Газета 'Земля'
РЕДАКЦИЯ ПОДПИСКА РЕКЛАМА ВОПРОС-ОТВЕТ
Содержание номера
НОВОСТИ
    Совет недели
    Акцент недели
    Первые полтора километра
БУДЕМ ЗНАКОМЫ
    Нематода, амброзия и повилика: что ещё к нам ветром занесёт?
СИТУАЦИЯ
    Иван-Озеро в ожидании стихии
Возвращаясь к публикации
    Говоря научным языком
КРУПНЫМ ПЛАНОМ
    Клевета из уст главы
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
    Индюк Женя и полмиллиона свиней
СМЕЛО ЗА ДЕЛО!
    Свой среди своих
    Поломаем голову
АДРЕСА ДОБРЫХ ДЕЛ
    Такие бы акции да каждому селу!
1941-1945
    Друзья познаются в беде
ТелеМАНИЯ
    «Вечный Сталин»
СЫНЫ РОССИИ
    Стать юнармейцем – высокая честь
ЗДРАСТЕ, СНАСТИ
    Куда катится ленок?
ПО ЗОВУ ДУШИ
    Если песня о главном – ей жить
О ЧЕМ НАМ ПИШУТ
    С высоты прожитых лет
ГОСТЬ РЕДАКЦИИ
    Зачем Чите новая лаборатория
НЕСКУЧНАЯ ЗАВАЛИНКА
    Литературная гостиная
    Вольная забайкальская поэзия
Выпуск № 18 от 01.05.2018 г.
«Вечный Сталин»
Ленин и Сталин. Символ Октября и символ Победы. Отечественный художественный кинематограф, не говоря уже о документальном, просто не мог обойти этих героев. Актёрам, воплощавшим их образы на экране, приходилось наиболее трудно – в отличие от своих коллег, им приходилось нести особую ответственность за своих персонажей, прежде всего в то время, когда один из них был в добром здравии и руководил страной. Сегодня, в праздник трудящихся 1 Мая и в преддверии Дня Великой Победы, – о тех, кому посчастливилось (и не очень) стать экранным Иосифом Виссарионовичем в его эпоху и в последующие годы.
Первый в «Октябре» и… последний

    Одна шестая мира готовилась к празднованию своего главного праздника, юбилея – двадцатилетия Великой Октябрьской революции. Более чем за год до этого, в феврале 1936-го, на студиях «Мосфильм» и «Ленфильм» был объявлен конкурс на сценарий и фильм о революции и Ленине. Курировать это мероприятие взялся сам глава СССР и большой любитель кинематографа Иосиф Сталин. В творческой гонке лидировали москвичи со сценарием Алексея Каплера под рабочим названием «Восстание», ленинградцы поотстали, поскольку сценарий Николая Погодина «Человек с ружьём» не был принят с первой попытки.
    За постановку «Восстания» взялся молодой режиссёр Михаил Ромм, который дал будущей картине другое название – «Ленин в Октябре». В этой ленте впервые в истории художественного кино СССР должны были появиться революционные и партийные деятели как киноперсонажи. На главную роль В.И. Ленина утвердили театрального актёра Бориса Щукина. Среди вождей революции был и Сталин. На его роль был утверждён артист Кировского драматического театра Семён Гольдштаб, имевший с вождём некоторое внешнее сходство.
    Съёмки фильма начались только 17 августа 1937 года и шли авральными темпами, да так, что вся работа, включая монтаж и озвучку, была закончена в рекордные сроки – за два месяца и 18 дней! 6 ноября картину уже смотрел Сталин. Увиденное одобрил, хотя работа Гольдштаба ему не слишком понравилась: больно уж скромен и простоват получился вождь – будущий глава страны, да и фамилия актёра несколько обескураживала. В конечном итоге фамилию актёра вообще убрали из титров.
    
Требуется другой Сталин

    «Ленин в Октябре» вышел на экраны СССР 7 ноября 1937 года с большим успехом. Ленту закупили многие страны, включая США и Францию, где успех был не меньший. Поскольку «Ленин в Октябре» представлял собой первую часть дилогии о революции, второй частью должен был стать «Ленин в 1918 году». Куратор проекта распорядился лично: «Нужен другой Сталин».
    Работал в начале 1920-х годов под солнечным кавказским небом, покоряя театральную публику Тифлиса, Батуми, Кутаиси и Тбилиси, молодой, красивый, обаятельный, талантливый парень. Был он из некогда известного грузинского княжеского рода, но ещё до революции забыл своё прошлое дворянство, родительское сельское хозяйство и отдался всей душой сцене, музыке, искусству и ни разу не жалел об этом. Звали парня Михаил Георгиевич Геловани. Обладатель прекрасного баритона, актёр прославился также исполнением романсов, что звучали в спектаклях. Мечтал он ещё попробовать себя в кино.
    В феврале 1924 года мечта сбылась – «отец» знаменитых «Красных дьяволят» (1923), режиссёр Иван Перестиани пригласил Михаила для участия в своей новой картине – драме «Три жизни», где ему была отведена роль Бахвы. Кинодебют оказался удачным, и Геловани стали приглашать в фильмы-экранизации грузинской литературной классики. В трёх из них герои сходили с ума. Один из них кончает жизнь самоубийством. Причём во время съёмок сцены повешения актёр сам чуть было не повторил участь своего героя. Фальшивая петля затянулась по-настоящему и сдавила горло. Режиссёр же, видя посиневшее лицо и вытаращенные глаза, пришёл в восторг от такой убедительной игры: «Вай, хорошо!.. Красиво висишь! Молодец, Мишико!» Хорошо, что вовремя догадались и вытащили его из петли.
    
