, а Хмырь виртуозит на профессорском рояле. При монтаже эти песенные номера джентльменов по каким-то своим соображениям Серый вырезал. Ныне песни, не вошедшие в саундтрек фильма, можно услышать в интернете.
    
Министр – редиска, а генсек – фрейфе

    Смонтированную картину в мае 1971 года авторы показали худсовету «Мосфильма» и руководству Госкино. Во время просмотра киночиновники много смеялись, но картину, напичканную, как они считали, «блатной феней» и «воровской романтикой», в прокат пустить не решились. Только в ноябре, в преддверии Дня милиции, «Джентльменов» рискнули показать министру МВД Николаю Щёлокову. Министр тоже смеялся, но фильм, всё по той же причине, велел поставить «на полку». Шедевр спас главный любитель кино СССР Леонид Брежнев. Узнав о какой-то потрясающей комедии, которую запретили, замначальника по пропаганде политуправления внутренних войск полковник Юрий Чурбанов, зять генсека, доставил родственнику опальную картину. Леонид Ильич весь просмотр хохотал до слёз. «Да у нас в стране половину этой «фени» каждый уличный мальчишка знает», – заявил генсек и лично отдал приказ о тиражировании и прокате картины Александра Серого.
    
«Это тебе не мелочь…»

    Феноменальный успех «Джентльменов удачи» говорит цифрами: бюджет фильма составил 400 тысяч рублей, а только один месяц проката принёс государству 30 миллионов! Зрители в буйном восторге разорвали картину на фразы и реплики героев и цитируют вот уже пятый десяток лет. Тогда, в 1971-м, после такого бешеного успеха Токарева, Данелия и Александр Серый начали всерьёз подумывать о продолжении похождений «джентльменов». Делали наброски. Одну из ролей – пахана зоны собирался играть сам Серый. Но судьба распорядилась иначе... 
    Сегодня, спустя 47 лет, мы в...цатый раз пересматриваем «Джентльменов», «рыжьё» нашего отечественного кинематографа, и каждый из нас понимает, что созданное Александром Серым – это тебе... не мелочь по карманам тырить! Век воли не видать!
    
    Сергей Балахнин
Яндекс цитирования