Поющий Вождь

    Во второй половине 1920-х Геловани начал пробовать себя и в режиссуре, взяв на вооружение юмор, сатиру, пародию, эксцентрику, сняв авторские картины «Злой дух» (1927), «Молодость побеждает» (1928), «Дело доблести» (1931), «Настоящий кавказец» (1934). Казалось, в Грузии появился новый талантливый режиссёр, но вначале 1930-х годов, продолжая работать и в театре, Геловани в драме по пьесе Ш. Дадиани «Из искры...» впервые исполнил роль Вождя. Публика и театральные работники заметили несомненное фактурное сходство с И.В. Сталиным. Но это был только первый «звонок».
    К 1937 году в мире во всю царствовала эпоха звукового кино. В это время Михаил снялся в фильме Николая Шенгелая «Золотистая долина», «романсист» смог наконец-то попеть и в кино. Во время эпизода, где главный герой распевал, Чиаурели закричал: «Вы кого сняли, шельмецы?!» Крутанули эпизод ещё раз. Все ахнули – пел вылитый Сталин...
    Уже в следующем 1938 году на Тбилисской киностудии в картине «Великое зарево» режиссёра М. Чиаурели о подготовке революционного октябрьского восстания впервые в кинообразе Иосифа Виссарионовича Сталина появился на экране Михаил Геловани. Интересно, что его роль поначалу осторожно называли «Кавказец» и только в процессе съёмок, когда киношники поняли, насколько талантлив актёр, появился он – молодой Сталин, стальной, несгибаемый, беззаветный революционер. Параллельно с «Великим заревом» на «Ленфильме» Сергеем Юткевичем велись съёмки фильма, впоследствии ставшего классикой мирового кинематографа, «Человек с ружьём» (рабочее название «Ноябрь», вышла на экраны в 1939-м), и там тоже «засветилась» восходящая звезда кино-Сталина – актёр М. Геловани.
    Всего за сутки до официальной премьеры, 9 ноября 1938 года, ленту «Великое зарево» посмотрел главный кинолюбитель СССР. Когда свет в зале включили, он несколько минут сидел в молчании. Затем, так же молча, встал и пошёл к двери. На выходе генсек остановился, обернулся и сказал: «А я даже и не думал, что, оказывается, товарищ Сталин такой обаятельный человек». Затем Иосиф Виссарионович скупо улыбнулся и добавил: «Хорошо, Геловани...» И в этот же вечер режиссёру Михаилу Ромму из Кремля поступила телефонограмма, где сообщалось, что для картины «Ленин в 1918 году» – второй части ленты «Ленин в Октябре» – найден новый актёр для роли тов. Сталина...
    
Как Геловани Сталиным становился

    Стараясь максимально точно воплотить на экране образ своего великого персонажа, Геловани выкладывался полностью. Чтобы скопировать голос и акцент Сталина, по многу часов прослушивал грампластинки с записями его речей, выступления по радио, не пропускал ни одного его доклада. Если дело касалось каких-либо праздничных мероприятий, старался пробиться к трибуне мавзолея Ленина, где находился вождь, чтобы увидеть, как он держится, разговаривает с соратниками. На съёмной квартире (у Геловани в столице довольно долгое время не было собственного жилья) актёр переодевался в «фирменный» сталинский френч и галифе, непременно заправленные «по-сталински» в хромовые сапоги, и часами перед зеркалом «полировал» позы, движения, сталинскую походку, манеры, мимику вождя, интонацию голоса, и всё это с непременной трубкой в руках.
    Сегодня, исполняя роль любого более или менее современного руководителя государства, к услугам актёра превеликое множество визуальных и аудиоматериалов о своём прототипе, тогда же, в 1930-х... Особенно «секретным» в этом отношении был Сталин, который был на виду у всех, и одновременно о нём, в первую очередь, о его личной жизни, было почти ничего неизвестно. Так что позаимствовать какие-то важные штрихи Сталина-человека было просто неоткуда, и Геловани, работая над своим героем, пользовался в основном, помимо своих личных наблюдений, его «официальным», «идеальным» образом, создаваемым кинохроникой, фотографиями в газетах и журналах, плакатами и картинами художников.
    Снявшись ещё раз в образе вождя в ленте «Выборгская сторона» (1939), Геловани продолжал неустанно работать над свои героем. Репетируя роль для картины «Ленин в 1918 году» и превращаясь в очередной раз в «Сталина», Михаил Геловани устраивал себе «контрольную» – актёр появлялся в коридорах «Мосфильма» в полной «экипировке» вождя с непременной трубкой в руках и смотрел на реакцию сотрудников студии. Если они ошеломлённо замирали и даже бледнели (в восторге или в страхе), то, значит, исполнитель вождя был на верном пути к его образу.
    
Официальный представитель

    Напряжённый, выматывающий труд Геловани принёс свои плоды – фильм «Ленин в 1918 году» с его участием в роли Сталина и работой его коллеги Бориса Щукина, исполнившего роль вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, начал победное шествие в праздничную дату 7 ноября 1939 года. Сначала по кинотеатрам, клубам и киноустановкам СССР, а затем и десяткам стран мира. С этой картины бывший грузинский князь, певец, режиссёр и талантливый актёр Михаил Геловани стал признанным, официально и неофициально, «товарищем Сталиным» и его «представителем» на киноэкране. Впереди было ещё одиннадцать картин с образом вождя, а среди них – шедевры соцреализма, знаковые картины мирового кинематографа – «Клятва» и «Падение Берлина».
    Продолжение истории «вечного» киновождя читайте в следующей «Телемании».
    
    Сергей БАЛАХНИН
Яндекс цитирования